Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1042
27 Июня 2014


Один знакомый прихожанин рассказывал о своих первых шагах в храме. «Все, конечно, влияет на ум и воображение: убранство, иконы, облачения священства, пение, но на меня больше всего повлияла… старушка-алтарница. Она несла запивку причастникам, ее путь лежал с одной половины храма на другую, мимо Врат, несколько метров по прямой, но она пошла не прямо, а по какой-то странной траектории, куда-то поклонилась, какое-то совершенно пустое место обошла… И этот пример заставил меня крепко задуматься: почему не везде можно ступить, а надо обходить? Это место особое? Какое? Святое? А что такое святое?

В русском языке слова «свят» и «свет» кажутся сходными. Действительно, святое должно быть светлым и чистым. Но истинное понимание понятия «святое» дает нам Библия. Термин «святость» имеет весьма древнее библейское происхождение. Еврейское слово «кадош» (святой) в буквальном переводе означает отделенность, избранность, обособленность.

Согласно мнению специалистов, исследующих Библию, термин «святость» в Библии обозначает: отдаленность от греха и отделенность, посвященность для Бога. Давайте рассмотрим эти два аспекта слова «святость». Итак, первый: отдаленность от греха, нечистоты и беззакония.

В этом смысле по-настоящему святым является только Бог: «Господи… Ты един свят» (Откр 1 5: 4). Творец постоянно призывает Свой народ: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев 11: 44). То есть, согласно учению Библии, святость — это не просто безгрешность, а исполнение людьми Божиего закона, несоблюдение которого и является грехом.

Второй аспект слова «святость»: отделенность от обыденного, мирского, профанного с целью приближения к Богу. «Это для меня святое» — говорим мы. Что мы имеем в виду? Прежде всего — то, что мы не решаемся к этому прикасаться или не позволяем другим, особенно, что называется, «грязными руками».

Или понятие посвящения. Посвятить день занятию чем-то… Посвятить труд, книгу, песню кому-то… Тоже отделение и усвоение чему-то (кому-то) особому.

Впервые в таком смысле понятие «святого» было употреблено в первой книге Библии — Бытии. Суббота была названа Богом святым днем и днем покоя для человека. Бог выделил этот день недели из ряда прочих дней и тем самым освятил его.

В книге Исход мы встречаем впервые понятие святого места (Исх 3: 5): «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

О святости человека впервые говорится в той же книге несколькими главами позже: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они» (Исх 13: 2). Речь там идет об отделении Богу перворожденных младенцев. Это значит, что они вступали с Богом в особые, только им разрешенные отношения.

Какой принцип, какую закономерность мы видим? Из среды чего-то изымается нечто для служения определенной цели. Народ Израильский как имевший призвание послужить делу спасения всего человечества изымается из среды язычников, имеет повеление от Бога истреблять их в Обетованной земле, чтобы не заразиться их духовной скверной. Из двенадцати колен Израиля выбирается колено Левино — быть священниками в скинии и храме.

С началом культа появляется нужда и в особых предметах. Тоже святых. Святость предметов означает, что они не могут быть использованы всегда и везде, а только для особых богослужебных целей.

В таком понимании святыми являются: скиния, храм, утварь святилища, жертвенник, приносимые жертвы.

Принципы ветхозаветного богослужения стали прообразом нашего — новозаветного. Место молитвы — храм, обнесенный оградой, — уже отделение храмового двора от профанной территории. Сюда запрещено пускать животных. Не в том смысле, как в Ветхом Завете, — у нас больше нет понятия чистое-нечистое, а просто животным нечего делать в доме молитвы. Далее. Храм трехчастен: притвор, святилище и алтарь. Возвышение в центре, с которого священник произносит проповедь, — амвон. Его-то и обходила, не смея ступить, наша алтарница.

Итак, храм — дом молитвы, он может использоваться только для этого. Опыт гонений ХХ века показал, что легче храм разрушить, чем перестраивать для других целей. Церковная утварь — так же: облачения, воздухи, плащаницы, чаши, дискосы, кропила и кадила не годны больше никуда, кроме как для прямого предназначения.

Но принцип разделения профанного и сакрального распространяется и на нас, и на наши жилища. Христиане — народ Божий, царское священство, люди, взятые в удел (см. 1 Пет 2: 9). Не мы избрали Бога, а Он нас. То, что мы внутри ограды церковной — не наша заслуга, а Его милость. Каковы дары этой милости? Апостол Петр называет нас «царское священие», то есть мы народ царей и священников. Это не метафора. Хотя благодать священства и почивает лишь на немногих избранных мужах, но дарована она всей Церкви и все христиане принимают помазание святым миром, а такое священнодействие раньше совершалось только над царями. Истинный Царь мира Христос приглашает нас царствовать вместе с Ним в Его вечной славе.

Принцип иерархического возвышения сакрального над профанным нужно поддерживать и дома. Иконы — в лучшем, красном углу, священные книги — на отдельной (лучшей) полочке, не вперемежку со светской литературой. Для принятия святой воды — особый красивый и долговечный сосудец и стаканчик, а не использованная пластиковая бутылка.

Свое особое время — молитве, свое — духовному чтению. Воскресенье — день Божий, идем к обедне в храм. А календарь — это же вообще священный ритм постов и праздников. Но ритм — и есть жизнь. А сбой ритма — шум или вообще мертвая тишина.

Сохранение божественного принципа преобладания высшего над низшим — наш прямой долг, часть нашего служения, нашего свидетельства. Наш мудрый Творец создал мир причудливо искрящимся от многоукладности и многогранности. Кому как не нам удерживать мир от повальной «вавилонизации» — стирания граней всего и вся, растворения святого и сакрального в серой массе обыденного.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.