Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=347880
21 Ноября 2013
Сайт Нижегородской митрополии. Текст Марины Дружковой.

21 ноября Русская Православная Церковь отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Об этом празднике рассказал преподаватель догматического богословия Нижегородской духовной семинарии иерей Олег Стручков:

«В этот день Церковь отмечает память Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. В Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета совершенно очевидно говорится, что рядом с нами существует мир духовный.

Каждый ангел был создан по природе добрым, но в результате отпадения от Бога еще до человеческой истории самого близкого к Нему ангела по имени Денница малая часть ангелов осталась на его стороне, и они образовали царство падших ангелов. Денница более известен под именем сатаны (что означает противящийся), или дьявола (то есть клеветника).

Священное Писание также сообщает, что между ангелами произошла битва, в которой верную Богу часть ангелов возглавил Архангел Михаил. После этой битвы ангелы разделились на две неравные части: злых, то есть падших, и добрых.

Имя Михаил означает «Никто как Бог», или «Кто как Бог». В нем выражена суть его служения - это исповедание Бога, которое Архистратиг Михаил нес и до создания мира, и после.

Когда началась история человеческого рода, Господь стал посылать людям ангелов.

В переводе с греческого слово «ангел» означает «посланник, вестник», что в полной мере отражает род служения ангелов в отношении к людям. В отношении же мира духов, их взаимоотношений с Богом у людей до сих пор - тысячи вопросов, на которые ответов нет.

Автора учения о небесной иерархии, которым раньше считался святой Дионисий Ареопагит, сегодня чаще всего называют псевдо-Дионисием, так как святой Дионисий жил в Афинах в I веке и был учеником апостола Павла. А церковно-историческая наука доказала, что автор труда об ангелах жил в V веке.

Согласно его учению чины ангельские разделяются на три иерархии по степени приближенности к Богу - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Это разделение ангельских чинов на три триады символично, так как здесь прослеживается прямая аналогия с православным учением о Святой Троице.

Сразу стоит оговориться, что не все отцы Церкви приняли это учение о небесной иерархии, считая, что ангельская иерархия не ограничивается девятью чинами. И все время подчеркивали, что об ангелах мы имеем лишь косвенные указания.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил, ибо именно он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

Праздник Собора Архангела Михаила и прочих сил бесплотных призывает нас еще раз вспомнить о том, что рядом с нами существует мир духов, который оказывает на нас самое непосредственное влияние. Ф. М. Достоевский в своем знаменитом романе «Братья Карамазовы» говорит о том, что «в мире Бог с дьяволом борется, а поле битвы - сердца людей». Действительно, именно в сердце человека происходит борьба между добром и злом».

Get the Flash Player to see this player.