Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1064
1 Октября 2014


Читая Священное Писание, мы час­то встречаем такие моменты, когда у нас закрадываются сомнения, а на самом ли деле верно то, что здесь написано, так ли мы должны поступать? Привык­нув к проповеди всеобщей любви и всепрощения, мы бываем просто шокированы, когда видим, что Господь Иисус Христос на страницах Евангелия о многих вещах высказывается более чем странно для нас. Как все увязать в правдивую стройную картину, как не соблазниться?

Как сказал кто-то из святых отцов, Господь намеренно допустил в Священном Писании так называемые темные или просто труднопонимаемые места, чтобы побуждать наш ищущий ум к более тщательному изучению Писаний. Все эти места мгновенно «просветляются», стоит приложить лишь малейшее усилие. Полученная же картина просто поражает своей стройностью.

Кому погребать мертвецов?

Поражают слова Спасителя, сказанные человеку, пожелавшему идти вслед за Ним, но просящему прежде отпустить его похоронить отца. Господь говорит: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Лк 9: 60).

Нужно рассмотреть картину целиком. «Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9: 57–62).

Что ж мы видим? Историю о том, как трое, услышавших о Христе, пришли к Нему, но не стали Его учениками.

Действительно, земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа была нелегкой. У Него не было постоянного дома, Он скитался по городам Иудеи, Он был бедным и даже нищим человеком по земным меркам. И поэтому неудивительно, что Христос предупреждает об этом в ответе первому человеку (про лисьи норы).

Эти люди замалодушествовали и начали искать повода отойти. Вот мы и видим, как второй человек находит якобы благовидный предлог своему уходу, говоря: «Господи, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». И третий поступает похожим образом.

Но неужели Господь и вправду запретил бы заботиться о стариках и хоронить их? По еврейским законам, если один из сыновей в семье уходил на служение Богу, становился раввином, то тогда все остальные члены семьи, его братья, брали на себя материальное обеспечение этого мужчины. Он за всю семью служил Богу, а его семья материальные нужды брала на себя. И естественно, принимали на себя заботу о материальном обеспечении престарелых родителей. Вот что имелось в виду под фразой «похоронить отца». То есть не похоронить мертвого уже отца, а обеспечить старость, «досмотреть».

Иисус может быть абсолютно бескомпромиссен: никакого промедления, бросай все и иди за Мной! В самом деле: всякое промедление может оказаться, и нередко оказывается, лишь поводом для того, чтобы отложить решение, пора принятия которого наступила, а затем и вовсе его избежать.

Поэтому словами «предоставь мертвым…» Христос как бы говорит: «У тебя есть братья, которые по закону возьмут на себя материальное обеспечение твое и твоих престарелых родителей, ты иди за Мной, не беспокойся, Я все уже устроил. Я — Сам Законодавец, устанавливая закон за тысячу лет до своего рождения на земле, эту ситуацию уже предусмотрел и позаботился о твоем отце».

Домашние враги

Этот стих Библии, встречающийся как В Ветхом, так и Новом Завете — «враги человеку — домашние его» (Мих 7: 6 и Мф 10: 34–36), — также обретает негативный смысл лишь при неверном толковании.

Прочтем отрывок шире: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них — как терн, и справедливый — хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку —— домашние его…» (Мих 7: 2–6).

Пророк Михей описывает состояние глубокого отступничества народа, когда те, кто призван быть лучшими и справедливыми — предельно подлы и корыстолюбивы, а самые близкие человеку — настолько непорядочны, и что Господь повелевает не верить им и стеречь двери своих уст (следить за языком).

Второй раз эти слова звучат из уст Христа, цитирующего пророка.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Мф 10: 34–36).

Снова берем весь контекст. Здесь Господь говорит о последних временах и о том, какие гонения придется претерпеть христианам. Затем Он утешает учеников тем, что если Его преследуют и унижают, то не удивительно, что и Его последователей будут гнать.

И только после этих слов Христос говорит, что принес меч, чтобы разделить родных, и цитирует Михея: «враги человеку — домашние его». Но о каком мече идет речь?

Священное Писание четко отвечает на вопрос: этим мечом является Слово Божие, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4: 12).

Учил ли Христос ненависти?

Но самые известные шокирующие слова — это: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук 14: 26). Можно подумать, что Христос проповедует ненависть!

Все становится гораздо понятнее при сравнении с аналогичной, но сказанной несколько иначе, мыслью: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10: 37).

Сравнив эти два отрывка, мы ясно видим, что Господь Иисус Христос не говорит буквально о ненависти. Он использует ораторский прием, называемый «гипербола», то есть нарочитое преувеличение, с целью подчеркнуть значимость какой-либо мысли.

Другими словами, Он сравнивает отношение человека к Богу и отношение к родным и даже самому себе и как бы говорит: «Любите ближних, но пусть ваша любовь к Богу будет настолько сильной, что в сравнении с нею самая сильная любовь к ближним и даже к самому себе будет выглядеть как ненависть».

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.