Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=347253
5 Июля 2013
Сайт Нижегородской митрополии. Текст Дмитрия Романова.

. О святом рассказал кандидат исторических наук, доцент Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Дмитрий Кривцов:

«В судьбе и духовном строе личности этого ученого монаха и культурного деятеля XVI века есть то, что оказывается созвучным культурным запросам и духовным исканиям нашего времени. Деятельность святого Максима на Руси хорошо изучена, а вот о периоде жизни его до приезда в Москву известно гораздо меньше.

Максим Грек родился около 1470 года в семье, принадлежавшей к одному из знатнейших греческих родов - Триволисам. В родне у него был один из Вселенских Константинопольских Патриархов Каллист I.

Рождение мальчика, которого в Крещении нарекли Михаилом, пришлось на лихую годину, когда Греция была захвачена турками-османами. Начальное обучение будущий монах прошел в домашнем кругу, где царила любовь к знаниям (и отец, и мать его были удостоены почетного именования - философ). Повзрослевший Михаил Триволис после неудач на политическом поприще с головой окунулся в мир философии, литературы и богословия, решив стать ученым.

Ему на протяжении 14 лет довелось жить во Флоренции во времена правления династии Медичи. Основным его занятием была переписка книг античных авторов, которые пользовались огромным спросом у итальянских гуманистов в период расцвета эпохи Возрождения. Таким образом он зарабатывал себе на жизнь. Но главный капитал, который юноша пытался скопить в Италии, был интеллектуальным, научным.

Будущий ученый муж побывал в Болонье, Падуе, Милане, Венеции, где познакомился с выдающимися деятелями итальянского Возрождения. Благодаря этим знакомствам и учебе у знаменитых деятелей науки и культуры, непрерывному самообразованию Михаил в совершенстве овладел методами филологической критики литературных текстов. Суть их заключается в умении восстанавливать подлинный текст литературного произведения, имея на руках лишь несколько неисправных, в той или иной степени дефектных его списков.

Подобное умение очень ценилось в ту эпоху, когда только зарождалось книгопечатание. Михаил Триволис помогал известным итальянским первопечатникам издавать греческие книги. Позже он привез с собой некоторые из этих изданий на Русь. Это были первые печатные книги, попавшие в нашу страну.

Кроме филологии будущий Максим Грек серьезно интересовался философией и богословием, однако то, что предлагали ему итальянские философы и богословы, вызвало у него отторжение. Он совершенно не принял манеру поздней католической схоластики доказывать богословские истины на основе аристотелевской логики и платоновской диалектики. Причем в своей полемике с латинянами он ссылался на цитаты из посланий апостола Павла.

«Не тщетной ли философии, от которой предостерегал христиан апостол Павел, подчинены теперь латинские сыны и прельщают ею апостольскую истину? - вопрошал Максим Грек в одном из своих сочинений. - Никакая догма у них не считается крепкой: ни человеческая, ни Божественная, если не утвердят эту догму с помощью аристотелевских силлогизмов».

Такой православный настрой привел его в афонский монастырь Ватопед, где он принял монашество с именем Максим и прожил десять лет. Именно из Ватопеда отправился он на Русь, откуда ему не суждено было вернуться. Он навсегда остался защитником чистоты православия, готовым пожертвовать ради этого своей свободой и даже жизнью».

Get the Flash Player to see this player.