Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=921
7 Ноября 2013

Сатанинский промысел

Бесплодный брак и бездетность — беда многих семей, равно как и одиноких людей. Современная медицина предлагает широкий спектр так называемых вспомогательных репродуктивных технологий, самая известная из которых, отчасти благодаря примадонне российского шоу-бизнеса, — суррогатное материнство. Как Церковь относится к этому явлению?


— Суррогатное материнство — это неестественный путь деторождения, — поясняет руководитель отдела культуры Нижегородской епархии протоиерей Олег Серняев. — В этом есть сатанинский промысел. Фактически у матери отнимаются дети, которых она как мать должна воспитывать. Вместо этого она получает деньги и является матерью-кукушкой. Таинство материнства, таинство любви, Божественная тайна явления ребенка в мир ставится на коммерческие рельсы.

Все должно идти по Промыслу Божиему. Если Господь детей не дает, нужно молиться, вести богоугодную жизнь, смиренно воспринимать бесчадие в качестве особого жизненного призвания.

В СМИ сейчас раздувают эту тему, отдают эфирное время людям, которые из любых обстоятельств своей жизни делают информационный повод. Они выходят замуж за внуков по возрасту, скандалят, чтобы профигурировать хотя бы в криминальной хронике и, наконец, не останавливаются перед тем, чтобы попрать и законы Божии. Ну, оставим «молодую маму» — и она, и ее продюсеры даже на общественном порицании сумеют сделать деньги. Но есть люди, которые говорят: «Своих детей нет, но очень хочется. А усыновленный из детдома — чужой, и мало ли какие у него гены. Суррогатная мать — лишь инкубатор, и рожденный ею ребенок биологически будет наш…» Что им ответить?

Нужно жить так, чтобы не прыгать через голову, делать то, что предначертано. И в случае с «суррогатным» ребенком нельзя сказать, насколько тело матери, выносившей его, повлияло на него. Насколько ему передались ее природа, ее грехи? Нет гарантии того, что «суррогатный» ребенок станет вашим продолжением, вызовет в вас родительские чувства и оправдает ваши ожидания. Как нет гарантии и того, что «бабушка» русской эстрады не откажется, наигравшись, от этих детей.

Мнение протоиерея Олега Серняева отражает общее отношение Церкви к этой проблеме, зафиксированное в «Основах социальной концепции РПЦ». Протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей, участвовавший в разработке документа, напоминает:

— «Основы» говорят о том, что «пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными».

Читая духовные книги, мы часто встречаем сложные слова и понятия. Но иногда слово вроде бы и понятно, но оно является важным богословским термином. Как понять: «жизнь по духу и жизнь по плоти», «мудрование плоти», «умерщвление плоти»? Попробуем разобраться.

Дорогие современники, хотим мы этого или нет, мы с вами живем в мире, в котором главное событие всей земной истории уже позади. Христианское время линейно. И главная точка пройдена. Этой главной точкой было Воплощение Живого Бога, Пришествие в мир Господа Иисуса Христа. Ничего более важного и принципиального произойти уже не может. Кстати, именно поэтому апостолы называют наше время последним. Мы живем в последнее время. Да, уже две тысячи с лишним лет идет последнее время.

С тех пор как Предтеча и Креститель Иоанн, а за ним и Сам Спаситель мира возгласили первые слова проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф 4: 17), до тех пор, пока эти слова перестанут находить отклик в сердцах, будет продолжаться это последнее время. Пока в Небесное Царство не войдет последний из пожелавших. А до той поры никому из нас невозможно остаться безотносительным этого Божиего гласа. Любой из нас должен либо принять его, либо отринуть. «Воздержавшихся» тут не бывает. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф 12: 30), — говорит Христос. Среднего не дано. Нельзя, чтобы нашелся человек и сказал, что он, мол, не за Христа, но и не против. Если не за — уже против. Уже с диаволом. Ну, скажут, это ваш максимализм: если не с Богом, то уж точно с диаволом. Да мне никого не надо. Мне и одному хорошо.

Но! Остаться самому по себе — такой власти человеку не дано. Он по природе своей призван прилепляться Богу. Если человек заявляет, что он прекрасно устроился и живет без Бога, значит, богом у него служит нечто, что не есть Бог. А что? Или кто? Библия дает нам ответ.

Человек болен духовно и телесно, его природа повреждена. Существование в мире смерти, болезней, всякого зла подтверждает, что у нас, мягко говоря, большие проблемы. Последствия грехопадения прародителей ввергли всех их потомков во власть того, кто их соблазнил на грех и бунт против Бога. Сатана по праву считает людей своим достоянием. И не омытые водами Крещения таковыми и являются. Если человек отвергает Бога, то чаще всего не подозревает, кто предъявит на него права. Увы, ничейными нам не остаться… Но, как говорится, самая большая хитрость диавола состоит в его внушении людям мысли о том, что его не существует. А как тогда объяснить существование зла и несовершенства в мире? Отрицать состояние падения. И таким образом лжеименный разум начинает представлять картину мира так, как будто ничего не происходило. И все идет, как Бог сотворил. Криво, косо идет. Ну что поделаешь? Так ведь Бог сотворил.

И здесь появляется величайшая хула на Творца. Опаснейшее состояние мысли и духа. На святоотеческом языке это называется плотское мудрование. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Что такое — плотское мудрование? Это — образ мыслей о Боге и о всем духовном, заимствованный человеком из его состояния падения, а не из Слова Божия».

Разберем термин. Мудрование — тут все просто: это образ мыслей, способ мыслить. А насчет плоти — посложнее. Человек состоит из души и тела. Мы привыкли к взаимозаменяемости слов «тело» и «плоть». Действительно, они близки. Но кроме многих других уровней у этих слов есть и богословский смысл. Православная Церковь далека от манихейского гнушения телесностью как таковой. Человеческое тело Христа вознесено в тайну Пресвятой Троицы. Мы почитаем святые мощи — тела угодников Божиих. Начиная с апостола Павла богословская мысль Церкви под именем «плоть» понимает человеческое естество в его состоянии падшести и удобопреклонства ко греху.

Плоть — это невозрожденный человек, сконцентрированный на своем собственном горделивом Я, человек, душа и тело которого одинаково поражены грехом и противятся Богу, Церкви, священству и всему, что напоминает о покаянии. Ложная картина мира, внутреннее устроение, убежденность, что все идет как надо, что ничего не нужно менять — это плотское мудрование. Сетование на Бога, роптание, недовольство — это оно. Человек начинает узнавать свои грехи, понимать несовершенство, начинает роптать, а отсюда — неизбежность покаяния, духовного труда над собой. Нежелание меняться, неблагая успокоенность, что все идет как надо — все оно, плотское мудрование. Вся современная масскультура кричит: «Успокойся, человек! Ты хорош сам по себе, тебе не надо становиться лучше, не надо ни к чему стремиться!» Ложное утверждение гармонии там, где нет ее и быть не может, — плотское мудрование. Человек устроен иерархично: соподчинение чувств, господство высшего над низшим. Ложные слащавые и внешне привлекательные призывы мыслить гармонически — большое зло. За этим — остановка в развитии, конец совершенствования. А человек — как камень, подброшенный вверх. Если только он прекратит подниматься, в тот же миг начнет падать. На месте не зависнет ни на долю секунды. Поэтому жизнь по духу, поБожьи, — духовный рост, развитие, совершествование, соблюдение Божиего порядка, когда тело подчиняется душе, дети — родителям и наставникам, граждане — властям, молодежь — старикам. А жизнь по плоти — бунт на Бога. Дерзкая попытка плоти командовать душой, ставить на первое место свое Я, анархия чувств, анархия жизни. Думаете, почему сатанисты, всякие антицерковные, враждебные Богу силы избирают своими символами череп с костями? Истлевшие сухие кости — яркий образ ветхого непреображенного естества, не желающего быть с Богом, противящегося ему. «Святым Духом всяка душа живится», а отвергающие Бога избирают своим уделом тлен и смерть. Видя огромный вред этой духовной болезни, Церковь опытом знает, что от этого опасного мудрования ничем другим нельзя избавиться, как умертвить его.

«Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас», — читаем мы в тропаре 9-го часа. То есть сами мы не в силах низложить мудрование, поэтому просим Бога сделать это.

Кстати, теперь многим станет понятна фраза «умерщвление плоти». Читаем, например, в житиях, что некий святой умерщвлял подвигами свою плоть. Теперь мы понимаем, что именно он делал. Подавлял греховное начало, искоренял неправильное устроение, приводил в соответствие с Божиим замыслом.

А что происходит с нами? Читая слова молитв, предлагаемых нам Церковью, мы просим Бога умертвить плотское наше мудрование. А вы задумывались, как Он это будет делать? Он пошлет нам скорби, болезни, бесчестье, прочие удары. А что начнется в нашей душе? Вместо умерщвления мудрования плотского от ропота и отчаяния, от нежелания потерять и малую долю комфорта мы впадем в еще большее рабство плоти… Спросите свое сердце. По духу мы живем или по плоти?



Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.




Яндекс.Метрика