Новости Новгородской митрополии

10 Сентября 2014

10 сентября 2014 года, в среду 14-й седмицы по Пятидесятнице, Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную Литургию в церкви Рождества Христова Свято-Юрьева мужского монастыря.

 

После Малого входа был совершен чин освящения антиминсов, предназначенных для совершения священнодействий в храмах Новгородской епархии.

Его Высокопреосвященству сослужили: и. о. наместника Свято-Юрьева мужского монастыря иеромонах Арсений (Перевалов); насельники Свято-Юрьева мужского монастыря: иеромонах Григорий (Побожин), иеромонах Лаврентий (Абдурахманов), иеромонах Герман (Димухаметов); благочинный Окуловского округа Боровичской епархии священник Илия Стрелков, клирик Софийского кафедрального собора священник Николай Полозов, клирик церкви св. ап. Филиппа священник Павел Демочкин.

Богослужение сопровождал пением хор студентов Новгородского Духовного училища под управлением регента диакона Андрея Каурова.


Справка

 

Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.

На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста.

На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение.

Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Антиминс разворачивается в определенный момент богослужения, по окончании которого свертывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне.

Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII – IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.

 

Антиминс

 

Антиминс – («вместопрестолие», от греч. анти? – «вместо» и лат. mensa – «стол») – льняной или шелковый плат с изображением сцены положения Христа во гроб и четырех евангелистов, в который вшита частица мощей какого-либо святого. Первоначально антиминс употреблялся только вместо св. престола, освященного епископом или патриархом (откуда и происходит его название); при наличии же престола антиминс для совершения Литургии не требовался. Согласно Симеону Солунскому (XV в.), на антиминсах «совершается все, что и на божественной трапезе (Литургии). Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника [престола], и на них совершается божественное священнодействие Тайн» (Разговор о св. священнодействиях, гл. 76). Т. обр., антиминс является также своего рода «епископской грамотой», скрепленной подписью освящавшего его архиерея и удостоверяющей право священника совершать Евхаристию.

Практика использования антиминса в качестве альтернативы престолу долго существовала и на Руси, и лишь на Московском соборе 1675 г. было установлено иметь антиминс на каждом престоле, даже освященном ранее архиереем. В настоящее время антиминс в сложенном виде постоянно лежит на престоле православного храма под напрестольным Евангелием и, в свою очередь, обернут в илитон – плат большего размера. Он разворачивается в определенном порядке во время Литургии, и на нем стоят сосуды с освящаемыми Святыми Дарами (евхаристическими хлебом и вином). Различаются антиминсы постоянные и переносные, предназначенные для походных (полковых) церквей и часовен.

Антиминс символизирует гроб Иисуса Христа или погребальные пелены (плащаницу), которыми было обвито Его тело. Старообрядческий антиминс (с написанием «антимис») имеет изображение восьмиконечного креста с тростью и копьем по сторонам.

Рубан Ю.И./Азбука.ру


ФОТО: