Новости Новгородской митрополии

20 Октября 2015

18 октября 2015 года, в неделю 20-ю по Пятидесятнице,  Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил вечерню с акафистом Пресвятой Богородице в церкви св. вмч. Георгия Победоносца г. Старая Русса.

 

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Старорусского округа протоиерей Амвросий Джиган, клирик церкви св. вмч. Георгия Победоносца г. Старая Русса протоиерей Валерий Мартынюк, насельник Свято-Юрьева мужского монастыря иеромонах Сергий (Шардаков), клирик Софийского собора священник Николай Полозов.

После вечерни Митрополит Лев совершил акафистное пение Пресвятой Богородице перед иконой Божьей Матери, именуемой «Старорусская».

По окончании богослужения Владыка обратился к молящимся с проповедью о христианском примере современных подвижников благочестия.

Богослужение сопровождалось пением хора церкви св. вмч. Георгия Победоносца под управлением регента Серафимы Барановской.


Историческая справка

Акафист Пресвятой Богородице – хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненный в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв., или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т. е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т. п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами – Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, – весьма различные по своей богословской и поэтической ценности. Особенно акафистное творчество развилось во II-м христианском тысячелетии, в том числе в православной России, сохраняя свое значение и доныне.

В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать первенствующее и исключительное положение, о чем свидетельствует тот факт, что он, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав. Его твердое место – в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Субботой Акафиста» или «Похвалой Пресвятой Богородицы».