Новости Новгородской митрополии

6 Января 2015

Рождественское послание Митрополита Новгородского  и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской митрополии.

  


Рождество Твое Христе Боже,

воссия мирови Свет разума!

(тропарь Рождеству Христову)

 

 

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры!

 

Христос рождается — славите!

 

Праздник Рождества Христова не есть только лишь воспоминание о рождении Бога от Девы как о некотором историческом событии. Для каждого верующего человека этот праздник означает и его личную встречу со Христом. Потому издавна в Церкви Православной он назывался ещё и Богоявлением. Бог, до своего второго и страшного пришествия, не является всем сразу, всему человечеству, когда-либо жившему и живущему на земле. Он является, прежде всего, каждому конкретному человеку на его жизненном пути, чтобы родиться в его сердце любовью, приводящей в Царствие Небесное. Каждый человек, считающий себя христианином, родившийся некогда в купели крещения, может и должен задать себе вопрос: «Почему и как я стал верующим? Что даёт мне моя вера? И зачем я, как некогда мудрецы с Востока и Вифлеемские пастухи, прихожу в храм Божий вместе с другими верующими людьми в праздник Рождества Христова?» Наверное, для того, чтобы в совместной, тихой и благодатной молитве пережить встречу со Христом... Чтобы мир Христов, о котором поют ангелы Божии на Небесах, включить в свою жизнь, сделать его частью своей души.

В рождественских молитвословиях Церковь проповедует, что во Христе миру воссиял «Свет разума». С одной стороны, это утверждает необходимость разумного восприятия окружающего мира, чрезвычайную важность интеллектуальных усилий человечества по раскрытию истинных смыслов жизни, законов, по которым создана Вселенная. Но с другой стороны, церковное Предание, во всём своём разнообразии средств передачи Истины, утверждает, что смыслы эти, без искажений и тупиков, могут быть постигнуты только во Свете Христовом.

На историю человечества и на свою собственную жизнь мы, как верующие люди, вглядываемся в контексте абсолютно невероятного события: «Ибо, как Бог, пребывающий от вечности, может родиться от Девы в истории?» Пророк Исаия задолго до рождества Господа нашего оставил миру обетование: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил, что значит с нами Бог» (Ис. 7,14). Но трудно сказать, понимал ли и сам пророк достаточно глубоко своё пророчество? То, что было явлено ему в Божественном Откровении, как могло быть осмыслено человеком, жившим в атмосфере культуры строгого иудейского монотеизма? Но и сегодня, через две тысячи лет после Рождества Христова, рождение Бога от Девы в истории является непостижимым не только для атеистов, но и для многих религиозных людей, верящих в изначальный и конечный смысл Божьего Творения. Для нас же христиан в этом и заключается смысл нашего упования. Мы — не брошенные Творцом в бескрайних просторах Вселенной существа. Бог снисходит до человека, чтобы через любовь усыновления возвести его к вечной жизни.

Для современной медицины всё в большей степени усиливается искушение относиться к человеку как к биологическому механизму, в котором можно легко менять и чинить отдельные части, пришедшие в негодность. Однако когда возникает вопрос: «Что или Кто делает этот трансформер живым и живущим, чувствующим не только физиологическую боль, но и умеющим сострадать и уязвляться собственными душевными переживаниями?» — не лишне вспомнить великий текст из книги «Бытие» о творении человека. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2,7).

Не биологический механизм, а конкретного живого человека пришёл спасти Бог на Землю, родившись от Девы Марии. «Виде Бог человека гиблема, — поём мы на Рождественских богослужениях, — преклони Небеса сошед на землю!» Пришёл, чтобы Светом Небесным освятить сумраки человеческих душ, пребывающих во мраке греховном и мелочной житейской суете. Пришёл, чтобы возродить смысл существования собственного Творения, в своём развитии сбившегося с пути. Восприняв от Девы Марии человеческое тело, остался Богом, уничижившим Себя ради нашего спасения.

Спаситель родился в пещере среди бедных, но добрых людей. Его окружали мирные домашние животные. Но именно Ему пришли поклониться мудрецы с Востока.

А вокруг уже слышался лай «конвоирных овчарок» злобствующего мира. И уже тогда было ясно, что тихий свет, изливающийся от яслей Богомладенца, никакая ненависть победить не сможет. Потому «Днесь вся тварь веселится и радуется, яко Христос родися от Девы — Отроковицы».

Будем же мужественно, дорогие братья и сёстры, относиться ко всем испытаниям, которые постигают нас в жизни. Будем радоваться и печалиться с нашими близкими. Будем готовы протянуть руку помощи попавшим в беду и со смирением принимать помощь и поддержку тех, кто не лицемерно желает нам добра. Молитва наша да будет постоянной и искренней, чтобы Господь мог быть всегда рядом с нами.

В эти светлые дни Христова Рождества будем «едиными устами и единым сердцем» радостно воспевать ангельскую песнь, впервые услышанную Вифлеемскими пастухами: «Слава в вышних Богу и на земле мир» — мир Божественного благоволения человеческих сердец.

 

Христос рождается — прославляйте Его! Христос с Небес — встречайте!

 

Митрополит Новгородский
и Старорусский Лев

 

Рождество Христово
Великий Новгород
2015 год


Новый год в православной семье: с чистого листа

01.01.2015

Новый год – это мандарины, салат «оливье», «Ирония судьбы», елка, Дед Мороз с подарками. Куранты, шампанское и загаданные желания в полночь. Новогодние школьные огоньки, вечеринки, фейерверки. Пьянки… Безусловно, в каждой семье каждый праздник имеет свои особенные традиции празднования. Но все же, если верить журналам и газетам, блогам и телевизору, – народный набор «аксессуаров» примерно таков.
Владимир Легойда: нам надо вместе пройти путь к примирению истории

01.01.2015

Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда рассказал РИА Новости, почему нашему обществу необходимо примирение истории, какая ему нужна идеология, что дают России масштабные празднования юбилеев святых, зачем нужна либеральная оппозиция и встретятся ли в ближайшем будущем папа римский и патриарх Кирилл.
Почему мы не святые? Не хотим

01.01.2015

О человеке, о его падшей природе, его греховности и о стоящей перед ним задаче преодолеть грех, изменить себя к лучшему, уподобиться Богу и спастись для вечности мы беседуем с главным редактором нашего журнала игуменом Нектарием (Морозовым).