Новости Новгородской митрополии

21 Января 2015

19 января 2015 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Иверском соборе Валдайского Иверского мужского монастыря.

  

Его Высокопреосвященству сослужили и. о. наместника монастыря иеромонах Антоний (Битьмаев), иеромонах Кирилл (Мотовилов), иеромонах Серафим (Игнатьев), иеромонах Пантелеймон (Шахтахтинский), иеромонах Борис (Григорьев) и клирик Софийского кафедрального собора священник Николай Полозов.

После литургии Владыка совершил чин великого освящения воды. Также состоялось освящение воды на Валдайском озере, где прошли Крещенские купания.

По окончании богослужения Митрополит Лев поздравил молящихся с праздником и благословил употребление святой воды — Великой Агиасмы — во здравие телесное и душевное, на освящение жилищ и на всякое благое дело.

Богослужение сопровождалось пением хора студентов Новгородского духовного училища и всех молящихся в храме под управлением регента диакона Андрея Каурова.


История праздника

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошёл на Сына в виде голубя. С древних времён этот праздник назывался днём Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нём упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия — с IV по IX век — все великие отцы Церкви — Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трёх Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).


ФОТО