Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=347514
29 Августа 2013
Сайт Нижегородской митрополии. Текст Дмитрия Романова.

. О нем рассказал кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Нижегородской духовной семинарии Алексей Дьяконов:

«Существует несколько версий происхождения Нерукотворного Образа Спасителя. По церковному преданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгарь, который был поражен проказой. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя.

Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом, но не смог подойти к Нему. Тогда он попытался издали написать образ Господа, но и это ему никак не удавалось. Тогда Спаситель Сам подозвал его и передал для Авгаря письмо, в котором, ублажив веру правителя, пообещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце), умыл лицо, отер его, и на плате отпечатлелся Божественный Лик Христа.

Царь Авгарь с благоговением принял принесенный убрус и письмо Спасителя и получил исцеление. Сначала оно было частичным, а после крещения, совершенного апостолом Фаддеем, проказа и вовсе исчезла. Затем плат был прибит на доску и помещен над городскими воротами. Жители города считали убрус великой святыней, но когда один из последующих правителей вернулся к язычеству, Господь в видении епископу города повелел скрыть Его изображение в нише городской стены. Перед Образом зажгли лампаду, а затем заложили глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, все забыли о святыне.

В 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу. Положение казалось безнадежным, но епископу города явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ, перед которым горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, отпечаталось изображение.

После совершения по стенам города крестного хода с вновь обретенной святыней персидское войско отступило, слава о Нерукотворном Образе распространилась по всему Востоку. В 944 году византийский император с великими почестями перенес убрус и письмо Спасителя в Константинополь.

О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы в начале XIII века, но их корабль утонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан в Геную, где и хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый „на керамии“, отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу. Другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа еще называют Третьим Спасом или „Спасом на холсте“».

Get the Flash Player to see this player.