Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=345399
17 Июня 2012
17 июня 2012 года 10:02
Сайт Нижегородской митрополии. Текст Дмитрия Романова.

. О празднике рассказал кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Нижегородской духовной семинарии Алексей Дьяконов:

«Этот день, второе воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвящен памяти всех русских святых. Церковь прославляет сонм праведников и мучеников – как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.

Идея соборного празднования памяти Всех святых новых чудотворцев Российских появилась в середине XVI века после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 годов.

Совершалось празднование 17 июля по старому стилю, то есть на третий день после дня памяти святого князя Владимира, Крестителя Руси.

Автором первой службы считается инок Григорий из суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, составивший ее текст, очевидно, в середине XVI века. Известны два ее издания под названием «Служба всем российским чудотворцам», датированные 1786 годом. Однако в центральных областях России текст службы не получил широкого распространения. Кроме того, праздник не вошел в печатные русские Месяцесловы, поэтому торжество русских святых было фактически забыто на несколько столетий.

Инициатором воссоздания праздника в 1917 году выступил русский историк-востоковед, профессор Петроградского университета академик Борис Тураев, сотрудник Богослужебной комиссии Поместного Собора Российской Церкви 1917–1918 годов. В своем докладе он отмечал, что «составленная в Великороссии служба нашла особое распространение на периферии Русской Церкви - на западной ее окраине и даже за пределами ее - в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства».

Поэтому, по мнению академика, в скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда «попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представляется своевременным восстановить этот забытый праздник».

На заседании Поместного Собора 13/26 августа 1918 года доклад Тураева был заслушан, и было принято решение о восстановлении в Русской Церкви празднования дня памяти Всех святых русских. Собор постановил совершать празднование в первое воскресенье Петровского поста.

Составителями и авторами текстов новой службы стали сам академик Тураев, сотрудники Богослужебной комиссии, известный литургист XX века святитель Афанасий (Сахаров), а также митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

Первоначальный вариант службы был издан в 1918 году. В 1940-е годы текст был напечатан с сильными цензурными искажениями, уничтожившими все указания на новомучеников. Окончательный, дополненный текст службы был выпущен в составе Миней в 1978–1989 годах.

Возрожденный праздник, имеющий для нас особое значение, по мысли Собора должен был стать своего рода вторым храмовым праздником для всех православных церквей на Руси. Содержание его, как предлагал академик Тураев, стало более универсальным: это было уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси – не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях».