Новости Новгородской митрополии

28 Марта 2015

Заведующая библиотекой Софийского собора Маргарита Антонова рассказала журналисту интернет-издания «53 новости» Анне Огороднийчук о создании книжных палат прошлого и современности, а также о том, как книга может помочь обрести веру.

 

С 10 по 22 марта в Великом Новгороде прошли ежегодные Дни православной книги, в рамках которых состоялись книжные выставки, экскурсии, творческие встречи с писателями и поэтами, беседы священников со школьниками, концертные выступления хоров Воскресных школ Великого Новгорода, а также круглый стол «Христианство и книжная культура в Древней Руси». Дни православной книги приурочены к дате выхода первой на Руси печатной книги Ивана Фёдорова «Апостол» - 1 марта 1564 года (14 марта по новому стилю). Однако немногие знают, что уже в середине XI века в Великом Новгороде была создана одна из древнейших библиотек Руси, в которой хранились как старопечатные, так и рукописные книги. Она располагалась в Софийском соборе, и сегодня ее традиции продолжает современная библиотека, созданная на том же месте. В этом году ей исполняется 19 лет.

 

В глубине веков

Библиотека появилась в Софийском соборе по благословлению Ярослава Мудрого, которое выполнил его сын князь Владимир. В ней насчитывалось около двух тысяч рукописных книг, а также старопечатные издания. Здесь хранились такие выдающиеся книги как Астромирово Евангелие, Изборник Святослава, Путятина Минея, Геннадиевская Библия. К слову, для хранения использовались не стеллажи, а закрытые шкафы, которые обеспечивали большую сохранность книг.

Здесь также располагалась рукописная мастерская - скрипторий, где переписывались книги из Византии. Создание книг в то время требовало немалого труда. Часто на страницах рукописных книг можно встретить пометки, оставленные монахами-писцами: «Зело темно, зело холодно, а он все пишет». Для создания книг использовались пергамент, папирус, чернила, изготовленные из насекомых, обитающих под корой деревьев. Кроме того, книги для богослужений богато украшались драгоценными камнями, обрамлялись окладами. Поэтому они были дорогими - стоили больше коровы. Почетные гости, посещавшие город, также стремились внести свой вклад в пополнение библиотеки.

Рецепт древних чернил: взять железную ржавчину, порошок дубовой коры, вишневый клей, квас, мед. Прокипятить, выдержать некоторое время. Чернила должны быть достаточно вязкими. Попробовать на вкус — должны быть кисловатыми.

Что же читали древние новгородцы? По словам Маргариты Антоновой, самыми любимыми книгами горожан были жития святых, душеспасительное чтение, а также травники и лечебники. Книги тогда не только читали самостоятельно, но и слушали на специально для этого созывавшихся чтениях.

Значительный урон древней библиотеке нанес Иван Грозный. Он понимал ценность изданий, хранившихся в Софийском соборе - это были первоисточники, переведеные точно и без всяческих нововведений в тексте. Иван Грозный увез из Великого Новгорода немало книг, однако в последующие годы его библиотека бесследно исчезла, и ученые до сих пор пытаются найти ее. К сожалению, такая же судьба постигла и библиотеку Киевского Софийского сбора, известную также как Библиотека Ярослава Мудрого.

В 1859 году наиболее ценная часть библиотеки Софийского собора была передана в Санкт-Петербургскую Духовную Академию: 1570 рукописных и 585 старопечатных книг. Это собрание сейчас хранится в Российской Национальной Библиотеке. Некоторые рукописи и книги старой печати остались в Новгороде, образовав фонд древних книг Новгородского музея-заповедника.

 

Чтение богослужебное и келейное

Словно бы напоминанием о древней библиотеке служат старопечатные книги, переданные Софийскому собору одной из церквей Новгородского района. Сохранились как богослужебные, так и келейные книги. Первые, как понятно из названия, участвовали в церковных богослужениях. Поэтому на их страницах нередки пятна от восковой свечи.

Одна из самых интересных книг с исторической точки зрения - Богослужебная Минея Майская, выпущенная в Московской типографии. Работу над ней начали в годы правления императрицы Анны Иоановны, а завершили при Елизавете Петровне.

Были и келейные минеи, предназначенные для самостоятельного изучения, как например Минея декабрьская. В ней напечатаны жития святого пророка Наума, Филарета Милостивого, Варвары Великомуниченицы, Савы Освященного и других святых, память которых церковь отмечает в декабре. Хорошо сохранился сборник под названием «Маргарит», содержащий мудрые наставления.

Книга «Поучительные слова Ефрема Сирина» интересна своим переплетом на застежках:

- В свое время застежки были обязательным условием для сохранности книг. Было даже повеление о том, что если дьякон или поп не закроют книгу, то их ждет наказание, - рассказывает Маргарита Антонова.

Еще один признак высококачественной печати на хорошей бумаге - водные знаки. Их ставили типографии, гордившиеся своим трудом. Первые водные знаки появились в Италии в конце XIII века. В библиотеке Софийского собора они встречаются в иданиях XVII-XVIII века. Также в старопечатных книгах можно увидеть отпечатки от металлических прутьев, которые также используются при создании водных знаков.

Есть в библиотеке Софийского собора и одна рукописная книга. По почерку видно, что ее писал не один человек, а трое-четверо, сменяя друг друга. Начинал работу монах Диамид, имена остальных авторов остались неизвестными. Книга также предназначена для келейного назидатательного чтения.

 

Возрождение книжной палаты

В 1996 году библиотека Софийского собора была воссоздана как приходская, и Маргарита Антонова принимала в этом самое непосредственное участие, перейдя в собор из детской областной библиотеки:

- В то время на хорах собора шли катехизаторские курсы. Окончив их, я получила предложение помочь организовать библиотеку. Тогда здесь было всего лишь два маленьких шкафчика. Я согласилась и в течение двух лет совмещала работу в двух библиотеках. Потом настало время сделать выбор, тем более, что к тому моменту я поняла, что моя жизнь будет связана с православием, - рассказывает заведующая.

Пока Маргарита Антонова общается с читателями, я задумываюсь о том, что в библиотеке такого рода роль заведующей не сводится только лишь к тому, чтобы предложить посетителям нужную литературу. Библиотекарь здесь выступает в качестве проводника, ориентирует читателя в мире православной литературы, дает советы относительно веры, важных дат церковного календаря, а иногда и становится духовным наставником.

Современная библиотека разместилась в том же месте, что и древняя, с той только разницей, что раньше шкафы с книгами занимали и те площади, на которых теперь находится археологический кабинет. За 19 лет из двух шкафчиков вырос немалый фонд библиотеки: 8500 экземпляров. Книги рассчитаны в основном на взрослого читателя и пополняются в соответствии с класификацией изданий для православных библиотек:

- У нас есть такие книги как Священное Писание, Библия, Новый и Ветхий Завет. Литература делится на разделы: история православной церкви, философия, религия, патристика, патрология, жития святых, экзегетика, церковное искусство и археология, богослужебные книги и литургика, аскетика, назидательное чтение, Представлено немного подростковой и детской литературы, - перечисляет Маргарита Антонова, переходя от стеллажа к стеллажу. - Есть также серия книг «История России».

 

- Как часто пополняется фонд?

- Ежемесячно у нас становится на десять книг больше. Через поставщиков мы сотрудничаем с ведущими православными издательствами, такими как «Сатис», «Покров», с издательством Сретенского монастыря, выпустившим знаменитую книгу «Несвятые святые». Немалые приобретения мы делаем на православных, книжных выставках. Кроме того, иногда книги жертвуют читатели.

 

- У вашей библиотеки есть свои читатели - кто они?

- Основная часть из них - прихожане Софийского собора. Но к нам может записаться любой новгородец, многие так и делают. Приходят также абитуриенты духовных училищ и студенты новгородских ВУЗов. Всего записано около двух тысяч читателей, постоянных среди них - около трехсот. Это немного, но надо понимать, что наша библиотека — узкоспециализированная и рассчитана не на широкую публику.

 

- Что может предложить библиотека, кроме чтения?

- Мы практикуем разные формы работы с читателем. В свое время я ставила спектакли с участием посетителей библиотеки, которые шли на хорах Софиского собора: «Три разговора» по Владимиру Соловьеву, «Жив Бог» (инсценированный катехизис) и «Женщины Библии». Также мы создали литературный клуб, который получил благословение митрополита Новгородского и Старорусского Льва. Здесь собираются поэты, проходят чтения, тематические вечера, рождественские посиделки. Например, у нас прошел вечер, посвященный Петру и Февронии, в рамках которого члены клуба создали свои стихотворения на эту тему. В сборнике «Все поэты Новгородской области» три раза издавались стихи участников нашего клуба: Юлии Суворовой-Гавриной, Натальи Берг, Дмитрия Гирсанова, Ольги Номеровской, Павла Корешкова, Марии Касаткиной. Нам очень приятно такого рода признание нашего творчества.

 

- Какую литературу преимущественно выбирают читатели?

- Охотно читают сочинения Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Никона Воробьева, старца Валаамского Иоанна, житие архиерея и хирурга Луки Войно-Ясенецкого, труды Иоанна Златоуста, Иоанна Лествечника и других.

 

- Кроме книги архимандрита Тихона «Несвятые святые», какие еще современные издания пользуются популярностью в православной среде?

- Эта книга, конечно, стала ярким явлением в православной жизни. Кроме этого, я бы посоветовала почитать ранние издания Юлии Вознесенской - «Путь Кассандры», «Посмертные приключения», написанные в жанре «православное фэнтези». Она предвидела некоторые современные явления. Я видела отзывы читателей, которые говорили, что именно благодаря этим книгам открыли для себя православную веру. Также упомяну «Хроники Нарнии» Клайва Стэйплза Льюиса — это необходимая книга для подростков и детей, которые начинают свой путь в православие. В ней ярко показан образ Иисуса Христа через такого персонажа как Лев. Популярны письма Иоанна Крестьянкина, книги митрополита Иллариона и других. Эти авторы могут помочь человеку, который хочет определиться в выборе веры. Это очень важно — сделать выбор не по чужому совету, а почитать, подумать и принять решение самому. Большое значение имеет также семейная традиция. Например, моя бабушка была православной, и хотя она не принуждала нас к вере, я запомнила Библию, которая никогда не закрывалась. Закончив чтение, бабушка накрывала страницы белым полотенцем. Этот образ всегда передо мной.

Для тех, кто хочет посетить библиотеку Софийского собора, сообщаем время работы: с 1 по 15 число каждого месяца с 10.00. до 18.00, с 16 по 31 (30) число с 14.00. до 19.30. Выходные дни – понедельник и вторник.

 

Анна Огороднийчук/«53 новости»