Новости Омской митрополии

12 Января 2016
Слово митрополита Омского и Таврического Владимира на начало Великого поста

 

Приветственное слово

митрополита Омского и Таврического Владимира

на V Омских областных Рождественских образовательных чтениях

«Традиции и новации: культура, общество, личность»

(12 января 2016 года)

Ваши Преосвященства!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Уважаемые дамы и господа!

Позвольте, прежде всего, поздравить вас с радостным праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа и наступившим по гражданскому календарю новым годом. Желаю, чтобы наступивший год был спокойным и счастливым, чтобы он был наполнен мирным и созидательным трудом на благо наших ближних и нашего Отечества!

Уже в пятый раз мы с вами собираемся на очередном региональном этапе Рождественских чтений, для обсуждения наиболее важных вопросов взаимодействия Церкви, государства и общества в деле образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

За эти годы наши чтения создали возможность для живого обмена идеями, уточнения наших позиций и выработки планов на предстоящий год. Радостно видеть, как из года в год расширяется число участников чтений и круг обсуждаемых тем. В этом году число секционных заседаний возросло до девятнадцати и распределилось дополнительно по двадцати подсекциям. Но главное, конечно, не количество секций, а то, что мы все, независимо от наших религиозных убеждений и политических взглядов, стремимся к диалогу, стремимся к выработке совместных решений ради нашего будущего, будущего наших детей, будущего Омского Прииртышья, будущего всей России.

Название наших нынешних чтений – «Традиции и новации: культура, общество, личность» – может у кого-то вызвать недоуменный вопрос: что означает в этом контексте слово «новации», то есть, новшества? Что касается традиций, это выглядит понятным: Церковь зиждется на традициях и стремится сохранить Православную веру в изначальной чистоте. Так что же означают в этой связи «новации»? О каких новшествах идёт речь?

Здесь надо сказать, что и традиции, и новации бывают разными, и отношение к ним Церкви зависит от каждого конкретного случая. Конечно, в том, что касается основных Христианских заповедей и догматов, то тут никаких новаций вводиться не может. Но в остальных случаях – нужно внимательно смотреть, чем является та или иная традиция, когда она возникла, полезна ли она? Ведь традиции бывают полезные, а бывают и вредные; бывают многовековые, а бывают относительно недавние. Некоторые традиции могут оказаться не такими уж давними, и не такими уж незыблемыми. И напротив, то, что кажется каким-то новшеством, в действительности оказывается возвращением к более древней, более важной, но, в силу разных причин, забытой традиции.

Ведь когда-то и перевод Священного Писания и Богослужения на славянский язык, произведённый святыми равноапостольными Мефодием и Кириллом и их последователями, воспринимался многими как недопустимое новшество. Противники солунских братьев, как известно, утверждали, что Богослужение можно совершать только на трёх языках: древнееврейском, древнегреческом или латыни, а по традиции – вообще только на двух: греческом и латыни. Однако святые Кирилл и Мефодий доказали, что такая «традиция» как раз противоречит вселенскому характеру Учения Христа. Святой Кирилл отвечал своим противникам: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языцы, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше, научите вся языки…».

Таким образом, то, что казалось современникам святых равноапостольных братьев неслыханным новшеством, в действительности было восстановлением изначальной традиции Церкви.

Когда несколько лет назад была введена практика огласительных, то есть вероучительных бесед для тех, кто желает принять Святое Крещение, их воспреемников (крёстных родителей), а также для венчающихся – это тоже многими, и даже священнослужителями, было воспринято, как новшество. Ведь столько десятилетий крестили и венчали без всяких огласительных бесед! В действительности же, это якобы новшество было восстановлением истинно православного отношения к Таинствам.

В Православии важнейшим элементом учения о Таинствах – в том числе, о Таинстве Крещения и Таинстве брака, – является глубоко осознанное отношение к ним того, кто к этим Таинствам приступает. Если человек не знает основ Христианского вероучения, не понимает смысла тех Таинств, которые он принимает, если он нравственно не подготовился к ним, то тогда Таинства могут послужить такому человеку не во спасение, а «в суд и осуждение»… Поэтому нынешнее введение огласительных бесед, будучи по форме новацией, по своему содержанию является восстановлением той глубокой традиции отношения к принятию Таинств, которая была всегда присуща Православной Церкви, так как с древнейших времён длительное оглашение являлось обязательным, и этому имеются исторические доказательства.

С другой стороны, многие традиции и обычаи являются вредными и требуют самого решительного искоренения. Даже назвать традициями их неуместно – это губительные привычки, которые, по нашей беспечности, приобрели массовый характер. Например, многие считают традицией не садиться за поминальный стол без выпивки, и даже бытовое пьянство оправдывают как чуть ли ни «национальную традицию». Другие считают «национальной традицией» постоянное использование в речи бранных слов и выражений, и даже гордятся, что «матерные» слова перенимают у нас другие народы. Вот до чего дошло! Следовало бы стыдиться, что у нас перенимают не наши православные обычаи, а вредные привычки! Стыдно должно быть нам за то, что мы являемся не образцами для подражания в хорошем, а оказываемся для других «учителями» в сквернословии! Страшно слышать, как даже верующие, не краснея, употребляют такие ругательства, оскорбляя ими своих ближних. Христос Спаситель учит, что всякий, кто скажет брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф.5:22). А если послушать, какими бранными словами у нас разговаривают – то рядом с ними слово «безумный» покажется просто образцом вежливости! Не обманывайтесь, – предупреждает всех нас апостол Павел, – ни пьяницы, ни злоречивые … Царства Божия не наследуют (1Кор.6:9-10). Действительно, как можно одними и теми же устами изрыгать сквернословие – и молиться Господу, упиваться дурманящим зельем – и причащаться Святых Таин? И это важно не только для верующих: пока мы не станем бороться всем миром с такими лже-традициями, они будут, как раковая опухоль, разъедать наше общество.

И избавление от вредоносных обычаев не так уж невозможно, как многим может показаться. Например, некогда был очень распространён обычай клясться именем Господа нашего Иисуса Христа. И святитель Иоанн Златоуст сурово обличал этот обычай, показывая, что он не только не имеет ничего общего с Христианской верой, но и противоречит её главным заповедям, прежде всего – заповеди не поминать имя Господа Бога всуе. Обращаясь к своей пастве, ко всем христианам, святитель Иоанн восклицал: «Имя досточтимое, которое выше всякого имени, имя, чудное по всей земле, от которого трепещут демоны, мы всюду произносим безрассудно! О привычка! От нее-то произошло то, что это имя пренебрегается!»[1].

И, благодаря усилиям святителя Иоанна Златоуста, благодаря постоянным разъяснительным трудам всей Церкви, от этого нехристианского обычая сегодня почти ничего не осталось.

Не менее решительно великий Учитель Церкви обличал и другую проникшую из язычества традицию: петь на свадьбах непристойные песни. «Если кто один на площади скажет что-нибудь худое о твоей супруге, – говорил святитель, – ты крайне огорчишься и считаешь жизнь не в жизнь; а когда бесчинствуешь в присутствии целого города вместе с будущею супругою, то радуешься и восхищаешься. Не безумно ли это? Но таков, скажешь, обычай. Это-то особенно достойно слёз, что диавол ввёл такой обычай!»[2].

Поэтому мы не должны слепо поддерживать все существующие обычаи и традиции, – они могут оказаться введёнными врагом рода человеческого – диаволом. Ведь когда-то, тысячелетие назад, и язычество тоже выступало на Руси как «традиционная вера», как «вера предков». Понадобились выдающаяся мудрость, огромная политическая воля и мужество святого равноапостольного князя Владимира, чтобы совершить исторический выбор в пользу Христианства и начать искоренять языческие суеверия. И по сегодняшний день многие деятели современного язычества пытаются оправдать свою приверженность этим суевериям – следованием якобы «исконным» славянским традициям.

Традиция традиции – рознь, и новации тоже бывают различными. И мы, Церковь Христова, православная общественность в диалоге с государственной властью, со всеми здоровыми политическими силами современного Российского общества должны давать ясную и объективную оценку и существующим традициям, и вводимым новациям. Особенно это касается тех традиций и новаций, которые связаны с современной техногенной цивилизацией, которая, по сути, основана на тех ценностях, многие из которых – например, индивидуализм, стремление к материальным благам, безрелигиозность – противоречат не только идеалам Христианской жизни, но и основам Российской культуры, основам нашей общественной жизни, нашей государственности.

С этой целью мы собрались с вами сегодня: обсудить, как относиться к тем или иным традициям и новациям, как отделять полезные от вредных, и как использовать полезные, живые традиции в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания и культурной политики.

Позвольте поблагодарить все организации, которые оказывают нам постоянную поддержку в проведении региональных Рождественских чтений – прежде всего, Министерство образования и Министерство культуры Омской области, Департамент образования Администрации города Омска, Омский государственный университет имени Фёдора Михайловича Достоевского, – и пожелать всем участникам этого форума интересной и плодотворной работы.

Благодарю за внимание.


[1] Иоанн Златоуст, свт. 9-я беседа на Деяния святых апостолов.

[2] Иоанн Златоуст, свт. 12-я беседа на Первое послание к Коринфянам.