Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=880
4 Октября 2013

Воздвижение Честного Креста Господня празднует Святая Церковь 27 сентября. В этот день она напоминает всем нам о величайшем Божественном подвиге, о спасительной жертве — крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа — и предлагает для поклонения всем верным чадам «Живоносное Древо, на котором распялся Христос — Царь, Бог и Господь».

В праздник Воздвижения Православная Церковь соединяет благодарное воспоминание о самом Кресте, на котором был распят наш Спаситель, и о событиях его обретения. Поэтому этот день и является постным, хотя праздник относится к числу двунадесятых Господских. Апостолы наставляли, что все блага — как настоящей, так и будущей жизни — являются прямым следствием крестного подвига воплотившегося Сына Божия. Причем эти блага простираются не только на человека, но и на всю природу и даже вселенную, которая будет обновлена в день всеобщего воскресения (см. Рим 9: 21; 2 Пет 3: 13). Для человека важнейшим благом искупительной смерти и воскресения Спасителя является дарование ему способности жить духовно — возможности преодолевать свои дурные наклонности, совершенствоваться, приближаться к Богу. Остальные духовные блага тесно связаны со способностью быть новым человеком.

До пришествия Христа подлинная духовная жизнь была недоступна человеку, он был пленником своих телесных, часто греховных, желаний. Благодать Христова вселяет в человека новые мысли, новый взгляд на жизнь — проясняет в нем понимание цели земного существования и помогает ему на каждом шагу приближаться к этой цели. Она заменяет чувство гнета и озлобленности, которыми обычно подавлен плотский человек, чувством легкости и мира; жажду низменных удовольствий — сладостью общения с Богом; болезненное самолюбие — желанием делать добро. Но, конечно, всякий рост и совершенствование требует и личного усилия, постоянства, иногда — борьбы. Все трудности, внешние и внутренние, в христианской традиции именуются «крестом». Христианин призывается следовать за Христом, неся свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мною (называет себя христианином), тот не достоин Меня (см. Мф 10: 38). Воплотившийся Сын Божий Своею Кровью освятил Крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих. В этом нас убеждает тысячелетний опыт Церкви. Так, например, крестным знамением освящается вода Крещения, на литургии хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову, совершаются все таинства. Крестное знамение охраняет человека от несчастий, привлекает к нему Божию помощь. Вот почему православные христиане так чтут Святой Крест, осеняют себя крестным знамением, носят нательный крест, крестом украшают свои дома и храмы.

Это постоянно напоминает нам о величайшем божественном подвиге, о спасительной жертве. Две тысячи лет мысль церковных учителей и писателей усиленно занимается вопросом значения крестной смерти Спасителя.

Святитель Иоанн Златоуст размышляет о тайне Креста:

«Если кто-либо спросит меня, что дивного сотворил Христос, то я опущу небо, землю, море, воскрешение многих мертвецов и прочие сотворенные Им чудеса — и укажу только на Крест, который славнее прочего. Принять плоть и претерпеть то, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие. Крест, это орудие, ненавистное и позорнейшее всех смертей, Христос превознес выше небес. Этот знак смерти сделался источником великого благословения, стеною от всякой опасности, смертоносным отражением диавола, уздою демонов, грозою сопротивным силам».

Дмитрий Романов