Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=998
18 Марта 2014

Зачем нужен пост? В чем суть постного подвига? Какую пользу для души мы можем получить? Об этом, отвечая на вопросы нашего корреспондента, размышляет священник Андрей Логинов, клирик храма святых Жен Мироносиц города Нижнего Новгорода, преподаватель НДС.

Почему Церковь так ратует за пост? Неужели Богу приятно от того, что мы себя ущемляем?

— Вопрос задают еще так: «Зачем нужны эти ограничения, аскетизм? Зачем пренебрегать пищей, телом? — ведь это дал нам Бог и природа». Думаю, нужно развернуться к глубокому пониманию, без чего подобные вопросы для нас никогда не будут разрешены до конца.

Главное содержание благой вести христианства — любовь Бога к человеку. Бог любит человека глубоко, жертвенно, до креста. И наше сердце, и наша надежда устремлены к этому событию Креста и Воскресения Спасителя. Крестом Христа нам открыт путь к воскресению. В переживании Пасхи, в причастии к ней —средоточие нашей веры. Радость Пасхи — возвышенная, немеркнущая, до конца не объяснимая, но так глубоко нами переживаемая — это снисхождение в пространство нашей земной жизни Божественной вечности, рая, Самого Бога в свете и любви. Праздник Воскресения Христа являет нам во времени то, что в полноте откроется в вечности Царства Небесного. И в этой радости Пасхи я понимаю — какой Он, мой Бог, в которого я верю. Он — подлинный свет и радость бытия. И все подвиги, в том числе и аскетические усилия Великого поста, имеют смысл только как путь к обретению, единению с этой Пасхой, с Богом Живым.

Увы, часто бывает, что свет Пасхи земной и Пасхи вечной не становится частью нашего внутреннего мира, нашей жизни. Грязь души, огрубение и развращение сердца, эгоизм, неверие стеной стоят между нами и этой радостью, между нами и Богом. Мы несродны Ему и Его свету по-настоящему. И именно для того, чтобы все это преодолеть, нужны подвиг, усилие, духовная работа. Именно поэтому Спаситель говорит, что «Царство Божие усилием берется».

В этой многогранной духовной работе есть свое место и для поста. Библейское понимание поста очень близко понятию «покаяние». К примеру, пророки Ветхого Завета, возвещая Божий суд над грехом и злом, призывая людей к посту, вовсе не имели в виду, что, услышав их слова, люди должны сесть на диету, провести голодание для очищения организма. Это нисколько не помогло бы им стать ближе к Богу. Призыв пророков к посту — зов человека к покаянию, глубокому перерождению души. Только по причине связи с душой тело тоже подвергается пощению, ущемлению в этой покаянной скорби, общей для тела и души. Поэтому нужно усвоить себе ясно: суть подвига поста не в диете тела, а в перерождении души.

И вот только теперь можно начать разговор о смысле пищевых ограничений в покаянном подвиге. Эти ограничения — не суть поста, но однако важный и полезный инструмент духовного делания. После грехопадения первых людей наша человеческая природа исказилась, и тело, телесные стремления стали выходить вперед, захватывать власть в иерархии человеческих желаний. Душа теперь часто становится рабой телесных страстей. Мудрое ущемление, упорядочивание потребностей тела (что и достигается через пост) помогают человеку острее почувствовать свою душу, поставить ее на подобающее место в жизни. Поэтому определенное ограничение себя в пище, равно как и в пустых увеселениях, пересудах, в раздражении, гневе и т. д. — инструменты покаянного поста.

Святой Иоанн Златоуст пишет, что, входя в пост, надо поставить себе цель за время поста выработать какую-либо добродетель, искоренить какой-то порок. С чего нужно начать в этой духовной работе?

— Пост — особое время, когда ты останавливаешься в беге твоей жизни, как в одном из псалмов говорится: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог». Это время возрождения в душе чего-то очень глубокого и прекрасного, того, что занесено пылью, искажено, изранено нашей невнимательностью, бессердечием. Это время, когда ты по-новому можешь взглянуть на чаяния твоего сердца, на боль сердец окружающих тебя людей.

Может быть, скажу что-то непривычное, но, уверен, безмерно важное: если в этот пост муж и жена увидят друг в друге ту любовь, чуткость, духовную красоту, которая уже как-то отошла на второй план за суетой и обыденностью; если они увидят в своих неспокойных и бегущих куда-то детях — чистое, духовно прекрасное; если увидят в своих родителях глубину, свет, если сердце оборвется от того, что ты заметишь их печальные глаза или седину на висках, услышишь мудрость их слова; если люди начнут видеть то, что мы нередко давно уже перестали ценить друг в друге, то здесь многое будет достигнуто, и в этом небольшом, но важном шаге мы станем ближе к Богу.

И это первое, хотя еще далеко не все. Если ты вдруг поймешь, что ту любовь, которая так тронула твое сердце, устроил на земле и вложил в твое сердце Бог, что именно Он дал тебе дорогих и близких людей, Он дал им эти искорки любви, и что Он — источник этой и всякой подлинной любви; если ты вдруг поймешь, что Он — Небесный родитель, который умеет ждать и по-настоящему понять тебя, и давно ждет твоей ответной любви, а ты не удосужился почувствовать на своем сердце Его теплый и любящий взор, то тогда, в этом прозрении, будет сделан еще один важный шаг.

А уже продолжением, развитием этих двух главных станут и все остальные шаги, такие важные: искоренение в себе ропота, обиды, невнимательности, лени, озлобления, гнева, раздражения, равнодушия, немилосердия и т. д.

В это время поста мы призваны начать мыслить совершенно по-новому и дышать полной грудью — чистым воздухом горных вершин вместо удушающего угара будничной греховности.

Как соблюдать пост детям до семи лет, отрокам до четырнадцати?

— Лучше начать с другого и спросить: «Как мне организовать это время с духовной точки зрения, сделать так, чтобы пост принес в жизнь моих детей что-то по-настоящему духовно важное?»

Да, надо организовать время для чтения и теплой христианской беседы, просмот­ра хорошего фильма, паломничества, общих дел милосердия, более усердной молитвы. Пост можно выстроить как духовное путешествие, хорошее и творческое, для наших детей. И нужно помнить, что главное поучение — тепло сердца. Веру нельзя преподать как урок математики — ею нужно обогреть и зажечь. И только тогда пост принесет что-то важное, когда мы сами изменимся по отношению к детям, когда будем находить для них время, больше места в нашем сердце, сможем внести в наше общение тепло и глубину, когда общая молитва будет не пустой формальностью, а живым единством любящих Бога и друг друга сердец. И тогда ребенок потом скажет: у меня в жизни была настоящая семья, где светили любовь и вера, и я потом хочу создать такую же.

Пост же как пищевое ограничение должен постепенно и органично входить в жизнь детей. Поначалу так: «Давай воздержимся небольшое время от сладкого, будем воспитывать свою волю и желания, это станет твоим усилием ради Господа».

Подготовил Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.