Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=341810
5 Октября 2010
5 октября 2010 года 10:07
иерей алексий воронов: «трехсуточное пребывание ионы во чреве кита служило прообразом тридневного погребения и последовавшего затем воскресения господня».
сайт нижегородской епархии.

в день памяти пророка божия ионы о нем рассказал клирик александро-невского кафедрального собора, преподаватель нижегородской духовной семинарии алексий воронов.

— книга пророка ионы очень интересна и поучительна. от прочих ветхозаветных пророческих книг она отличается тем, что пророчествуется в ней не словами, а фактами. автор излагает пути божественного промысла исключительно о язычниках, цель книги — показать, что господь, избравший иудеев в свое наследие и царство, не оставил и язычников без своего попечения и
отеческого промышления.

наиболее известна эта книга историей знамения пророка ионы — трехдневного пребывания во чреве морского зверя. это чудо, о котором упоминал сам христос, служило прообразом славного воскресения спасителя.

путешествие ионы в ниневию с проповедью покаяния произошло в viii веке до рождества
христова. в это время языческий город ниневия был великолепнейшим и самым обширным из древних городов. обилие богатств порождало изнеженность, беспечность жителей и порабощение страстями. к этим грубым язычникам и был послан богом иона. услышав повеление божие, он решил „бежать в фарсис от лица господня“, потому что не хотел нести слово спасения ненавистным ему язычникам, врагам израиля. в яффе он сел на корабль и отправился в испанский город фарсис, надеясь, что господь снимет с него поручение. однако в пути бог послал путешественникам сильный ветер, и корабль готов был разбиться. иона без сомнения усмотрел в буре гнев божий за свое ослушание. его спутники тоже пришли к заключению, что морское волнение — это небесная кара, и решили узнать виноватого посредством жребия. жребий пал на иону. спутники спросили: „что же нам делать с тобой?“ иона отвечал: „возьмите меня и бросьте в море“. путешественники вознесли богу молитву о том, чтобы погибель ионы не была вменена им в вину, и бросили его в море — и море „утихло от ярости своей“ (ион 1: 13–15).

отверженный людьми, пророк нашел безопасное пристанище там, где зияла смерть. по повелению божию иону проглотило чудовище, которое названо у пророка dag-gadol — большое морское животное. греческое слово, которым 70 толковников перевели еврейское dag, в древности служило общим наименованием огромных морских животных. следовательно, нет необходимости понимать здесь непременно кита.

находясь во чреве китовом три дня и три ночи, иона молился богу, сетуя на свое крайнее бедствие: как он заживо унесен в морские глубины, в область неизбежной смерти или, лучше сказать, в ад; как лишен надежды когда-нибудь явиться в храм, чтоб принести молитву в положенном месте. не имея возможности хотя бы издали обратить взор к храму, пророк в предсмертном томлении, как бы из области тления, возносит молитву о сохранении своей жизни и дает обет принести жертву хваления и исповедания (ион 2: 3–10). тогда по повелению божию морское чудовище извергло иону на сушу.

пророк пришел в ниневию, призывая ее жителей к покаянию, те послушались его, покаялись, и город был пощажен богом.

в евангелии господь иисус христос так пояснил значение трехдневного пребывания пророка ионы во чреве кита: „род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, только знамение ионы пророка. как иона был во чреве китовом три дни и три ночи, так будет сын человеческий в сердце земли три дня и три ночи“ (мф 12: 39–40). следовательно, по указанию спасителя, трехсуточное пребывание ионы во чреве кита служило прообразом тридневного погребения и последовавшего затем воскресения господня.