Новости Омской митрополии

7 Декабря 2015
Слово митрополита Омского и Таврического Владимира на начало Великого поста

 

Путь мудрого вверх,

чтобы уклониться от преисподней внизу

(Притч.15:24)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры!

Чем выше и прекраснее человеческая душа, тем выше ее устремления. Высокий разум не удовлетворяется полуправдой-полуложью смертного знания. Но что может знать о вечности создание, забывшее своего Всевышнего Создателя?

Грехопадение первых людей Адама и Евы, последствиями которого они заразили всех своих потомков, явилось разлукой человечества с Небесным Отцом. С тех пор даже лучшие умы были обречены блуждать во мраке: духовное зрение людей искажалось и помрачалось грехом. Даже праведники Ветхого Завета, еще хранившие память о Боге-Творце, могли взирать на вечные Небеса только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1Кор.13:12). Так продолжалось до пришествия в мир Вочеловечившегося Бога – Господа нашего Иисуса Христа, когда люди вновь смогли увидеть своего Творца лицом к Лицу. Тогда для человеческого разума вновь ожила истинная вечная мудрость – в словах Христа Спасителя: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:25).

Однако и после явления Божественной Истины в падшем мире продолжала существовать – и существует поныне – диавольская ложь.

Адама и Еву лукавый змий соблазнил сладким на вид плодом, вкус которого обернулся горечью изгнания из рая. Таким же образом сатана стремится соблазнить весь род человеческий сладостью греха, за которым следует горечь смерти и адских мучений. Обманутые грешники, забывшие Пречистого Бога, ставшие рабами душегуба-диавола, начали «обоготворять» собственные гнусные пороки: жестокость и гордыню, похоть и подлость. Так порождены были и кумиры греко-римской античности: отцеубийца Зевс-Юпитер, кровожадный Арес-Марс, развратная Афродита-Венера, пьяница Вакх-Дионис и им подобные. В этом пантеоне нашлось место и своеобразной «мудрости»: хитрый Гермес-Меркурий считался одновременно покровителем философов, ораторов и… воров. О том, откуда появились эти кумиры, святая великомученица Екатерина, память которой мы сегодня празднуем, говорила: «Почитают богами идолов тленных и нечестивых и служат им… Они были некогда людьми и окончили жизнь свою нечестиво, но ради некоторых деяний, совершенных ими, поставили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцев, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, начали им поклоняться, как богам».

Но, каково бы ни было историческое происхождение языческого культа, за каждым идолом скрывался смертный грех и внушающий его демон. По свидетельству Священного Писания: Язычники, принося жертвы, приносят (их) бесам (1Кор.10:20).

Когда воссияло людям Солнце Правды – Христос Господь – все мрачные силы ада, все силы языческой мерзости и дикости восстали, чтобы погасить в сердцах уверовавших Божественный Свет. Язычество само изобличало свою лживость – тем, что в борьбе с Христианством у него не нашлось никаких доводов, кроме насилия. Вера Христова, призывавшая к любви и чистоте, милосердию и кротости, на всем пространстве гигантской Римской империи была объявлена государственным преступлением. Страх перед пытками и казнями был тем аргументом, которым языческие палачи пытались понудить христиан к поклонению идолам. Но любовь верных к Божественному Спасителю, стремление их бессмертных душ в вечное Небо оказывались сильнее телесного страха перед болью и умиранием, – ибо сказал Христос Господь: Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и святых Ангелов (Лк.9:26). Как распинатели – первосвященники, книжники и фарисеи – были бессильны перед Христом Распятым и Воскресшим, так и диавольская ярость не могла победить страдающую и торжествующую Церковь Христову. Свирепые гонения продолжались больше трех столетий: и число христиан не только не уменьшалось, но все более множилось.

К древнему язычеству Рим добавил еще культ «обожествленных императоров», среди которых было немало тиранов. Подобных властителей особенно возмущало то, что христиане отказываются признавать в них «живых богов» и воскурять фимиам перед их статуями. Но в римском обществе с течением времени антихристианские настроения угасали. Среди знати уже редко встречались языческие фанатики: большинство аристократов уже не верило ни в каких «зевесов и гермесов» и сказания о них открыто называло глупыми баснями. О нелепости языческих преданий писали и знаменитые мыслители.[1]

Над «обожествлением кесарей» знать втихомолку посмеивалась; придворным были превосходно известны все пороки и слабости этих «живых кумиров». Во что же верили римские вельможи? Ни во что или, точнее, в ничто: в «черную дыру» смерти, в полное уничтожение души после умирания тела. Тот древний атеизм был не столь кровожаден, как его новейший последыш – «воинствующее безбожие» большевизма, прикрывающееся фальшивым покрывалом «научности» и сулившего фальшивый «коммунистический рай на земле». Древнеримские безбожники не были фанатиками, их идеологией было примитивное наслажденчество, девиз которого святой апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам приводит так: Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1Кор.15:32). Они не отказывались приносить жертвы идолам, видя в этом лишь пустую формальность и нужное для невежественной черни развлечение. Ненависти к христианам они не питали, лишь удивлялись тому, что верные предпочитали мучения и смерть выполнению языческих «формальностей». Погрязая в роскоши и разврате, римская знать не могла понять тех, кто стремился в Царство Небесное; но в гонениях на христиан равнодушная «верхушка общества» особого смысла не усматривала. Простой же народ все меньше удавалось обманывать клеветой на Христианские Богослужения, как на некие «оргии», и имперской пропагандой, выставлявшей христиан «врагами великого Рима». Простые люди видели высоту и чистоту жизни, доброту и любовь, царящие в христианских общинах, – и начинали не только понимать несправедливость гонений на них, но и прислушиваться к Учению Христову. Мужество святых мучеников, предпочитавших смерть отречению от веры, вызывало восхищение и заставляло задуматься. Народ больше не желал участвовать в расправах над верными Христовыми. Когда кесарь Максимин пытался организовать «возмущение народных масс» против христиан, эти попытки терпели позорный провал. И многим римским чиновникам все тягостнее становилась обязанность преследовать верных: они понимали, что их понуждают терзать и предавать казни невинных. Сохранилось описание того, как явившегося в языческое капище, перед всеми исповедовавшего себя христианином и проклявшего идолов человека, римские солдаты тут же вытолкали прочь, – чтобы так избавить его от предписанной «законом» расправы. Гонения на христиан выдыхались, последние волны этих гонений «шли сверху» – непосредственно от правителей империи: таких, как жестокий тиран Галерий и его ставленник Максимин Дая.

В конце III века по Рождеству Христову началось разделение власти над необъятной Римской империей. Западные провинции оказались под управлением Констанция Хлора, человека доброго и справедливого, вводившего веротерпимость. Его сын, святой равноапостольный император Константин полностью прекратил гонения, сам стал христианином и великим христианским просветителем. Но над странами Востока властвовал Галерий, страстно ненавидевший веру Христову. Галерий был человеком низкого происхождения. О его матери известно, что она была фанатично привержена язычеству, участвовала в вакхических оргиях. Для приобретения некоего лоска, необходимого «живому кумиру», Галерий избрал себе в наставники философа Иерокла, тоже фанатика идолопоклонства. Галерий изобретал для христиан жесточайшие пытки: их сначала били плетьми, пока не обнажались кости, затем поливали их раны уксусом и живьем помещали мучеников на медленный огонь. Доходило до сожжения заживо населения целых христианских городов: не щадили никого – ни старцев, ни грудных младенцев. В своих зверствах Галерий нашел себе соответствующего пособника. Им стал его племянник Дая, в прошлом пастух, которого Галерий поставил править Египтом, Палестиной и Сирией, присвоив ему титул кесаря и римское имя Максимин. В «заплечных дел мастерстве» племянник усердствовал не менее, а подчас и более дяди. Сохранилась жуткая статистика: в одной только египетской области Фиваида ежедневно умерщвляли от десяти до ста христиан.

В такие времена в Александрии Египетской жила девушка по имени Екатерина, что в переводе с греческого означает «хранящая чистоту». Эта девушка была очень горда, и по земным меркам ей было чем гордиться. Она обладала необычайно красивой внешностью, происходила из царского рода: принцесса греко-македонской династии, которая до прихода римлян правила Египтом. Вдобавок Екатерина отличалась глубоким умом и преуспела в изучении тогдашних сфер знания: риторики, поэзии, музыки, геометрии, медицины, иностранных языков (в наши дни ее назвали бы энциклопедически образованной). Особенно гордилась Екатерина знанием философии. Познания ее были таковы, что о ней говорили, будто она «мудрее самого Платона» – знаменитейшего из эллинских философов.

Слово «философия», как известно, означает «любовь к мудрости». Однако не все называемые «философскими» сочинения от древности до наших дней соответствуют такому понятию. За любовь к мудрости зачастую выдается тщеславие: человек, претендующий на звание философа, наслаждается игрой собственного рассудка, не желая понимать ограниченности этого рассудка. От подобных игрищ самовлюбленных «мудрецов мира сего» рождаются ереси и безбожие, цинизм, идеализм зла, ведущие в преисподнюю, зачастую приводящие к трагедиям целые народы. Мы знаем, до чего в ХХ веке теории Маркса довели Россию, а теории Ницше – Германию. По слову Священного Писания, не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1Кор.1:20). Полнотой истины обладает лишь Всеведущий Господь, человек может лишь стремиться к ней. А претензии сотворенного существа на открытие истины вне Всеобъемлющего Творца есть мания величия, производящая губительные миражи. Действительная любовь к мудрости ведет к смирению перед Творцом, к возможности черпать знания из Божественного Откровения. Как говорил святой апостол Павел: Кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы (т.е. апостолы – м.В.) имеем ум Христов (1Кор.2:16).

В языческом мире были мыслители, искренне стремившиеся к постижению вечных истин. Но неведение Бога Истинного стеной стояло между ними и истинным знанием; и даже мощнейшие умы уподобились слепым котятам, тычущимся в эту стену. Однако сказано: ищите и обрящете (Лк.11:9). Озарения, предвещавшие явление Света Христова, встречались в предсказаниях ряда древних сивилл, в стихах римских поэтов, в трудах античных философов.

Платон, писавший о «вечном мире идей», догадывался о бессмертии человеческих душ и словно бы силился заглянуть в Царство Небесное. Однако все это были очень дальние и неясные отблески Божественного Света. Екатерина, которую сравнивали с Платоном, считала свои знания мудростью. Но для того, чтобы стать «всемудрой», как ее впоследствии наречет Церковь, ей не хватало просвещения Истиной Божией.

Родители Екатерины не знали, радоваться им или печалиться от того, что у них столь блистательная дочь. Она была их единственным ребенком, и обычное родительское желание – выдать дочь замуж – усугублялось стремлением видеть продолжение их царственного рода, сохранить его славу и богатство в потомках. Но девушка оглядывалась вокруг и не видела достойных ее женихов. Екатерина заявила родителям: «Выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдется ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из сих дарований, недостоин меня». После долгих поисков родители были вынуждены признать: есть женихи не менее родовитые и богатые, но по красоте и учености равных их дочери – нет.

Мать Екатерины была тайной христианкой. Ей удавалось уклоняться от исполнения языческих обрядов, но ни на открытое исповедание запрещенной религии, ни даже на попытки просветить своих близких святой верой мужества ей не хватало: слишком силен был земной страх за свою жизнь, за свою семью, – этим объясняется, почему её дочь Екатерина ничего не знала о Христе.

Однако трудности с замужеством дочери побудили мать обратиться за советом к человеку, которому она доверяла во всем: к своему духовному отцу.

Увидев Екатерину, услышав ее разумные речи, старец-священник прозрел высоту и чистоту ее помыслов и решил просветить её душу Светом Хритсовым. На слова девушки о том, что она согласится соединить свою судьбу лишь с человеком, обладающим теми же совершенствами, что и она сама, – святой старец отвечал: «Знаю я одного чудесного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех Своих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света, премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но по мере раздаяния, все более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему…

Он не имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверхъестественно от честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость; бессмертною душою и телом Она вознесена выше Небес, где Ей поклоняются все святые Ангелы, как Царице всей твари».

Услышав такое, Екатерина смутилась, гордость ее в сердце сменилась робостью. Старец говорил о дивном, непостижимом; Юношу, подобного Тому, о Котором он рассказывал, и вообразить было невозможно. Но слова старца дышали такой силой, что не верить ему Екатерина не могла. Она несмело спросила, можно ли увидеть этого несравненного Юношу. Священник дал ей икону Пресвятой Богородицы, держащей в Своих объятиях Божественного Младенца, сказав:

«Вот изображение Девы и Матери Того, о Котором я сообщил тебе так много чудесного. Возьми сие изображение к себе домой и, затворив двери комнаты твоей, с благоговением вознеси усердную молитву к сей Деве, имя Которой – Мария; умоли Ее, чтобы Она благоволила показать тебе Сына Своего. Я уповаю, что, если ты с верою Ей о том помолишься, Она услышит тебя и сподобит увидеть Того, к Коему стремиться душа твоя».

Екатерина взяла святую икону, вернулась в свой дом и стала взывать к Деве Марии, как научил ее старец. Наконец, утомившись, она уснула – и во сне узрела дивное видение. Екатерина видела Царство Небесное, она видела Матерь Божию и Христа Спасителя во славе. Девушка жаждала взглянуть на Лик Христов, сиявший неизреченной Красотой, – но всякий раз, когда она пыталась это сделать, Господь отворачивался. Пречистая Богородица, всегда скорая на молитву о людях, просила Божественного Сына:

- Воззри, Чадо Мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра. Разве сия девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит богатством и знатностью рода всех девиц?

Но Христос ответствовал:

- Нет, сия откровица весьма помрачена и так безобразна, что Я не могу смотреть на нее. Скажу Тебе, Матерь Моя, что сия девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду взирать на нее, пока она не оставит своего нечестия.

Вновь взмолилась Милосердная Матерь Божия:

- Молю Тебя, Сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее и научи, что ей надо делать, дабы насладиться славою Твоею и узреть Твое пресветлое и превожделенное Лицо, на Которое все Ангелы взирать желают.

И отвечал Господь:

- Пусть она идет к тому старцу, который дал ей икону, и пусть сделает то, что повелит он ей, и тогда она узнает Меня и обретет благодать предо Мною.

Екатерина очнулась после видения, охваченная восхищением и ужасом. Куда девалась ее гордость? Она считала себя совершенной, но вот – увидела Всесовершенство Царя Небесного. Чего стоила ее красота в сравнении с Божественной Красотой, чего стоили все ее знания, богатства, знатность в сравнении с Божественным Величием? Она очнулась смирившейся перед тем, что сказал о ней Господь. Сердце же ее жгло желание увидеть Его Светозарный Лик: она познала любовь Божественную, и все земное померкло для нее. Со слезами на глазах Екатерина не шла, а бежала к келье старца-священника: вымаливать для себя путь в Небо Божие. Она смирилась, а это первый шаг человека к истинному величию, – ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6).

Если в ночном видении Екатерина духовным взором созерцала Божественную Красоту, то в проповеди святого старца ей открылась Премудрость Божия. Она узнала о сотворении вселенной Всевышним Создателем, о бедственном отпадении от Бога наших прародителей, о пришествии в мир Христа Спасителя, Пречистой Кровью Своей избавившего человечество из рабства греху, смерти и аду, вновь указавшего людям дорогу в вечное Царство Господне. Она поняла ограниченность земных наук и ложь языческих мудрований: всего того, чем тщеславилась прежде. С ее разума словно спала темная пелена: она постигла смысл человеческой жизни – следовать за Христом в Небеса Божественной Любви. С верою и надеждой Екатерина приняла Крещение: и в Святом Таинстве обрела обновление, просвещение, возрождение.

Вернувшись домой, она снова затворилась в своих покоях и стала молиться перед тою же иконой Пречистой Богородицы: но она уже знала, о чем и Кому она молится. И вновь сподобилась Екатерина чудесного видения, но на сей раз иные слова услышала она о себе от Христа Господа:

- Теперь сия девица весьма угодна Мне, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна и безумна, какою была сначала; ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.

И Екатерина, еще недавно в целом мире не видевшая равных себе пала на землю и воскликнула:

- Недостойна я, Преславный Владыко, увидеть Царствие Твое, но сподоби меня быть хотя бы с рабами Твоими.

Милостиво взирал Христос Спаситель на ее смирение и вновь повторил обетование ее избранности.

А когда Екатерина пробудилась, она увидела вещественное свидетельство счастливейшего видения, – на руке ее сиял дивный перстень, знак обручения Небесному Жениху.

По слову жития, Екатерина «почувствовала в сердце своем такое веселье и такую радость, что с того часа сердце ее предалось совершенно Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно днем и ночью размышляла о своем возлюбленном Женихе, Его одного желала, о Нем одном поучалась наяву и во сне». Сердце ее возносилось в молитве ко Господу, разум наслаждался мыслями о Всевышнем, легко и сладостно было ей следовать заповедям Христовым о чистоте и добродетели. Такое состояние души называется святостью…

От великой любви ко Господу рождается великая любовь ко всем людям: ибо каждый человек носит в себе пресветлый образ Всевышнего, – и святым Божиим, желающим спасения всем, скорбно видеть, как кто-то оскверняет высокое свое достоинство зловерием или нечестием, губит свою бессмертную душу. Так и святой Екатерине больно было видеть, сколько народу в ее родной Александрии погрязает в язычестве, поклоняется идолам, не ведает пути к Богу Истинному.

Когда в Александрию прибыл свирепый гонитель христиан, кесарь Максимин Дая, в честь своего прибытия он повелел устроить пышное языческое торжество. Весь город огласился ревом быков и волов, которых резали для принесения в жертву кумирам; воздух напитался зловонным дымом от сожжения внутренностей жертвенных животных. Максимин приказал окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках, чтобы такой пищей осквернились и христиане. Святой Екатерине было невыносимо видеть диавольское торжество, ощущать смрад соблазна, в котором задыхаются и от которого погибают человеческие души. Она решилась противостать этому беснованию и перед всеми обличить гнусность идолопоклонства. Невеста Христова знала, что за исповеданием ею святой веры должны последовать страшные пытки и казнь, но она знала также, что идет по указанному ее Сладчайшим Спасителем пути – по пути Крестному. «Крест есть знамение любви и мученического страдальчества, подъемлемого ради любви к любимому. Не крестом ли въяве Бог показал Любовь Свою к человеческому роду… Нет больше любви, как не только любить, но и умереть за любимых… Не истинна любовь без Креста, без страдания за любимого… Видя Крест в девических руках святой Екатерины, мы уже знаем и истинную любовь ее ко Христу Богу, Спасителю нашему», – говорит о ее подвиге святитель Димитрий Ростовский.

Святая Екатерина явилась в идольское капище, встала перед кесарем и сказала:

- Царь, познай соблазн, в который вы вовлечены бесами. Вы почитаете богами идолов тленных и бесчувственных и служите им. Великий стыд быть настолько слепым и безумным, чтобы поклоняться таким мерзостям… Познай Единого Истинного Бога, Присносущного, Пребезначального и Превечного, Который на последок лет принял на Себя плоть человеческую ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны управляются, весь мир держится, Его единым словом все было создано и сохраняет свое бытие. Сей Всесильный и Преблагой Бог не требует жертв, подобных вашим, не ублажается закланием невинных скотов, но только требует, чтобы мы хранили Его заповеди твердо и непоколебимо.

Услышав такое исповедание, Максимин побагровел от ярости. Но эта девушка-христианка была слишком красива, и гнев тирана сменился столь же гнусным чувством – похотью. Максимин не придумал ничего лучшего, чем попытаться соблазнить ее карьерой своей наложницы. Ей, созерцавшей Небесное Царствие, смешны и противны были подобные посягательства грубого дикаря, хоть и одетого в пурпурную мантию. Она отвечала спокойно:

- Бесы, которых вы почитаете за богов, прельщают вас и увлекают в бессмысленные похоти; я же считаю себя землею и прахом; Бог создал меня по образу и подобию Своему и наделил меня такою красотою, чтобы люди дивились Премудрости Создателя, Который столь ничтожному лицу мог даровать такую мудрость и красоту.

Максимин был невеждой даже в том, что считали мудростью язычники. Он понял: эта прекрасная христианка слишком умна, но не оставлял надежды переубедить, а затем – и совратить ее. Кесарь изобрел уловку, показавшуюся ему очень хитрой:

- Неприлично царю беседовать с женщинами. Но я соберу мудрейших философов для беседы с тобою, и ты узнаешь ничтожество своих мнений и уверуешь в наши учения.

Святую Екатерину взяли под стражу. Кесарь приказал навести о ней справки: выяснили, что эта девушка славится своей ученостью, так что превзойти ее в этом непросто. Для участия в споре Максимин призвал пятьдесят самых известных философов и риторов. Их предводитель, не веривший в силу женского разума, заявил надменно:

- Не опасайся, царь: быть может, противница наша необыкновенно умна, но, как женщина, она не может обладать мудростью в полном совершенстве и быть вполне искусною в красноречии. Повели ей только явиться к нам, и ты увидишь, что она, как только увидит такое множество философов и ораторов, так тотчас устыдится.

Дискуссия началась с того, что этот гордый знаток разразился потоком цитат из авторитетнейших писателей языческого мира, которые, по его мнению, непререкаемо доказывали величие «олимпийских божеств». Каково же было его изумление, когда святая Екатерина ответила ссылками на произведения тех же авторов, обличающие лживость, порочность, ничтожество языческих персонажей, а затем указала на прозрения философов о Едином Боге и Его Царствии, на предсказания сивилл о пришествии Христовом. Как старатель перемывает груды песка, чтобы найти крупинки золота, – так святая Екатерина извлекла и собрала воедино крохи истины, до которых изредка поднимались языческие мыслители. Но вот уже не о смутных догадках философии заговорила она, речь исповедницы зазвучала благовествованием Христовым, полнотой Божественного Откровения.

Философы слушали ее в молчании, потрясенные. Разум этих людей, закаленный в размышлениях, при всей его силе был слеп, – и внезапно прозрел для постижения Божественного Света. И когда кесарь Максимин, ничего не понявший и не желавший понимать в происходящем, призвал их к продолжению спора, – собрание философов ответило единодушно:

- Мы не можем противостоять истине.

Тиран впал в бешенство и приказал: развести огромный костер и сжечь их всех заживо. Но любомудрам не было страшно, – они посвящали себя поиску истины и обрели Истину вечную. Они припали к ногам святой Екатерины, прося помолиться о них Единому Истинному Богу, – и услышали в ответ:

- Истинно блаженны и счастливы вы, ибо, оставив тьму, познали Свет и, презрев смертного земного царя, приступили к Бессмертному Небесному; твердо надейтесь на его милость и веруйте, что огонь, которым вас устрашают нечестивцы, послужит вам крещением и лестницею, возводящею к Небу.

Просвещенные, ставшие истинными мудрецами, философы с радостью шли на казнь, – то была первая дружина доблестных мучеников, благодаря подвигу святой Екатерины грядущая в Царствие Божие.

Максимин же еще надеялся сломить волю святой: уже не философскими дискуссиями, а жестокими истязаниями. По его приказу прекрасную девушку били воловьими жилами, пока все ее тело не превратилось в сплошную окровавленную рану. Ни стона не вырвалось из уст невесты Христовой, и народ, видевший ее мучения, изумлялся ее мужеству: во многих сердцах родилось тогда стремление познать веру Христианскую, дающую силы человеку выносить подобные муки. Наконец, Максимин приказал бросить святую Екатерину в темницу и морить ее голодом, пока кесарь не измыслит для нее новые пытки.

Но темница сбылась для святой Екатерины светлым преддверием Небесных чертогов, – ибо там явился ей Христос Спаситель со словами:

- Не бойся, возлюбленная Моя невеста. Я всегда с тобою и никакое мучение не победит тебя; терпением своим ты многих обратишь ко Мне и в награду за то сподобишься многих нетленных венцов.

Среди тех, кто присутствовал при споре святой Екатерины с философами, была супруга Максимина, Августа Василиса. Царица знала, что эта удивительная девушка отвергла домогательства ее развратного мужа, сострадала ее страданиям, восхищалась ее разумом и красотой. Августу переполняло желание вновь увидеть исповедницу Христову, говорить с ней. И вот во сне царица увидела святую Екатерину в окружении множества прекрасных юношей и дев, одетых в белые одежды. Святая возложила на голову Августы золотой венец и сказала: «Владыка Христос посылает тебе сей венец».

В ту же ночь, горя желанием понять смысл видения, царица тайно посетила темницу, куда была заключена святая. Там вдохновленная Богом, озаренная сиянием Небес благовестница просветила святой верой и Августу, и сопровождавшего ее полководца Порфирия, и бывших с ними воинов. Все они прониклись готовностью – если понадобится, принять смерть за Имя Христово, стяжать мученические венцы ради вечности Божией.

Ну а царь Максимин тем временем ломал голову над изобретением орудий пытки. Самым удачным показался тирану совет, поданный одним из его приспешников:

- Я, царь, измыслил такое мучение, посредством которого ты победишь сию девицу. Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть вращаются в правую, а два в левую сторону; посредине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят ее тело. Но прежде пусть только покажут эти колеса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, – то пусть примет мучительную смерть.

Когда святую Екатерину вывели из темницы, ее облик поразил всех. Ожидали увидеть полумертвую узницу, обезображенную, истощенную голодом, сломленную. Но она стала еще прекрасней, – ее лицо сияло невыразимой красотой, светом Божественной благодати. Тщетно кесарь возобновил свои грязные льстивые увещания, тщетно пытались устрашить святую видом адской машины, предназначенной для ее истязания. А когда привязали ее между колесами, унизанными острыми лезвиями: зримо свершилось чудо Господне. С неба сошел Ангел, освободил святую Екатерину, а пыточное сооружение по его мановению разрушилось так, что обломки поразили насмерть несколько палачей. Видя такое, народ вскричал:

- Велик Бог христианский!

Однако и чудо не всегда может вразумить человека, который поработил себя злым страстям. От зрелища чудесного избавления святой Екатерины нечестивый кесарь только еще более разъярился, – и бешенство его стало просто чудовищным, когда со словами обличения к нему обратилась его собственная супруга, царица Василисса, сказав:

- Поистине ты дерзок и безумен, ибо осмеливаешься бороться с Живым Богом и несправедливо мучить Его рабу.

Охваченный ненавистью, тиран велел подвергнуть свою жену изуверской пытке, затем – казнить. Так сбылось предвещанное царице – в мученическом венце взошла святая Августа Василисса в чертоги Всевышнего. А следом за нею – исповедали себя христианами полководец Порфирий и еще двести воинов царского легиона: и всем им по приказу Максимина отсекли головы. Так и эта доблестная мученическая дружина, презрев смерть, вступила в ряды пресветлого Небесного воинства.

После этого Максимин вспомнил о той, чей подвиг был первопричиной обращения ко Христу его приближенных. Убийца собственной супруги, развратный тиран решил, что теперь сможет-таки соблазнить святую Екатерину. По мнению нечестивца, уж от царского-то звания не способна отказаться никакая женщина. В бесстыдстве и безумии своем Максимин дошел до того, что предложил невесте Христовой разделить с ним его кровавый престол:

- Великую скорбь и большое огорчение ты причинила мне. Ты прельстила мою жену и погубила мужественного моего военачальника, который был всею силою моего войска; много и других зол причинено мне через тебя, так что нужно было бы умертвить тебя без милосердия. Но я прощаю тебя, девицу столь прекрасную и премудрую. Исполни же, наконец, мою волю, моя возлюбленная, принеси жертву богам, – и я сделаю тебя своею царицею и никогда не оскорблю тебя, и без твоего совета не исполню никакого дела, – и ты будешь жить со мною в таком веселии и блаженстве, какими ни одна царица не наслаждалась.

Конечно, те «веселие и блаженство», какие сулил распутный палач, только отвращение могли вызвать в сердце святой Екатерины. Долго еще Максимин терзал ее слух льстивыми уговорами, и, в конце концов, поняв свое бессилие, – приказал отсечь ей голову. Величайшей радостью сбылся этот его приказ для святой мученицы: кончались ее земные испытания, близилось вечное счастье в Небе Господнем. Последнюю перед кончиной молитву человеколюбивая избранница Христова вознесла не об одной своей душе, но о просвещении и помиловании многих:

- Господи Иисусе Христе, Боже мой! Благодарю Тебя за то, что Ты поставил на камне терпения ноги мои и направил стопы мои. Простри ныне пречистые длани Твои, некогда уязвленные на Кресте, и приими душу мою, приносимую в жертву ради любви к Тебе. Вспомни, Господи, что я – плоть и кровь, и не попусти, чтобы лютые истязатели на Страшном Суде соделали явными согрешения мои, в неведении соделанные; но омой их кровию, которую я изливаю за тебя. Призри с высоты Твоей, Господи, и на предстоящих людей сих, и наставь их светом Твоего познания; и прошения тех, которые призовут через меня Имя Твое Святое, исполни на пользу, дабы всеми воспевалось величие Твое вовеки.

Когда меч отсек честную главу святой Екатерины, из раны вместо крови истекло молоко. То было чудесное знамение того, что память ее станет неиссякаемым источником духовной мудрости, – по слову Священного Писания: Возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; Ибо вы вкусили, что благ Господь (2Пет.2:2-3).

Краткой жизни на земле святая великомученица Екатерина предпочла вечную жизнь в Небесах. Из всех знаний она выбрала одно – познание Бога, Творца своего, и за это награждена бессмертным счастьем. Поколения верующих призывали ее имя, ибо сильна ее молитва к Возлюбленному и Возлюбившему ее Христу Господу. Она является великой покровительницей учащихся – тех, кто подобно ей, ищет истину.

Имя святой Екатерины стало символом Христианской мудрости. Но высота ее разума непонятна тем, чей рассудок погружен в земную «мудрость». Такие считают себя умными, если имеют много денежных бумажек, ездят в дорогих автомобилях, питаются деликатесами, всячески ублажают страсти и похоти своей плоти. Однако каков конец подобного плотского мудрования? Деньги, комфорт, удовольствия становятся не нужны такому умнику, когда он оказывается на пороге смерти, и земные псевдо-достижения не помогут его душе избежать жуткой бездны, где уже нет покаяния – и из которой нет спасения.

Представьте себе человека, которому досталось огромное богатство, так что он мог жить безбедно хоть до ста лет. А он оказался мотом и пьяницей: за считанные месяцы пропил и прогулял все, остался даже без крыши над головой, ночует в подвале, мерзнет, голодает, попрошайничает и сделался похож не на человека, а на животное. Как назвать такого транжиру? Умалишенным? Но ведь также и еще хуже поступают умники мира сего, транжирящие сокровище вечности на земные безделушки и непотребства. Всего несколько десятилетий длится земная жизнь, и все приманки диавола, все услады греха стоят не больше пьяных миражей: однако расплата за эти «услады» – вечная нищета, вечный мрак в преисподней.

Каждый от рождения наделен неизмеримым богатством, каждый призван к вечному счастью в Царстве Божием. Каждая человеческая душа – это невеста Христова, которую зовет Спаситель на нескончаемый пир чистоты и любви. Земное существование дано нам, как испытательный срок: сохраним ли мы верность Божественной Любви? или растратим свое достоинство на ложь, злобу, порок, которыми прельщает нас сатана? Оскверняя свою душу, нераскаянный грешник растрачивает самого себя, свое бессмертие – и в вечности делается пленником ада, ибо ничто нечистое не может взойти на Пречистое Небо.

Более точным будет сравнивать закоренелого грешника даже не с пьяницей, пагубная страсть которого все же поддается лечению, а с наркоманом. По самому смыслу слова наркомания есть мания, то есть страсть, безумие… Тот, кто принимает наркотик, знает, что тем самым он подписывает себе смертный приговор: всего через несколько лет он погибнет. Несчастный наркоман совершает медленное самоубийство ради призрачного наркотического наслаждения. Но ведь каждый человек на земле – смертен: никому не удастся избежать перехода в иной мир, за которым – Суд Божий, страшный для нечестивых и счастливейший для верных. Срок нашей жизни на земле – лишь пылинка на весах вечности. И как назвать тех, кто ради временного земного мнимого наслаждения обрекает себя на страдания во веки веков, в бесконечности? Это те же наркоманы, такие же безумцы…

Как наркоман, погружаясь в призрачный мир, не желает видеть реальности, – так зараженный грехом рассудок гонит от себя мысль о неизбежности смерти, хотя эта мысль могла бы стать для него спасительной. Духовный самоубийца жаждет скрыться от Суда Божия и обманывает себя измышлениями лживых мифов: отсюда – и языческие басни о загробном «мире теней», и мрачная религия новых времен – атеизм, слепая вера в загробное «ничто». По слову Евангельскому, Невидимое Божие, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим.1:20), – устроение вселенной есть ярчайшее свидетельство Бытия и Премудрости Творца. В ХХ веке Всевышний сжалился над простецами, которые позволяли идеологам атеизма одурманивать себя псевдонаучными теориями, – естественным наукам было позволено заглянуть в духовный мир, и некоторые откровения Священного Писания вошли в ряд научных фактов, среди них – факт существования человеческой души после смерти тела. Можно отметить, что среди действительно серьезных ученых никогда не было атеистов. Даже Чарльз Дарвин, автор известной теории происхождения видов, был человеком верующим и думал, что ему открылся способ, каким Всевышний творил живую природу. Ошибку Дарвина взяли на вооружение атеисты в качестве «научной» основы безбожия. Кто-то даже «умудрился» подделать «череп питекантропуса», якобы бывшего «переходным существом между обезьяной и человеком». Ныне обнаружилась не только эта фальсификация, но и фальшь дарвинизма в целом: эта теория полностью опровергнута генетикой. Однако до сих пор множество упрямых невежд верит в свое происхождение от обезьян. Любителям греха приятнее думать, что они не Божие творение, а лишившиеся хвостов животные, – потому что жизнь тела для них важнее жизни души, а от расплаты за поругание в себе образа Божия думают скрыться в посмертном «ничто». Увы! это тщетная надежда, – можно погасить для себя солнце, лишив себя зрения, но образ Всевышнего, чертами которого запечатлен каждый человечек, уничтожить невозможно.

Атеисты твердят, что не верят в Бога, потому что никогда Его не видели. На самом деле: не видят, потому что не хотят видеть, не верят, потому что не хотят верить. Каждый вид знания проверяется опытом, для приобретения которого ученые пользуются различными приборами. Но астроном не увидит ни звезд, ни планет, если линзы его телескопа покрыты слоем грязи. А для науки наук – познания Всевышнего Создателя существует только один прибор: это человеческое сердце, и лишь прикрывающая его греховная нечистота делает для него Богопознание недоступным. По слову Христа Спасителя, блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:8). Так святая великомученица Екатерина проводила чистую жизнь, имела высокие помыслы, была искренней в искании истины: поэтому Промысл Божий вывел ее из языческого мрака – к познанию Всевышнего. А того, кто погряз в суете и пороках смертного мира, не ищет смысла жизни, гонит от себя мысли о вечности, – не вразумят ни наука, ни проповеди, никакие чудеса и знамения.

Начало мудрости – страх Господень (Пс.110:10), – сказано в Священном Писании. Мудрость может начаться с ужаса перед вечными адскими муками: это страх раба Божия – избегать греха, чтобы не стать добычей диавола-человекоубийцы. Выше этого: мудрость слуги Господня – стремиться к чистоте и добродетели, чтобы заслужить блаженство в Царстве Небесном. Но высшая мудрость рождается от высшей любви. Любящему страшно оскорбить любимого: так Боголюбивому человеку страшно впасть даже в мелкий по обычным меркам грех, в малейшую нечистоту – ибо этим можно оскорбить Любимого Отца – Пречистого Бога. Так и святой великомученице Екатерине не страшны были ни пытки, ни казнь: ничто на земле не могло ни соблазнить, ни испугать ее, ибо она пламенела священной любовью к Господу, Спасителю своему.

Мы восхищаемся красотой, разумом, добротой, но ведь Творец всего этого – Бог Вседержитель, и все, что нас восхищает в смертном мире, – лишь отблески величия Царства Божия. Высочайшее и сладчайшее из чувств наших это любовь: но никакие порывы наших сердец не сравнятся с Любовью Пресвятой Троицы – Любовью Небесного Отца, создавшего нас для вечного счастья, Любовью Сына Божия, принявшего ради нас Крестную смерть, Любовью Духа Святого, животворящего, освящающего и ведущего нас ко спасению. Истинную мудрость человек обретает в единстве ума и сердца; истинная мудрость тождественна любви к Всесовершенному Божеству.

Небесное знание вечно, а все земные познания временны. Медицина лечит болезни, но никакие таблетки не воскрешают мертвых. Интересно заниматься естественными науками, но математика или химия ничем не помогут нам в час смертный. Техника и технология делают быт комфортным: но в жизни души после смерти ни к чему холодильники, автомобили и компьютеры. При этом: немало людей похваляются знаниями, которые гибельны для их душ: информированностью в сомнительных теориях, в разновидностях порока, в познании зла, – такие подобны чревоугодникам, хвастающимся тем, что им удалось наесться отравы, которая сводит их в могилу.

О тщете земного знания, не одухотворенного Богопознанием, говорит святитель Филарет Московский: «Свет одного научного образования без света Христовой Истины подобен свету луны без солнца, свету холодному и безжизненному, свету чуждому и заимствованному; он будет только скользить по поверхности души, как скользит свет луны по скале, не проникая внутрь, – никогда не в состоянии будет оживить и вдохновить сердце наше к трудам и подвигам, согреть среди скорбей и лишений.

Напрасно душа, коснеющая в отчуждении от Бога, Источника жизни и Начала добра, напрасно мечтает, что она развивается, возвышается, растет и идет вперед: в ней развивается только дух самолюбия, она возвышается только гордостию, растет только во зле, идет вперед, но путем суеты, ведущим в погибель.

Бесполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем.

Что пользы для корабля от мачты и парусов, если нет ветра? Что пользы в красноречии, остроумии, познаниях, если нет в душе Духа Святого?

Иди путем, который ведет к Богу, и тем же путем будешь приближаться к премудрости. Путь же к Богу известен: благочестивое размышление, молитва, вера».

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Счастливы мы с вами: счастливы тем, что нам открылась святая вера, мы просвещены истиной Православия Христова. Вне зависимости от общественного положения, профессии, от земных наших забот, – всем нам дарована Божественная мудрость, открывающая нам дорогу к спасению и вечной жизни. Будем же беречь это сокровище: да не соблазнят нас безумие духовных слепцов и беснование нечестивцев, катящихся к вечной погибели. Ныне, как во все времена, верные должны мужественно противостоять силам зла, прежде всего – бороться с семенем греха в собственных душах. Да вдохновит нас подвиг святой великомученицы Екатерины, о которой говорит наставник Русской Церкви, святитель Димитрий Ростовский: «Крест служит знамением храброго воинствования, победы и одоления. Святая великомученица Екатерина имела в жизни сей брань, и брань с тремя лютейшими супостатами, кои суть: мир, плоть и диавол. Мир прельщал прекрасную деву своими прелестями, плоть склоняла к естественным вожделениям, диавол же творил всякие козни, чтобы отвратить невесту Христову от любви к Господу. Воинствовала храбро невеста Христова в сих бранях и с помощью Господа своего одолела врагов: мир отвергла, плотские вожделения отринула, диавола прогнала, и потому, как храбрый витязь, носит Крест – оружие непобедимое – в руке своей».

В день памяти святой великомученицы Екатерины мы вспоминаем времена первохристианские, когда языческий Рим терзал верных пытками и казнями. Но столь же свирепыми были гонения на сынов и дочерей Русской Православной Церкви, учиненные безбожным большевизмом в недавние времена. Так же, как древние язычники, ярились и воинствующие безбожники, – и так же, как святые страстотерпцы древности, путем страданий за святую веру восходили в Царство Небесное наши недавние доблестные предшественники, новомученики и исповедники Церкви Русской. Как кровожадные кумиры язычества, так и «бродячий призрак коммунизма», возведенный на пьедестал Марксом и Энгельсом, пожирал человеческие жизни и силился пожрать человеческие души. Поклонение этому «коммунистическому призраку» принесло России гражданскую войну, каторжные лагеря смерти, бездуховность, нынешнюю разруху и вымирание народа. У языческих культов и мрачной религии атеизма одна природа, один тайный вдохновитель: диавол-человекоубийца.

Большевистский тоталитарный режим продержался всего восемьдесят лет и, словно мыльный пузырь, «лопнул» от собственной духовной пустоты. Но в современной России столь же тоталитарной, столь же тотально-безбожной остается «четвертая власть»: средства массовой информации, захваченные пропагандистами всевозможной душетленной мерзости, идеологами культов наживы и комфорта, насилия и разврата. Идолы язычества представляли собой олицетворения человеческих пороков. Новейшие атеистические кумиры обходятся без всяких олицетворений и личин: людям навязывают прямое поклонение корыстолюбию, похоти, садизму, содомскому извращению.

Медиамагнаты и нанятые ими «желтые журналисты» силятся искоренить даже естественную нравственность, полностью лишить людей стыда и совести, – заглушить голос Божий, звучащий в душе каждого нормального человека. Вводится система перевернутых «ценностей»: восхваляется порок, ошельмовывается добродетель, зло выставляется «добром». Осмеиваются чистота, целомудрие, супружеская верность, а прелюбодеяние и блуд воспеваются, продажные женщины хвалятся своим «ремеслом», извращенцы хвастаются своими мерзостями. Для России безбожное властвование «воинствующего порока» оказывается не менее, а, возможно, даже более убийственным, чем прежнее властительство «воинствующего атеизма». Тотальная пропаганда порока оборачивается распадом семейных устоев, вакханалией детоубийств – абортов, массовой детской беспризорностью, растлением малолетних, разгулом уголовщины, повсеместной коррупцией. К пьянству, бывшему реакцией на бездуховность большевистского режима, добавилась еще более страшная эпидемия наркомании среди подростков и молодежи. Результат такой пропаганды порока известен: статистика дает ужасающие данные – народ России вымирает. Иначе и не могло быть в стране, на которую с телеэкранов, с газетных и журнальных страниц извергаются потоки грязи, стремящиеся осквернить и похоронить все чистое, святое, доброе. Иначе и быть не могло: потому что за ширмой медиаимперий, за культом греховной нечистоты скрывается диавол, жаждущий вымирания человечества.

Среди нынешних демонических идолов, как в древности, главенствует «золотой телец». Культ богатства особенно привлекает нечестивцев, так как деньги дают им возможность удовлетворения низких страстей и похотей, «роскошного и сладкого» существования. Тех, кто не имеет страха Божия, не останавливает и страх перед законом. Приверженцам культа наживы нет дела до других людей: они жиреют на человеческих бедах и слезах. Безбожные чиновники вымогают взятки, экономические хищники разрушают промышленность, наркодельцы распространяют смертоносное зелье, бандиты грабят и убивают, – все это поклонники «золотого тельца», разоряющие государство, ввергающие в страдания народ. По слову Апостольскому, их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их в сраме: они мыслят о земном (Флп.3:19). Они самодовольны, потому что не думают о смертном часе, когда сатана, которому они рабствовали на земле, повлечет их на вечные муки. Им только кажется, что они богаты: они собирают земной мусор, а бессмертные души их обесцениваются. Истинны же лишь сокровища добродетелей, дающие верным «жительство на Небесах, откуда мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20).

Идеологами порока пущена в оборот пошлая американская поговорка: «Если ты умный, то почему ты не богатый?». На самом же деле надо бы спрашивать: если ты умный, то почему ты не счастливый? Все виды «счастья», все удовольствия, которые может себе позволить безбожный богач, временны: это тот же «наркотик», то есть – средство забвения о неизбежном конце и вечном ужасе расплаты за нечестие. Даже на земле все истинные блага чисты: уже здесь верный наслаждается миром с собственной совестью, высоким покоем души среди любых испытаний, радостью молитвы, счастьем любви к Богу и ближним. Это земное счастье – предвкушение счастливейшей вечности в Царствии Господа Вселюбящего.

Господь знает дни непорочных, и достояние их прибудет вовек. Не будут они постыжены во время лютое, и во дни голода будут сыты. А нечестивые погибнут, и враги Господни в дыме исчезнут… Господом утверждаются стопы праведного человека, и Он благоволит к пути его. Когда он будет падать, не упадет; ибо Господь поддерживает его за руку. Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба (Пс.36:18-25), – так свидетельствует святой царь-пророк Давид. Верных на всех их путях хранит Всемогущий Бог. Мы попадаем в беду, впадаем в уныние и скорбь, лишь когда начинаем грешить, нарушаем верность Небесному Отцу, – но покаянием и исправлением жизни, теплой молитвой и доброделанием можем возвратить себе Божественную благодать. Верность Господу, следование спасительным заповедям Его – залог нашей чистой радости в этом мире и счастья в вечности.

С течением времен силы зла меняют свое обличье; то свирепым насилием, то коварным соблазном силится диавол погубить человеческие души. Ради верности Всевышнему во времена гонений святые мученики бесстрашно шли на лютейшие страдания и смерть. От нас с вами не требуется такого подвига: нам не грозит ни колесование, как святой великомученице Екатерине, ни пытка электрошоком, которой истязали святителя-исповедника Луку (Войно-Ясенецкого). Если гонения были открытой войной демонской злобы против Церкви Христовой, то нынешние времена подобны бесовскому болоту: повсюду – липкий соблазн, навязчивая реклама греховных мерзостей, душетленные приманки и адские ловушки. От нас с вами требуется не подвиг великого мужества, которым блистали святые страстотерпцы, а всего лишь стойкость. Отвернуться от непотребных зрелищ, остаться глухими к зазываниям, заманиваниям, нашептываниям пропагандистов порока, не дать никому и ничему увлечь себя в трясину греха, сохранить свою душу в чистоте и благочестии ради верности Пречистому Господу – вот мудрость христианина нашего времени.

Сегодня мы празднуем память Богомудрой подвижницы, святой великомученицы Екатерины, во славу Господню восторжествовавшей не только над соблазнами плоти, но и над силами смерти и ада, посрамившей не только злого тирана Максимина, но и всезлобного диавола. Великий пример ее подвига да устыдит малодушных, да научит нас силою Креста Христова разрушать бесовские козни, да вдохновит нас к чистому житию в вере, надежде, любви, да наставит и укрепит в возводящей в Царство Небесное, истинной мудрости нас, воспевающих: «Лик честный Божественне, мучениколюбцы, воздвигните ныне, почитающе всемудрую Екатерину: сия бо в тризнище Христа проповеда, и змия попра, риторов разумы укротивши».

Аминь.

(24 ноября / 7 декабря)


[1] Отрицая «божественность» идолов перед лицом кесаря Максимина, святая великомученица Екатерина цитировала Плутарха Херонейского и Диодора Сицилийского.