Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1016
28 Апреля 2014


Для православного христианина храм, дом, семья — понятия глубинные. И от того, как мы относимся к этим категориям, во многом зависит наша повседневная жизнь: будет ли она наполнена светом и любовью, либо трудностями и унынием. На вопросы наших читателей отвечает настоятель храма в честь преподобного Сергия Радонежского иерей Игорь Балабанов.

Часто бывает так, что повзрослев, создав свои семьи, люди забывают о родителях, не навещают их, не звонят, считая, что это вовсе не обязательно. Или же случаются иные ситуации, когда сами родители своим поведением отталкивают от себя детей: злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием… Как должно относиться к отцу и матери?

— Начнем с того, что в наше время многие не могут найти свое место в жизни, жалуются, что у них все неудачно складывается, нет определенного пути. И задают вопрос: почему все так? И когда начинаешь спрашивать такого человека о его жизни, об отношениях со старшими, с родителями, оказывается, что отношения эти, мягко говоря, не очень хорошие. Здесь хотелось бы привести пятую заповедь закона Моисея: «Чти отца твоего и матерь, и благо тебе будет, и долголетен будеши на земли». То есть почитая своих родителей, человек будет благополучен и проживет долгую жизнь. Соответственно, у того, кто не чтит своих родителей, не будет доброго жизненного пути и дни его сократятся. Это своеобразная аксиома.

Здесь также встает законный вопрос: очень часто родители провоцируют своих детей на неправильное к себе отношение. У апостола Павла есть такие слова: «Родители, не раздражайте своих чад». Как же относиться, допустим, к родителям-алкоголикам, к бросившим своих детей? И в этом случае заповедь верна: чтить родителей, которые не имеют соответствующего нравственного облика, все равно нужно. Но это не значит, что если отец алкоголик, чтить — значит приносить ему бутылку и вместе распивать. Почтение — это некая боль в сердце, сострадание своему родителю, это принятие его таким, какой он есть.

Другое дело, что помочь мы часто не можем… Но главное — это сердечная боль за близкого человека, осознание того, что ты никогда не бросишь своего родителя, в каком бы состоянии он ни находился. Нужно молиться за родителей, а за тех, кто одержим алкогольной или наркотической зависимостью, надо молиться особо. Христианин должен поставить себе за правило регулярно звонить своим родителям, навещать, спрашивать, как дела. Надо прощать их старческие немощи. А если мать и отец нуждаются в материальной помощи, посильно помогать им.

Нужно ли освящать свое жилище: дом, квартиру? Не поздно ли это делать, если человек живет здесь уже давно?

— Свое жилище нужно обязательно освящать. В требнике существует специальный чин на освящение нового дома, специальное молитвословие, в котором призывается Божия благодать и ангел-хранитель.

Это сделать никогда не поздно, можно в любое время пригласить священника, и он проведет все необходимые действия. Освящение, как правило, длится минут тридцать, включая каждение, окропление. А затем хозяину дома, квартиры положено регулярно кропить свое жилье либо крещенской водой, либо святой водой, которую можно принести из церкви.

Нередко прихожане, видя, как идет реставрация храма, задаются вопросом: можно ли расписывать Дом Божий людям невоцерковленным?

— Ответить однозначно сложно. Мы помним обращение в православие многих людей, которые были язычниками, еретиками, гонителями христиан. Через встречу, общение с верующими они коренным образом меняли свою жизнь и становились сами глубоко верующими. Нередко случается: человек пришел в церковь, нашел понимание со стороны священника, его сердечно приняли, и у него возникает желание обратиться ко Христу, почитать Евангелие, как-то измениться. Здесь важен миссионерский момент и духовный рост человека, который занимается таким богоугодным делом, как украшение и роспись храма. Очень многие художники — реставраторы икон, архитекторы, проектировщики церковных зданий именно так и пришли к Богу в начале девяностых, стали глубоко и истинно верующими православными людьми.

Можно ли себя осенять крестом, проходя мимо оскверненного храма?

— Считается, что при построении любого храма Господь приставляет к этому храму ангела-хранителя, это место остается святыней до скончания веков. Ангел-хранитель пребывает на этом месте, молится об этом храме, плачет о том, что он осквернен. Поэтому проходя мимо когда-то священного места, можно засвидетельствовать к нему почтение.

Как правильно располагать дома иконы, как должен строиться домашний иконостас? Нужна ли икона над входной дверью?

— Над входной дверью икона необязательна, лучше повесить крестик, но если она и будет, это тоже хорошо. Особенно «Одигитрия» (Путеводительница), Смоленская икона Божией Матери, перед которой просто замечательно благословиться в путь-дорожку.

Дома иконы следует развешивать по такому же принципу, как в Церкви на иконостасе. Обычно справа от Царских врат икона Спасителя, слева — Пресвятая Владычица, и уже по сторонам — наиболее почитаемые святые по небесной иерархии: святители, мученики, преподобные, праведники. Так же создают домашний иконостас. Например, сверху крест, под ним икона Спасителя, по правую руку Его — образ Пресвятой Богородицы, по левую — святителя Николая. Так же и любой другой особо почитаемый святой: он располагается по левую руку от Спасителя. Не должно быть вопиющих нарушений, когда явно не соблюдается иерархия. Если, к примеру, местночтимый святой поставляется выше святых, имеющих вселенское значение. На мой взгляд, каждый верующий, более или менее грамотный человек сумеет все разместить так, как нужно.

Имеет ли силу проклятие постороннего человека? А родительское — над детьми?

— Обычно проклятия сваливаются на голову того, кто их посылает. Но силу родительское проклятие, конечно, имеет. Примеры таких историй мы можем видеть в духовной и художественной литературе. Другое дело, насколько родители имеют право, дерзновение проклинать. Такой поступок свидетельствует о состоянии крайнего опустошения или возбуждения человека, крайнего неприятия того, что делает чадо.

Что же касается проклятий постороннего человека — скорее всего, они не имеют никакой силы. В противном случае половина из нас были бы прокляты, и это имело бы какое-то внешнее выражение. Просто люди настолько сейчас озлоблены, настолько раздражены, настолько рваные отношения между ними, что сказать другому «Будь ты проклят!» в общем ничего не стоит. Печально, что даже неосознанно произнесенная фраза о проклятии ложится тяжким бременем прежде всего на самого человека, который ее произносит.

Подготовил Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.