Новости Новгородской митрополии

12 Апреля 2014


Интернет-СМИ «53 новости» продолжает знакомить читателей с 53-мя православными храмами на территории Новгородской митрополии.

Храм Успения Божией Матери в селе Курицко

Впервые храм упоминается в житии преподобного Михаила Клопского.

Храм одноглавый, с колокольней над западным входом, увенчанной шатром. В алтарной части размещаются два престола: центральный — Успенский и южный — великомученицы Параскевы.

Сохранилось внутреннее убранство храма и первоначальный единый иконостас четырехъярусный, 15-частный, выходящий на боковые стены. В нем трое царских врат и две диаконские двери.

Местночтимые иконы: Успение Божией Матери, великомученицы Параскевы Пятницы, святителя Николая, целителя Пантелеймона.

В советское время церковь была закрыта в 1937 году. Но уже в 1947-м, после Великой Отечественной войны, по многочисленным просьбам верующих храм был вновь открыт.

В настоящее время настоятель храма ведет активную работу по духовно-нравственному воспитанию трудных подростков в Межрайонной уголовно-исполнительной инспекции № 1 УФСИН России по Новгородской области.

Настоятель: иерей Александр Фролов

- Первое упоминание о селении относится к 1283 году, - рассказывает об истории храма и округи отец Александр Фролов. - Здесь проходили с небольшим войском сыны Александра Невского Андрей и Дмитрий. Первое поселение на месте Курицко находилось примерно в километре от храма, в котором мы сейчас находимся. Сегодня оно скрыто под водой: с течением времени, как утверждают ученые, озеро Ильмень за тысячу лет отмыло у суши от километра до 400 метров берега. В озеро в те времена врезался остров по своим очертаниям напоминавший куриный клюв. Это, по одной из гипотез, и послужило причиной названия данного места — села Курицко. И еще один интересный факт: по местному поверью в пасхальную ночь видны огоньки в озере на месте старого поселения.

Вообще в те времена существование населенного пункта было немыслимым без существования храма или часовни.

Одна из предшественниц нынешнего храма, церковь постройки 1595 года находится сейчас в Новгородском музее деревянного зодчества в Юрьеве. Судя по архивной фотосъемке рубежа XIX и XX веков, перед переносом она находилась уже у самой кромки воды. Озеро Ильмень наступало и возникла реальная угроза разрушения храма.

 

- Как же появился нынешний каменный храм? По тем же архивным данным, он был построен осенью 1899 года по проекту епархиального архитектора А.Н. Дьякова...

 

- На самом деле на храм Успения в селе Курицко собирали средства в течение 40 лет. История запечатлела имена местных священников — отца Иоанна и отца Константина. Один начал, а второй продолжил и закончил строительство церкви. Незадолго до окончания строительства нехватало около 25 тысяч рублей и отец Константин в те годы писал письма благотворителям в Санкт-Петербург и Москву - тем, кто мог бы пожертвовать деньги на строительство храма. Начало строительства приходится на 1896 год. Как повествует история, местные жители поначалу были недовольны — почему возводится такой большой храм и почему работы столь длительны и дорогостоящи.

Я же долгое время задавал себе совсем другой вопрос: «Каким же образом строили в сельской местности храмы?» Ведь здесь не было ни удобной дороги для подвоза материалов, ни кирпичного завода. Оказывается, в те времена, как правило, невдалеке от места строительства находили так называемые «глиняные ямы» с сырьем, годным для изготовления кирпичей. Глину месили, формовали, вначале сушили на солнце, затем складывали в виде заготовок кирпичей. Об этом мне рассказала наша староста Катерина Николаевна Чумакова, которая сама была свидетельницей того, как изготавливали кирпичи в те времена. Из кирпичей затем делали своеобразные печи и после сгорания дров получался готовый стройматериал. Так был построен и этот храм.

То что мы видим здесь такой богатый и чудный иконостас, говорит о том, что местные жители здесь успешно занимались рыбной ловлей. Сюда, со всего Поозерья везли и фрукты, и овощи, и одежду. Все это в рамках своеобразного бартера все выменивалось на местную рыбу. У рыбаков же был такой благочестивый обычай — первый заброс сетей был посвящен Богу, и деньги от проданной рыбы вносились в храм. Но опять-таки: и иконостас был не сразу позолочен и храм не сразу построен.

У нас кстати остались и дореволюционные церковные облачения: два стихаря и фелонь. Шитую золотом фелонь я передал в Покровский собор Великого Новгорода.

 

- Конец XIX — начало ХХ века были для русской глубинки неоднозначным временем. С одной стороны шла волна духовного растления из городов, культура которые разрушала традиционный уклад. И с другой стороны мы знаем и необычайные взлеты веры в народе. Как раз в этой время жил святой праведный отец Иоанн Кронштадский, благодаря которому в России в то время было основано много монастырей и построено храмов. Как стало мне известно, телеведущий и историк Феликс Разумовский, проект которого «Кто мы?» на телеканале «Культура» сегодня является единственной актуальной, посвященной истории русской цивилизации, программой, работал над фильмом «Сельское священство» и здесь, в Курицко.

 

- Да, действительно. В фильме он рассказал о жизни сельского священства в период конца Первой мировой войны, сразу после отречения императора Николая II. Это было лихое время. Когда солдаты-дезертиры, бежавшие с фронта, входили в селения там происходила такая же вакханалия, которая сейчас происходит, например, на Украине: пьянство, драки, оскорбления священников... Целью передачи было показать то, как в глубинке сельское священство, прихожане храмов сохраняли свою веру. В Божественной литургии есть такие слова: «Блаженны миротворцы, ибо они Бога узрят». В разгул гражданского неповиновения, разлада в обществе, миротворцами являлись как раз сельские священники. Любовь к Богу, молитва, труд и еще раз труд — все это было сосредоточено в здоровой части крестьянства, в священстве.

Примечательная деталь — когда мы меняли окна, то в проемах у стен обнаружили конский волос, который использовался в качестве утеплителя. О чем это говорит? О том что люди всё брали от родной земли, любили ее. Она их как кормящая мать поила, кормила, обувала. Фильм стал поучительным примером для нас, чтобы современные сельские священники, взирая на опыт наших предков, безропотно и мужественно несли свой крест.

 

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.

При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия».

Томас Томмингас/53 новости