Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1058
22 Августа 2014


В последние годы нам насаждается западная мораль: мол, бедным быть плохо, это показатель того, что вы неугодны Богу и Он не желает вам посылать видимые элементы успеха. Протестанты говорят, что удача в бизнесе и  богатство связаны с тем, что ты совершаешь богоугодные дела, ведешь богоугодную жизнь. У нас же большинство сограждан склонны к противоположности, граничащей с  крайностью. Бедность, как известно, не порок, и из этой поговорки уже делают поспешный вывод, что она сама по себе — сродни праведности.

В предлагаемой статье никто не собирается оправдывать богатство, но и от мысли насильно всех загонять в нестяжательство мы тоже далеки.

Задача наша — выяснить, как же нас учит Святая Церковь относиться к богатым и к бедным. А учит она нас не взирать на лица, не принимать в расчет того, кто стоит перед тобой, и не делать предпочтений.

«Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица, — поясняет святой апостол Иаков. — Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?.. Если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак 2: 1–4, 9).

Грех совершают те, кто презирает бедного за его бедность, но точно так же грешат и те, кто, только завидев богатого человека, начинают пылать гневом и яростью, сразу подозревая его во всяческих преступлениях.

Архиепископ Иоанн (Шаховской) пишет: «Для Церкви Христовой нет ни богатых, ни бедных… Правильнее сказать, они есть, но лишь — в другом плане. Качества иные богатства и бедности в Церкви. «Богатые» — это нищие духом, «бедные» — богатящиеся своими земными ценностями. В отношении богатых у Церкви такой обычай: они Ей служат. В отношении бедных: Она им служит.

Бедные почитаются таким образом достойными помощи, богатые — достойными служения. Церковная психология прямо противоположна психологии, обычно наблюдаемой в миру, где бедные прислуживают, а богатые принимают их услуги как нечто должное. Примечательно, что и вне пределов земли осуществляется этот закон Церкви: святые, отошедшие с земли, молятся за грешных людей, живущих на земле, и тем служат их спасению. Живущие же на земле верующие люди, как более богатые, чем усопшие грешники, потерявшие земное время для творения добра, могут помогать молитвою этим последним, служить их спасению».

И все же Господь сказал: «Говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19: 24).

Искушение очень велико. Интересно в этом плане исследование американского психолога и социолога Дачера Келтнера из Калифорнийского университета в Беркли, который вместе с коллегами потратил немало времени на изучение характеров обеспеченных людей и пришел к выводу, что «вне зависимости от воспитания и образования подавляющее большинство миллионеров и миллиардеров интересуются только собственной персоной. То есть те, кто обладает максимальными возможностями оказания помощи нуждающимся, на деле являются наименее альтруистичными».

Проведенное исследование подтверждает святоотеческое учение о страстях. Как известно, святые отцы первой из страстей называют сребролюбие. Всякая страсть в своем развитии искажает образ Божий в человеке и, в конце концов, способна довести душу до погибели. Человек, подчиненный страсти, не способен думать ни о чем, кроме нее, страсть подменяет Бога.

В отношении богатых у Церкви такой обычай: они Ей служат. В отношении бедных: Она им служит.

Святые отцы учат в борьбе со страстями развивать противоположные им добродетели, но нигде они не говорят, что страсть побеждается ее полным отрицанием. Например, борьба со страстью чревоугодия — развитие чувства меры, умеренности, но не полный отказ от еды. Так же и страсть сребролюбия побеждается не нищетой (здесь речь не о монашеских обетах). В нищете могут развиться другие страсти — осуждения, зависти, гнева. Успех в обуздании этой страсти — дела милосердия. И вот здесь открывается иная перспектива богатства.

Богатство — это возможность христианских добрых дел. Поэтому христианство не осуждает богатство как таковое. Вопрос в том, как приобрел человек богатство и как он им воспользуется. Через него можно как спастись, так и погибнуть. Человек даже владея миллионами, по существу ничем не владеет, кроме возможности употребить эту сумму, если так можно сказать, конвертировать ее в те нетленные плоды, которые возьмет с собой в вечность. Там он будет владеть только тем, во что он вложит и как использует имеющиеся у него таланты.

Да, Церковь — община верующих, и каждый несет в ней свое служение согласно своему призванию. Один имеет от Бога дар слова и проповедует. Другой — художные руки, и пишет образа. Третий — голос, и поет божественные гимны. Кто-то трудится головой, кто-то руками. А кто-то служит Церкви своими имениями, имуществом. Вспомним женщин из первой общины верующих, собранной Самим Господом Иисусом Христом. Они предоставляли кров и стол Спасителю с апостолами.

«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6: 21), — говорит Господь. Если ты православный христианин, то и сердце твое — в Церкви. Тебе дана подсказка Самим Спасителем, как надо распорядиться данным тебе талантом. Если твой талант — богатство, не думай, что ты владеешь им безраздельно. Оно должно быть посвящено служению Богу. А ты — лишь приставник от Бога, назначенный правильно распорядиться им.

«Христианин есть трудящийся, независимо от своего богатства или бедности, — пишет архиепископ Иоанн (Шаховской). — Во всяком своем социальном и имущественном положении христианин есть труженик в деле жизни. В поте лица добывает свой хлеб физический и — хлеб духовный: вечную жизнь во Христе. Кто не хочет трудиться, тот и не ешь, говорит апостол Павел (см. 2 Фес 3: 10), и его заповедь есть Божия заповедь для всех христиан.

Христианин, владеющий имуществом, никогда не празден, он всегда — «трудящийся»… Если же он не трудящийся, то он и не христианин».

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.