Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=347108
10 Июня 2013

Сайт Нижегородской митрополии. Текст Алексея Еремина и Светланы Маховой. Фото Алексея Еремина.

2 июня епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в Христо-Рождественском кафедральном соборе города Выксы. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Выксунского округа протоиерей Дмитрий Колоколов, благочинный Кулебакского округа иерей Дмитрий Ивин и другие клирики Выксунской епархии при стечении большого количества прихожан. Богослужение было совершено в неделю пятую по Пасхе – о самаряныне.

После литургии правящий архиерей возглавил пасхальный крестный ход вокруг собора, по окончании которого обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом, в котором разъяснил смысл евангельской беседы Господа с самарянкой:

«В этом Евангелии рассказывается о том, как в городе Сихарь состоялась беседа Христа с самарянкой. Это была Его первая новозаветная проповедь. Он здесь являет себя как Мессию и прямо говорит об этом. Но говорит не своим соплеменникам, а, можно так сказать, еретикам, потому что самаряне были наполовину язычниками. Они неправильно учили о вере. А в то время иудеи твердо были уверены, что если прикоснется человек к иноплеменнику, жителю Самарии, то от этого осквернится. И мы видим, что Господь беспрепятственно общается с самарянкой, причем общается Он с женщиной. А тогда были четкие законы, что даже муж не должен разговаривать с женой, если они идут рядом. Причем сказано ещё, что это была не простая женщина, а женщина падшая. У неё было пять мужей, как потом выяснилось, и тот, кто с ней жил на тот момент, был ей не муж. И, тем не менее, посмотрите, какая поразительная перемена произошла в ней. Только что она не понимает Спасителя, когда Он говорит ей, что способен дать ей воду живую, от которой не будет вновь у человека жажды. «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4:13-14). Но самарянка не поняла Спасителя, подумав, что Он имеет в виду ключевую воду, которая находится на дне колодца, и она говорит ему: «Господин, дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Тогда Христос сообщает ей о её грехе, и самарянка понимает, что это необычный человек. Очень резкий переворот происходит в ней. Так она уверовала в Спасителя и впоследствии сама стала проповедницей. Ее звали Фотиния или Светлана – по русски. За веру Христову она претерпела мученическую смерть. И здесь как раз проповедь Христа принесла плод сторичный, потому что все жители Самарии, которые услышали её и увидели Господа, тоже уверовали в Него.

И действительно на этой самарянке исполнились слова подвижника Нижегородской земли Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». И вот она стяжала этот дух за такое короткое время, что благодать Святого Духа сошла на неё, и все жители этого города поверили ей и уверовали в Господа.

И в этом событии важны две вещи. Первое – Господь не просто так заговорил с этой самарянкой. Он видел в ней такую детскую непосредственность и восприимчивость, которой нам так часто не хватает. А второе – Он увидел, что эта женщина способна на духовное изменение, хотя она и была очень грешной. И с ней произошло духовное прозрение, и к этому прозрению каждый из нас должен стремиться.

И вот об этом мы сегодня с вами должны поразмышлять и как-то к себе примерить.

Мы все здесь с вами верующие – ходим в храм, исповедуемся и причащаемся. Казалось бы, мы прозрели духовно. Вы знаете – и да, и нет. Ведь бывает так, что когда человек утром не очень проснулся – он ходит с открытыми глазами, но он спит.

И так же мы – казалось бы, прозревшие, но наши страсти, грехи и себялюбие окаменяют наш духовный взор, и на сердце опускается такая завеса. Эта завеса – нежелание воспринимать всё духовное, нежелание жить по-настоящему, не просто соблюдая церковные каноны, а чтобы действительно из сердца нашего текли реки воды живой. И чтобы мы не только сами ими напитались, но могли бы поделиться и с другими. Чтобы все наши дела и действия были бы продиктованы любовью к ближним и ко Христу, любовью нелицемерной, которая будет выражаться не просто в словах, а в действиях. И тогда, возможно, мы даже меньше станем говорить, а больше будем делать. Сердце наше не сможет успокоиться, пока мы что-то доброе не сделаем ближнему. Потому что мы видим и чувствуем любовь Господа к нам, и стараемся доказать любовь свою к Спасителю.

Как с самарянкой – её сердце излилось любовью к Господу. Он, иудей, разговаривает с ней, с грешницей. Она вняла, что Господь не гнушается грешниками, Он просто хочет, чтобы все стали святыми, чтобы все радовались, потому что благодать Духа Святого – это великая радость.

Так что дай Бог нам с вами, братья и сестры, стараться духовно прозревать каждый день нашей жизни, дай Бог нам слушать Евангелие каждый раз как будто впервые, неизменно чувствуя, что слова Спасителя обращены к каждому из нас. Ведь эти слова Господа направлены на то, чтобы изменить наше сердце. Христос говорит в нашем сегодняшнем Евангелии: «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:21–24). И мы с вами никогда не должны забывать, что мы существа духовные и должны жить духовной жизнью. Бог дал нам для этого всё. Храни вас всех Господь!».











При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.