Новости Омской митрополии

9 Февраля 2015
владыка в желтом

 

Выступление митрополита Омского и Таврического Владимира

на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях 
«Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»

Москва, 23 января 2015 г.

Ваше Святейшество!

Досточтимые собратья-архипастыри!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Уважаемые дамы и господа!

Встречаясь на Рождественских чтениях в начале нового года по гражданскому летоисчислению, мы, естественно, подводим какие-то итоги прошедшего года и задумываемся о том, что ожидает нас, нашу Церковь, Россию и весь мир в году наступившем.

Нет необходимости перечислять здесь политические и экономические события прошлого, 2014-го, года – они всем присутствующим хорошо известны. Но осмысление этих событий только начинается. И, как представляется, Церковь не должна стоять от этого в стороне, ожидая, когда всё по-своему растолкуют политики, экономисты, журналисты и социологи. Если Церковь стремится обрести и упрочить духовное лидерство в российском обществе, то именно ей подобает в лице своих иерархов, клириков, воцерковленной интеллигенции держать, что называется, «руку на пульсе» наиболее важных социальных процессов и освещать и объяснять их с православной точки зрения.

И тема нынешних Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» – наталкивает на размышления не только о том величайшем событии, 1025-летие которого мы отмечали в позапрошлом году, но, прежде всего, о современности. Выбор, который сделал святой равноапостольный князь Владимир, мог бы оказаться лишь случайным эпизодом русской истории, если бы этот выбор не подтверждался снова и снова каждым новым поколением россиян, каждым русским человеком, принимающим Святое Крещение и стремящимся строить свою жизнь по заповедям Христовым. Именно благодаря непрерывному возобновлению этой великой «духовной присяги» Православию – на протяжении всей русской истории – выбор великого князя Владимира и приобрел для России культурообразующее, цивилизационное значение. Этот выбор был утвержден в тяжелую годину нашествия Батыя святым благоверным князем Александром Невским, отказавшимся признать, в обмен на обещанную помощь, папскую власть. Этот выбор утвердил князь Василий Темный, не принявший Флорентийской унии. Этот выбор постоянно подтверждали – и во времена раскола, и во времена богоборческих гонений на Церковь – миллионы русских православных людей, стремившихся сохранить в чистоте христианскую веру – духовный стержень русского народа.

И от нынешних поколений россиян – не меньше, чем от всех предшествующих – зависит, какой выбор они сделают, как распорядятся своим духовным наследием: сохранят и умножат его, или же пренебрегут им, обменяют его на материальные блага, забудут, прилепившись душой к земному и суетному, к преходящему образу века сего.

К сожалению, оснований для таких тревог достаточно. Что сегодня – если судить по тому, что обсуждается в СМИ, по тому, о чем говорят на улице – волнует миллионы россиян? Растет ли курс доллара по отношению к рублю и насколько; падают ли мировые цены на нефть, или нет… И это никем не воспринимается как массовое помрачение, как массовый психоз – это выглядит в порядке вещей. Даже священники, приходится слышать, между собой уже разговаривают на эти темы…

Когда, в какой момент российской истории россиян так волновал курс заграничной валюты? Даже четверть века назад это, кроме узкого круга специалистов, никто и не знал. А теперь иногда даже не знаешь, в какой стране живешь – то ли в России, то ли в США – везде только и слышно: «Доллар… Курс доллара…». И об это, к сожалению, разбиваются все разговоры о патриотизме, и о возрождении национального самосознания, и о духовных скрепах общества.

Нас много лет пытались уверить, что все это – результат глобализации. Мир, дескать, становится более единым, более взаимосвязанным. Мир, действительно, становится единым – но что это за единство? Откуда оно взялось? Как признает в статье «Глобализация и американская мощь» крупный американский политолог Уолтц Кеннет: «Глобализация – это причудливый продукт 90-х годов, причем изготовленный в Америке». Или, как пишет известный американский журналист Томас Фридман, «глобализация, похоже, включает в себя (к лучшему или к худшему) американизацию… В системе глобализации, США является на сегодняшний день единственной и доминирующей сверхдержавой и все остальные нации подчинены ей в той или иной степени». Вряд ли нужно еще что-то прибавлять к этим высказываниям: они с предельной откровенностью вскрывают сущность так называемой глобализации и то, в интересах какой страны она осуществляется.

По сути дела, это новая форма колониальной эксплуатации, которой подвергаются уже не африканские или азиатские колонии, как прежде, а любая страна, обладающая природными ресурсами, необходимыми для Запада. Хотя колониализм уже более полстолетия, как отошел в прошлое, колониальная система преобразовалась из политической в экономическую. Основными рычагами ее осуществления является уже не оружие, а финансовая система и средства массовой информации. И Россия в этой новой колониальной системе так же мыслилась как большая колония, сырьевой придаток, полностью контролируемый странами «большой семерки». С этой колонизационной целью в девяностые годы Россию активно «осваивали» не только крупные западные компании и банки, но и многочисленные псевдо-церкви и секты, действовавшие зачастую под прямым патронажем западных стран.

И это «испытание вер» в 1990-е годы было для России не менее сложным, чем то, которое предпринял более тысячи лет назад князь Владимир. На неподготовленных людей, многие из которых были вчерашними атеистами или же успевшими креститься, но не успевшими воцерковиться православными, обрушилась хорошо спланированная и финансово-обеспеченная миссионерская деятельность. Да и у Русской Православной Церкви на тот момент не было еще достаточного опыта по противостоянию этим новым сектам – дореволюционные пособия по борьбе с сектантами совершенно устарели. К счастью, подлинная суть этих «непрошенных гостей» вскоре стала очевидна для большинства россиян. Как сказано в Евангелии: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их (Мф.7,15-16). Так, по горьким плодам деятельности этих миссионеров быстро раскусили даже те, кто вначале относился к ним с сочувствием; многие из пострадавших от этого протестантского миссионерства раскаялись и вернулись в Православие.

И если говорить о том, что положительного было в 2014 году, так это то отрезвление, которое российское общество испытало по отношению к Западу. Благодаря, если можно так сказать, санкциям, цели и намерения западных политиков предстали уже без всякой «овечьей одежды». Едва Россия попыталась напомнить, что с ней стоит обращаться, как с равным геополитически партнером, а не как с колонией или «сырьевым придатком», это тут же вызвало острое недовольство. Что ж, Россия за свою историю не первый раз сталкивается с подобным нажимом, будем надеяться, что переживет и нынешний.

Главное, чтобы это не привело к озлоблению, к тому, чтобы сваливать все только на Запад. Многие россияне, вместо того, чтобы разобраться, прежде всего, в самих себе, начинают во всем винить американцев, европейцев… В этом – еще меньше христианского, чем было в слепом преклонении перед западной культурой. Это не только разжигает бессмысленную ненависть, но и отвращает нас от того, чтобы заглянуть в себя, увидеть в себе те грехи и ту скверну, которые облегчали для Запада духовную колонизацию российского общества. Мне уже приходилось цитировать пять лет назад в брошюре «Путь преодоления кризиса» слова иерея Димитрия Иванова: «Проблема в том, что наш народ не видит себя… Людям, когда они сами испортили себе жизнь, легче найти человека (людей), которые им кажутся хуже себя, и все списать на них. Это легче, чем обвинять себя и каяться в грехах своих. Люди портят себе жизнь, а потом успокаивают себя бессмысленными обвинениями в адрес третьих-четвертых лиц. Цыгане виноваты во всем, мигранты вот еще. Да, и непременно жиды… Барак Обама – само собой…».

Сегодня из Церкви должно исходить не только обличение тех духовных плевел, которые попадают к нам извне, но и призыв к тому, чтобы, прежде всего, задуматься о самих себе, о своих грехах, покаяться в них и тем самым очистить себя. И примером в этом для нас, опять же, является святой равноапостольный князь Владимир, который не только мудро «испытал веры», не поддавшись соблазнам ложных учений, не только крестился сам и крестил Русь, но и совершил глубокое покаяние в своих прежних грехах: Господи! Был я, как зверь, жил я по-скотски, но Ты укротил меня. Слава Тебе, Боже!

Вот какими грубоватыми, но искренними и точными словами святой равноапостольный князь назвал жизнь без Бога, жизнь, подчиненную только плотским, материальным интересам – «жить по-скотски». А у нас зачастую именно такую жизнь, пронизанную духом отвержения Бога, плоского материализма, стремления к комфорту любой ценой – называют «цивилизованной»!

Да, Россия столкнулась с серьезными внешними угрозами. Но внешние угрозы представляют опасность только тогда, когда общество внутренне ослаблено, когда в погоне за призраком материального «изобилия», комфорта и праздности оно оставляет веру, забывает о Боге и тем самым навлекает на себя Его гнев. Об этом предупреждает нас святитель Иоанн Златоуст: «Евреи, когда были оскорбляемы и гонимы, тогда стенали, призывали Бога – и получали свыше великую помощь; а когда начинали благоденствовать, то оставляли Бога. Также ниневитяне, когда жили безмятежно, до того прогневали Бога, что Он угрожал истребить до основания весь город; а когда смирились, услышав проповедь Ионы, тогда показали всё любомудрие»[1].

Сегодня Россия на пороге нового цивилизационного выбора: подчиниться ли тем условиям, которые диктует ей Запад, или нет; быть духовно и экономически независимой – или окончательно превратиться в сырьевую колонию. И главное: очиститься внутренне, совершить покаяние, показать любомудрие и объединиться для решения важнейших демографических и социальных вопросов, или же тешить свое самолюбие, ублажать гордыню своим мнимым «могуществом». От того, как будет сделан этот выбор, зависит наше будущее, зависит сохранение того наследия, которое перешло к нам от великого Крестителя и преобразователя Руси – святого равноапостольного князя Владимира.


[1] 26-я беседа на Второе послание к Коринфянам.