Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1066
7 Октября 2014


Очень часто читатели интересуются значением, происхождением, правомерностью своих имен, обращаются за советом — как назвать младенца при Крещении. Сегодня на эти и другие вопросы отвечает руководитель отдела Нижегородской епархии по делам молодежи протоиерей Владимир Гофман.

Случаен ли выбор имени для человека? Имеет ли оно значение для Бога?

— Конечно же, имя человека имеет значение — прежде всего для него самого. Господь, надо думать, знает нас и все о нас и без имени. Но, тем не менее, уже первые люди имели имена, а к Адаму подводились животные, чтобы он давал имена и бессловесным тварям, тем самым обозначая их в земной жизни. Имена носят и язычники, и люди всех существующих вероисповеданий, и атеисты.

В христианстве принято давать имя ребенку в честь святых мучеников, преподобных, святителей — короче говоря, угодников Божиих, которые становятся небесными покровителями наших детей. Традиционно еще из ветхозаветных времен имя младенцу нарекается на восьмой день после его рождения, а во время Крещения (сороковой день и позже) оно произносится как уже существующее.

Приведем пример. Скажем, родился мальчик в десятых числах декабря. Родители по церковному календарю смотрят и выбирают имя его небесного покровителя. Им будет в данном случае святитель Николай Чудотворец (память 19 декабря по новому стилю). Это имя дается новорожденному, и с ним малыш принимает Святое Крещение. Отныне его небесный покровитель — святой Николай Угодник. Именно к небесному покровителю обращаются с молитвой родители и восприемники (крестные отец и мать), а позже и сам мальчик, надеясь на предстательство пред Богом своего святого заступника. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши его к молитве их, но лице Господне против делающих зло…» (2 Пет 3: 12). Вот почему имя имеет значение и для человека, и для Бога. Вообще существует немало очень интересных исследований об именах — например, ученого и священника Павла Флоренского.


Меня зовут Римма, родилась 23 апреля. Есть ли у меня небесный покровитель и когда его день в церковном календаре?

— Есть два мужских имени, которые, видимо, из-за женского окончания стали на Руси даваться при рождении девочки. Эти имена — Инна и Римма. Так что ваш небесный покровитель — святой мученик Римма. Он жил в первом веке, был родом из Малой Скифии, учеником апостола Андрея. За распространение веры Христовой был заморожен в реке вместе с мучениками Инной и Пинной. Их память — 2 февраля и 3 июля по новому стилю.

Мою дочку зовут Снежана. В церкви батюшка отказался причащать ее под этим именем, сказал, что в церковном календаре нет такого имени. Что же нам делать? Влияет ли выбор имени ребенка на его судьбу?

— Судьбы наши в руках Божиих. Понятие судьба — не из христианского лексикона. Господь сотворил человека свободным и не отнимает этого дара никогда, поэтому христианское учение утверждает, что мы участвуем в своем спасении: «Бог спасает нас не без нас». Но выбирая имя ребенку, мы надеемся, что его небесный покровитель будет предстательствовать за него у Престола Божия.

Иногда (чаще это случается в нерелигиозных семьях) ребенка называют именем, которого, действительно, нет в святцах. Например, Снежана, Оксана. Но при Крещении (если таковое было) имя все равно дается православное. Вот и получается, что человек имеет как бы два имени — обиходное и церковное, с которым он исповедуется, причащается, вступает в брак. Поэтому вопрос к вам: если вы не помните, с каким именем крестили вашу дочку, то выберите имя по церковному календарю. В этом может помочь священник, и пусть ваша дочь (если она старше семи лет) исповедуется с этим именем и с ним же причастится. Отныне оно и будет ее церковным именем.

Знакомые говорят, что мое имя — Руфина — не русское, а ведь меня крестили в Православной Церкви. Прошу ответить, какой же у меня небесный покровитель и когда его день в церковном календаре?

— Мы все в большинстве случаев носим не чисто русские имена — греческие, римские, персидские, потому что христианство пришло к нам с Востока. Ваше имя в переводе с греческого обозначает «рыжеватая». Ваша небесная покровительница — святая мученица Руфина Кесарийская (Каппадокийская). Она была матерью святого мученика Маманта. Пострадала в III столетии. Ее память, а значит ваши именины — 15 сентября по новому стилю.

Могу ли я сменить свое имя или заново креститься? Дурные люди отпели меня живую в церкви и положили мою фотографию в могилу.

— Успокойтесь, ничего страшного для вас не произошло. Для нас, христиан, «Бог есть любовь» (1 Ин 4: 16), а это значит, что Он не творит зла, хотя попускает его существование среди людей для того, чтобы мы добровольно обращались к добру. Дурные люди, которые заказали церковное отпевание живого человека, сотворили зло и потому получат по заслугам. Господь исполняет просьбы людей, полезные им, направленные на их благо, но никогда — во зло. Таинство Крещения совершается один раз и не повторяется, по словам апостола: «Един Бог, едина вера, едино крещение» (Еф 4: 5).

Где-то прочла, что профессия актера считается в христианстве греховной. Быть актрисой действительно грех?

— Грех быть не актрисой, грех быть актрисой определенного сорта. Можно играть в спектаклях по произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Островского, Шекспира, Шиллера, Ибсена, которые чувства добрые лирой пробуждают. И это не будет грехом, тем более для человека верующего и делающего свою работу с молитвой. А можно соглашаться на роли совсем другого порядка, на воплощение в образы, пробуждающие в зрителе животные страсти, превозносящие различные пороки. Вот это уже без сомнения будет грехом. «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили бы его во глубине морской. Горе миру от соблазнов; ибо надобно прийти соблазнам: но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф 18: 6–7). Вот в чем главный грех по Евангелию: ввести в соблазн другого.

Вопрос, конечно, задан не случайно. Автор письма читала, что быть актрисой грех. Откуда взялось это мнение? 18‑е Апостольское правило гласит: «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную (актрису) не может быти… вообще в списке священного сана». То есть женившийся на одной из таких женщин не мог стать священнослужителем. Почему актриса приравнивалась к разведенной или блуднице — понятно: зрители того времени требовали определенных зрелищ. К сожалению, нравы изменились мало… Так что грехом является не сама профессия актрисы, а наполнение этой профессии определенным содержанием, отношение к избранному делу самого человека.

Недавно мы крестили мальчика и девочку. После Крещения священник внес мальчика в алтарь, а девочку подвел только к Царским вратам. Почему?

— Если мы обратимся к древности, то увидим, что раньше младенцев обоего пола вносили в алтарь, где с ними совершилось поклонение святому престолу. Но и тогда было отличие. Мальчиков обносили вокруг престола с четырех сторон, а девочек — с трех, кроме передней. Но примерно с XV века появилось мнение, что женщина совсем не должна входить в алтарь. Постепенно сложилась практика, что в алтарь после таинства Крещения вносятся только мальчики. Это, разумеется, никакая не дискриминация. Это действие означает, что мальчик как будущий мужчина имеет потенциальную возможность стать священнослужителем, а женщина такой возможности не имеет. Почему — это уже другой вопрос.

Подготовил Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.