Новости Новосибирской и Бердской митрополии

Пятьдесят лет на клиросе

Источник информации: Новосибирская митрополия
Адрес новости: http://www.nskmi.ru/metropole/news/3418/
20 Октября 2017

Ольгу Сергеевну Сухову хорошо знают в Новосибирской Епархии. И как певчию, и как швею церковных облачений, и как старейшую прихожанку при Успенском храме на Затулинке. Правда, сама Ольга Сергеевна шутит: «Всё верно, вот только смиренной меня назвать никак нельзя». Любит «покритиковать». Всем достается – и отцам, и прихожанам. Но уверяет - за дело! Настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы протоиерей Иаков Конкин относится к замечаниям послушницы доброжелательно. Да и не критика это вовсе, уверяет батюшка, а, скорее, советы, которые Ольга Сергеевна щедро раздаёт из-за большой любви к Церкви, приходу.

Она родилась в Москве, в Сокольниках. Когда началась война ее родители с четырьмя детьми переехали в Новосибирск. Жили на улице Октябрьской. И церковь тогда в городе была одна – Успенская на Березовой Роще.

1943 год стал для Новосибирска знаменательным: на Новосибирскую кафедру был назначен владыка Варфоломей (Городцев). Свою первую архиерейскую службу Владыка совершил в Успенской церкви, но через год службы начались в Вознесенском кафедральном соборе.

«На службе я стояла рядом с владыкой – его как раз облачали, - и подпевала хору, - вспоминает Ольга Сергеевна. – Очень старалась! Владыка посмотрел на меня и спросил: «Ты что поёшь?» «Помогаю!» «Ну, так иди в хор, помогай!» Помню, регент очень растерялся: «Что мне с ней делать? Куда я ее, десятилетнюю?!» А в хоре тогда все были люди в возрасте. И, тем не менее – владыка ведь благословил! – меня определили в хор, поставили впереди, и я пела на клиросе до 1953 года, пока меня, после окончания швейного техникума, не направили в Камышлов Свердловской области».

Ольга Сергеевна рассказывает, что ей очень нравились богослужения и церковные песнопения, будучи маленькой, она не могла дождаться, когда же начнется служба и всегда прибегала в храм заранее. Относились к ней в церкви очень тепло, любили.

Она говорит, что людей в те годы в храм ходило много. И молодежь тоже была на богослужениях, несмотря на строгий запрет властей не пускать молодых людей в церкви. Учителя и комсомольцы устраивали заслоны перед храмами, чтобы выявлять непокорных, но те, кто хотел, всё равно проходили. Хотя, конечно, в основном приход состоял из пожилых людей, преимущественно женщин.

«И батюшки прихожан держали в большей строгости, не то что сейчас», – замечает Ольга Сергеевна.

Как-то ее мама, Мария Дмитриевна, захотела съездить к старцам Свято-Успенкой Почаевской лавры, помолиться. И они вдвоем поехали в Почаев. В это же время в Лавру как раз перевели отца Кукшу (преподобный Кукша Одесский). Народ шел к старцу потоком. «Сходи к батюшке», – говорила она дочери, но Ольга не торопилась познакомиться с отцом Кукшой: «Успею, мама». «Как ты успеешь, если мы уже завтра уезжаем? Иди!» И она пошла. Людей к отцу Кукше стояло много. Он вышел, увидел ее: «Оленька пришла! А я тебе три дня жду!» Сильно она тогда рассердилась на мать: «Вот ведь какая! Рассказала батюшке, что я должна прийти, и меня не предупредила, опозорила»! Позже всё высказала ей, а мама только руками всплеснула: «Что ты! Он же прозорливый!»

Отец Кукша тогда спросил Ольгу, чем она занимается. «Пою на клиросе». «Вот и хорошо, и пой. И шей. Бесплатно!» А Марию Дмитриевну благословил строить в Почаеве дом.

«Она сразу засобиралась, – рассказывает Ольга Сергеевна. – А что тянуть? Благословение есть, поехали! Приехали в Почаев и сразу чудесным образом им выделили участок в центре города. Местные жители глазам своим не поверили: «Этим русским? В таком месте? Не может быть!» Пять раз соседи приходили, требовали показать документы. Но всё было по закону».

Отец Ольги Сергеевны имел инвалидность, большей частью находился дома, а мама всё время проводила в Лавре, помогала батюшкам. Утром рано уйдет на службу, в обед придет, отдохнет, а вечером снова в церковь. Переписывала от руки акафисты. И сестра Ольги Сергеевна тоже, чем могла, тем и помогала монастырю: убиралась, стирала во славу Божию.

Отношение к вере на Западной Украине со стороны власти было такое же нетерпимое как и везде в России. По воскресным дням и праздникам учителя приходили к Лавре, чтобы не пускать учеников в храм и записывали попавшихся на глаза. В таких случаях сестра Ольги Сергеевны бежала к архимандриту Алипию (Шинкаруку): «Батюшка, меня видели!.. Что делать?» И отец Алипий спокойно говорил: «Садись, записывай, потом выучишь наизусть, если спросят, отвечай так-то и так-то…» Как помогали его советы!..

Ольга Сергеевна работала в Тернополе. Сначала было непросто – все вокруг на украинском языке говорят, многое непонятно. Но потом попривыкла, сроднилась с коллективом, и всё пошло своим чередом. Со временем к родителям из Новосибирска переехал и брат Ольги Сергеевны с семьей, достроил дом. Зажили, как надо. Всё по благословению старца Кукши.

В 1991 году Ольга Сергеевна вернулась в Новосибирск. Конечно же, пришла на клирос в Вознесенский собор, в котором собственно и начиналась ее церковная жизнь. Затем пела в соборе святого князя Александра Невского, где, как она вспоминает, ее по-дружески журили за то, что все перекладывала на московский напев (восемь лет она жила в городе Александрове Московской области, где тоже пела на клиросе). Пела и в других храмах, шила облачение, даже хоругви, как благословил отец Кукша. Последние двадцать пять лет является прихожанкой Успенского храма на Затулинке. По словам протоиерея Иакова Конкина, все эти годы она не переставала помогать и другим приходам Кировского района.

Сейчас она уже не шьет, и не поёт на клиросе – возраст! Хотя!.. Совсем недавно, прямо перед службой, выясняется, что певчих не будет! Все в растерянности, а Ольга Сергеевна – ничего, подзывает к себе нескольких прихожан, которые со слухом и спокойно заходит на клирос: «Будем петь». И пели всю службу, и как пели! Батюшка после службы вышел, поблагодарил Ольгу Сергеевну: «Оказывается, можете!» «Ну а почему нет?», – улыбается она в ответ.

В этом году на праздник Успения Пресвятой Богородицы и в честь 25-летия со дня образования Успенского прихода Владыка Тихон наградил старейшую прихожанка храма Ольгу Сергеевну Сухову Епархиальным знаком «За усердные труды» («Нас пять человек ветеранов на приходе осталось», – говорит сегодня Ольга Сергеевна).

Мы с настоятелем отцом Иаковом в гостях у Ольги Сергеевны. Она выложила на стол целую кучу фотоснимков, благодарностей, поздравительных адресов…

– Это отец Серафим (Мирчук), – комментирует фотографии Ольга Сергеевна, – а это отец Амвросий (Юрасов) из Иваново, мой духовник. Здесь – 1991-й год, знаменитый Крестный ход в Лукиановой пустыни, который возглавил владыка Владимировский и Суздальский Евлогий. А здесь батюшки из Александрова на Крестном ходе, видите сколько людей, очень многолюдный был крестный ход.

– А лица у духовенства какие – можно иконы писать!.. – говорит отец Иаков.

– На этой фотографии отец Николай – духовник моей мамы, – продолжает Ольга Сергеевна. – Он похоронен в Почаеве, около храма. А это моя мама, Мария Дмитриевна Сухова, в монашестве Ольга. Она приняла постриг в Мукачево, в женской обители. Умерла в 1986-м. А это мой дядя – он был старостой храма Воскресения Христова в Сокольниках… Сестра – монахиня…

– А это от кого? – спрашиваю Ольгу Сергеевну, указываю на стопку поздравительных открыток.

– Игуменья Успенского женского монастыря Иоанна с сестрами из Александрова много лет шлют мне поздравления с праздниками…

– А это?.. – раскрываю тетрадь, исписанную аккуратным почерком.

– Это кандидатская диссертация архимандрита Наума, Загорск, – сообщил отец Иаков, который за минуту до меня с интересом листал тетрадь.

В сторонке лежат переписанные от руки акафисты.

– Вот куда мне это теперь всё? – разводит руками Ольга Сергеевна.

– В музей возьмем, – успокаивает ее отец Иаков, – откроем при приходе музей и возьмем все эти фотографии, акафисты. Ведь это всё живая история нашей Церкви…

– Да, это история, – соглашается Ольга Сергеевна.

И помолчав, растроганно добавляет:

– Господь так хорошо всё устроил, любит Он меня за что-то… Слава Богу!

Дмитрий Кокоулин

Опубликовано: 20.10.2017