Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=347591
12 Сентября 2013
Сайт Нижегородской митрополии. Текст Дмитрия Романова.

Образ святого благоверного князя Александра Невского и сегодня волнует умы современников. В нем видят блестящего полководца, политика, правителя, но мало кто может объяснить, за что его канонизировала Святая Церковь.

О святом князе рассказал кандидат философских наук, заведующий кафедрой церковной истории Нижегородской духовной семинарии Даниил Семикопов:

«Канонизация святого Александра Невского состоялась в 1547 году, когда Московская Русь осознала себя Третьим Римом, хранителем православия. Действительно, после 1453 года не осталось ни одного независимого православного государства, кроме Руси. В этой ситуации религиозная принципиальность святого Александра Невского оказалась востребованной как никогда.

При Петре Великом на первый план выходит значение образа Александра Невского как блестящего полководца. В этот период мощи святого переносят из Владимира в Санкт-Петербург - таким образом благоверный князь становится святым покровителем Российской империи.

В годы Великой Отечественной войны образ святого князя оказался актуален и сыграл важную роль в укреплении боевого и патриотического духа русского народа. Тем не менее, многим кажется, что слава полководца и сурового правителя не вяжется с классическим определением святости.

Дело в том, что святость не есть безгрешность, но покорность воле Божией. Святой являет Бога миру, но Бог проявляет себя в мире и истории многообразно. В Православной Церкви есть разные чины святости. Благоверный князь - это защитник веры и Отечества. В том его подвиг.

Очень часто святого Александра Невского критикуют за политическую деятельность, за те или иные государственные решения. И забывают о том, что Церковь канонизировала князей исходя не из прагматических критериев или той пользы, которую они принесли стране. В памяти народа князь Александр остался как святой защитник веры, а все остальное - второстепенно. И потому образ его всегда вспоминался в критические эпохи, когда Россия находилась в опасности, на краю бездны или перед решающим выбором.

Жизнь святого князя Александра дает нам богатый материал для размышлений. Церковь канонизировала его как защитника православия и, если обратиться к истории того периода, то мы увидим, что он, может быть, единственный, кто не шел ни на какие компромиссы в отношении веры.

Папа римский Иннокентий IV обращался к святому князю Александру, обещая поддержку в сражениях против татар, но предложение было отвергнуто, и это помогло сохранить православную Русь. Александр Невский становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира. И народ понял и принял это, простив реальному Александру Ярославичу все жестокости и несправедливости, о которых сохранили свидетельства древнерусские летописцы.

История показала, что Александр Невский спас Русь, сохранив православие и подчинившись монголам. Полтора столетия спустя Московская Русь, поддерживаемая Церковью, под предводительством правнука Александра Невского - святого благоверного князя Дмитрия Донского смогла дать монголам отпор и обрести независимость, а западно-русские земли, подчинившиеся католикам, мы смогли вернуть только в ХХ веке, и то не надолго.

Князь Александр канонизирован именно за то, что вся его жизнь была служением, и канонизирован он не как политический деятель или просто хороший человек, а как вождь народа, духовный герой, предопределивший дальнейший исторический путь Русского государства».

Get the Flash Player to see this player.