Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1054
6 Августа 2014


Неравнодушных к «меньшим братьям» у нас немало. И часто можно услышать вопрос: каково отношение христианской религии к животным? Начнем с того, что в Библии братьями меньшими названы… люди: нищие, убогие, то есть те, на кого мы можем направить свое милосердие. А животных мы так называем с легкой руки поэта Сергея Есенина.

Нередко мы путаем вопросы церковной дисциплины и прос­той целесообразности. Прежде всего, следует заметить, что специального учения Православной Церкви о животных не существует. Имеют­ся лишь частные мнения по этому поводу святых отцов — не утвержденные, повторимся, в качестве догмата.

В этом вопросе существует важный аспект. Бессмертны ли души животных, то есть наследуют ли они Небесное Царство? Некоторые отцы, один из них — святитель Игнатий (Брянчанинов), говорят следующее: все, что не имеет в себе «образа и подобия Божия», Царствия Небесного не наследует.

Иную точку зрения имеет святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению» (Рим 8: 19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: «Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира… И в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям».

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновленной земле, согласно Священному Писанию, «волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому» (Ис 65: 25). По слову святителя Луки, «бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Ее примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять ее».

Мнения отцов составляют достояние церковного Предания, однако часто приходится сталкиваться с так называемым «околоцерковным» преданием, которое к Православной Церкви не имеет решительно никакого отношения, но, тем не менее, живет возле нее.

Чистому — все чисто

К числу подобных «преданий» относится запрет некоторых на вкушение мяса под предлогом притворной жалости, а также коренящееся еще в Ветхом Завете разделение животных на чистых и нечистых. На этом, неправильно понятом, основании зиждется мнение о недопустимости нахождения собак, которые в Ветхом Завете считались нечистыми, в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни.

Если для людей, придерживающихся такого мнения, недостаточно Господних слов, сказанных апос­то­лу Петру, а именно: «Что Бог очистил, не почитай нечистым» (Деян 10: 9–15), постановления Апостольского Собора, отменившего необходимость соблюдения христианами Ветхозаветного закона (Деян 15: 24–29) и иных свидетельств Нового Завета, то им нелишне будет узнать, что говорят святые отцы о причине разделения в Ветхом Завете животных на чистых и нечистых.

Святитель Фотий (IX век), Патриарх Константинопольский, пишет: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми».

Любовь и милость

Еще один важный вопрос: иерархия отношений. Есть такие, кто не делает различия между людьми и животными. Вернее, предпочитает животных людям. Даже подводят под свое поведение сомнительного рода философию: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак». Мир Божий устроен иерархически. Человек призван получать и дарить любовь в первую очередь в отношениях с Богом и людьми. А в отношении животных мы должны испытывать другое чувство — милость. В Писании сказано: «Праведник милует души скотов своих» (Притч 12: 10).

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Нужно правильно расставлять акценты, а если мы дарим животным любовь, Богу — холодное равнодушие, а ближним — прямую ненависть, то мы все переворачиваем с ног на голову. Ну как можно тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и так далее, когда рядом с нами есть брошенные и обездоленные люди?! Мы воруем у них и отдаем псам. Весь наш запас и заряд любви предназначен людям, а мы спускаем его на избалованных хвостатых любимцев.

Это вопиющее нарушение богоустановленного порядка. Это — изуверство. Такие люди, как правило, черствы и глухи к ближним. Они не реализовались в социуме и ушли в виртуальную реальность, где любовь и почитание можно заслужить легко: бросить косточку, приласкать, и ты — бог. С людьми все сложнее. Но именно за них распялся Сын Божий.

Конечно, не меньшим изуверством является отношение к животным как к неодушевленной вещи. Например, родители подчас берут для своего сына или дочки щенка или котенка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребенок больше с ним не играет, выбрасывают на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Этому нет оправдания.

Но есть ли право человека на жизнь животных? Писание утверждает, что человек имеет от Бога власть распоряжаться их жизнью. Мир — это сад, а человек призван стать в нем рачительным садоводом-хозяи­ном. Мы имеем право им распоряжаться, но только мудро, приумножая его богатства, а не расточая, как потребитель или браконьер. Нам благословлено по необходимости использовать животных в пищу. То есть, не будем лукавить, нам никуда не деться от того, что умерщвление животных — насущная необходимость. Но вместе с властью на человека возложена и ответственность. Власть по праву старшего решать за бессловесных «братьев меньших» — и необходимость дать ответ за недолжное употребление этого права.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.