Новости Новгородской митрополии

6 Февраля 2014

В этом году праздник перенесения мощей свт. Феоктиста, епископа Новгородского, особенный – долгое время точное место погребения святого архиепископа оставалось неизвестным, однако прошедшим летом, 6 июля 2013 года, в процессе археологического исследования Георгиевского собора была открыта гранитная плита на месте захоронения святителя. Как могло случиться, что сравнительно недавнее перезахоронение новгородского святого в одном из самых знаменитых и прекрасно сохранившихся храмов Новгорода стало предметом поисков?

Архиепископ Феоктист управлял Новгородской епархией с 1299 до 1308 гг. При нем Новгород был восстановлен из пепла - после двух страшных пожаров Владыка построил 12 церквей. За два года до смерти, из-за тяжелой болезни он удалился на покой в Благовещенский монастырь на Мячине озере. Там, где когда-то святитель принял монашеский постриг, он жил строгой постнической жизнью, несмотря на недуг. Сообщение I Новгородской летописи о его кончине полно искреннего благоговения и любви к нему паствы: «…святая его душа взошла на небеса, а лицо его просветилось… и все видевшие дивились и славили Бога… Дай же, Господи, ему Небесное Царствие, а Новуграду молитву его и благословение». Вскоре были явлены святость Архиепископа Феоктиста и благодатная помощь людям, подаваемая по его молитвам и после смерти святителя - у его гроба в Благовещенском монастыре происходили многие чудеса и исцеления. Над его гробом в северо-западной части древней, построенной в XII столетии, Благовещенской церкви, в 1668 г. на пожертвование князя Василия Ромодановского, глубоко почитавшего свт. Феоктиста, была поставлена рака, а позже посвященный ему придел. К XVIII веку Благовещенский монастырь постепенно пришел в упадок, а после указа императрицы Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1786 г. обращен в приходскую церковь. Тогда и было принято решение о переносе мощей святителя Феоктиста в находящийся по близости Юрьев монастырь. Инициатором перенесения мощей явился один из самых выдающихся русских архипастырей синодального периода митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров). Митрополит Гавриил опасался, что в небольшом приходском храме мощи святителя не будут окружены должным почитанием.

Владыка Гавриил жил строгой аскетической жизнью, несмотря на окружавшее его великолепие двора и роскошные атрибуты его высокого сана, которые он носил, отдавая дань светским приличиям. Он широко занимался благотворительностью, помогал нуждающимся.  Его серьезно интересовали русские церковные древности, в 1780 году он издал указ о необходимости выявления и фиксации древних надписей в храмах Новгородской епархии, что повлекло за собой открытие фресок XII века в церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Однако больше всего митрополита Гавриила волновало духовное состояние русских монастырей. Он прилагал немалые усилия для возрождения подлинной монашеской жизни в России, ему Церковь обязана переводом «Добротолюбия» на русский язык.  Присутствие мощей святого архиепископа Феоктиста должно было оживить духовную жизнь Юрьевской обители. С этого времени в Новгороде кроме празднования памяти свт. Феоктиста 23 декабря (5 января), в день преставления, был установлен праздник в воспоминание о перенесении мощей в Юрьев 23 января (5 февраля).

Мощи были положены в главном храме монастыря - в древнем Георгиевском соборе – у северной стены около иконостаса. В 1827 г. к собору с северо-восточной стороны знаменитым настоятелем Юрьевского монастыря архимандритом Фотием (Спасским) был пристроен придел во имя свт. Феоктиста Новгородского, соединенный с собором арочным проходом. На средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской над мощами была установлена драгоценная выкованная из серебра рака с рельефным изображением святого на крышке и фрагментами текста его жития на боковых частях.

После революции 1917 г. Юрьев монастырь был подвергнут планомерному разорению. В 1922 г. рака свт. Феоктиста была изъята и отправлена в Госхран для переплавки, как и бесчисленное множество церковных ценностей, изымавшихся из храмов якобы для помощи голодающим Поволжья. Как теперь документально подтверждено, Советская власть использовала драгоценные приношения русского народа к своим вековым святыням совсем не для спасения умиравших от страшного голода людей. Были ли мощи святителя в раке в момент изъятия? Если да, то они, скорее всего, должны были погибнуть.

После возвращения Юрьева монастыря Русской Православной Церкви и возобновления в нем монашеской жизни вопрос, сохранились ли святые мощи архиепископа Феоктиста, и если да, то где они находятся, не мог не волновать священноархимандрита обители Владыку Льва и братию.

Содержащаяся в описаниях Георгиевского собора XIX в. информация о перезахоронении архиепископа Феоктиста не позволяет однозначно установить покоились ли мощи под спудом, или же были переложены в серебряную раку.  Практика установки символических гробниц, отмечающих места погребения святых в земле и под полами храмов, существовала с древности. Даже местоположение и гробницы и раки отмечалось достаточно условно, – «под спудом в среброкованой раке по левую сторону алтаря», что вполне объяснимо – авторы описаний, такие как митрополит Макарий (Миролюбов) и протоиерей П.И. Тихомиров не могли предполагать, что рака исчезнет из собора. На старинных фотографиях рака была снята так, что место, где она стояла, точно не определялось.  Документы о вскрытии и освидетельствовании мощей святителя не были обнаружены. Правда К.В. Зилинским в 2011 г. был опубликован фрагмент письма 1922 г. бывшего послушника Юрьева монастыря, предателя и отступника А. Антонова председателю Губисполкома В. Пакуну, подтверждающий косвенно неповрежденность мощей: «В Георгиевском соборе стоит пустая рака-гробница, ибо тело Феоктиста похоронено в земле под спудом, а на его могиле и стоит эта рака, как эмблема». Но и позднее погребение могло быть вскрыто при проведении археологических и реставрационных работ в соборе в середине 1930 гг. В отчетах руководителя этих работ М.К. Каргера погребение свт. Феоктиста не упоминается, раскопки в северной и восточной частях собора не проводились. В послевоенных документах так же не содержалось никаких сведений.

В марте 2012 г. по просьбе Новгородской епархии Петербургским Национальным минерально-сырьевым университетом «Горный» были проведены инженерно-геофизические исследования в северной части солеи Георгиевского собора. Было выяснено, что на солее слева от северной двери собора имеется на небольшой глубине некая пустота и присутствуют некие металлические предметы. Это обследование не давало конкретного результата, но давало надежду.

И вот, наконец, прошедшим летом по благословению Митрополита Новгородского и Старорусского Льва отрядом московского Института археологии РАН под руководством Вл. В. Седова началось серьезное археологическое изучение восточной части Георгиевского собора. Были поставлены крайне интересные для истории церковной архитектуры задачи - выяснение уровня первоначального пола собора, обнаружение первого престола храма, горнего места и синтрона, и, безусловно, поиски погребения святителя Феоктиста.  И, в первые же дни раскопок, после снятия ряда кирпичей ныне существующего пола солеи, открылась могильная плита.

На гранитной плите прекрасно сохранилась высеченная надпись: «МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОКТИСТА ПЕРЕНЕСЕНЫ В ЮРЬЕВ
ПЕРВОКЛАССНЫЙ  МОНАСТЫРЬ ИЗ ОРКАЖСКОГО БЛАГОВЕЩЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА ЧЛЕНА ПРЕОСВЯЩЕННАГО ГАВРИИЛА МИТРОПОЛИТА НОВГОРОДСКАГО И САНКТПЕТЕБУРГСКАГО В 1786 М ГОДУ МЦА ЯНВАРЯ 23 ЧИСЛА  ПРИ ОНОГО ЖЕ МОНАСТЫРЯ  АРХИМАНДРИТЕ АФАНАСИИ И ПОЛОЖЕНЫ В СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ СВЯТАГО ВЕЛИКОМУЧЕННИКА ГЕОРГИЯ НА ЛЕВОЙ СТОРОНЕ ПРИ ДВЕРЕХ СИЯ ПЛИТА ВМЕСТО ВЕТХОЙ ПОЛОЖЕНА ВНОВЬ 1814 ГОДА ОКТЯБРЯ 20 ЧИСЛА ПРИ АРХИМАНДРИТЕ ФИЛАРЕТЕ». Из текста ясно, что плита установлена в 1814 г. вместо обветшавшей плиты 1786 г. архимандритом Юрьева Филаретом (Дроздовым), впоследствии митрополитом Московским, в 1994 году причисленным Русской Церковью к лику святых.


Митрополит Филарет являлся настоятелем Юрьевской обители с 1812 г. по 1816 г. Его без сомнения можно считать одним из самых поразительных людей XIX столетия. Человек, сочетавший в себе бескомпромиссность в вопросах веры и милосердную прощающую любовь ко всем, истинный пастырь, богослов, историк, талантливый духовный поэт и автор замечательных молитв, Владыка Филарет внес неоценимый вклад в возрождение духовной жизни России, одним из самых важных дел своей жизни он считал перевод Священного писания на русский язык. Нельзя не вспомнить, что митрополит Филарет чутко и трезво оценивал нравственное состояние современного ему общества и предвидел предстоящую трагедию России.

Удивительным образом история захоронения в Георгиевском соборе свт. Феоктиста через столетия связала самого святого Новгородского архиепископа, митрополита Гавриила Петрова, св. митрополита Филарета и бывшего его противником в вопросе перевода Писания архимандрита

 Фотия, и посвятившую свою жизнь Юрьевской обители дочь екатерининского вельможи графиню Анну Орлову, и нас, живущих в XXI в.

Найденная надгробная плита практически не повреждена, вероятнее всего
погребение Архиепископа Феоктиста не вскрывалось и его мощи так и пребывают там, где их с благоговением положили в XVIII в. Раскопки в Георгиевском соборе будут продолжаться и состояние погребения уточнится при дальнейшем исследовании солеи. В день открытия плиты наместник Юрьева монастыря иеромонах Арсений и братия совершили возле нее первый молебен.