Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=344335
28 Ноября 2011
28 ноября 2011 года 10:12
28 ноября - день памяти преподобного паисия величковского
сайт нижегородской епархии. текст настоятеля храма в честь архистратига божия михаила поселка ветлужский краснобаковского района нижегородской области игумена варнавы (баринова).

жизнь преподобного старца паисия поистине уникальна. он трудился в россии, молдавии и греции (на афоне), прекрасно владея языками этих стран, и, соответственно, является подвижником трех поместных церквей. его подвиг - восстановление практически утерянных монашеских традиций древней церкви - умного делания и старчества. а многочисленные переводы древних отцов церкви имеют поистине вселенское значение для православия.

архимандрит паисий (в миру петр величковский) родился в городе полтава в украинской семье протоиерея, потомственного священника. петр поступил в киевскую духовную школу, но после трех лет обучения сообщил матери о намерении оставить школу и уйти в монастырь.

с 17 лет петр подвизался в малороссийских обителях, работал в типографии киево-печерской лавры, овладев там искусством чеканки по меди.

в 24 года предпринял путешествие на святую гору афон, где четыре года спустя был пострижен в мантию с наречением имени паисий. на 36-м году жизни был рукоположен в иеромонаха. по просьбе братии иеромонах паисий основал скит пророка илии, ставший одним из крупнейших на афоне.

в 1763 году преподобный паисий с 64 монахами переселился в молдавию, в драгомирнский свято-духов монастырь, где установил строгий общежительный порядок, причем богослужение совершалось как на церковнославянском, так и на румынском языках.

устроитель братства авва паисий написал и ввел устав по чину святых василия великого, феодосия великого, феодора студита и афонской горы. основные идеи этого устава - нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и другое.).

за три года число братии утроилось, однако земля, на которой помещался драгомирнский монастырь, после окончания в 1774 году русско-турецкой войны отошла к католической австрии. авва паисий, не видя возможности духовного мира восточной церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию - 350 человек.

господарь григорий гика и митрополит гавриил предоставили им уединенный в горах бедный секульский монастырь в честь усекновения главы иоанна предтечи. когда братия умножилась и преподобный паисий стал просить о помощи в строительстве келий, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший нямецкий монастырь, что он и исполнил, оставив часть братии в секуле.

житие в нямецком монастыре преподобный паисий устроил по образу драгомирны и секула - общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. паства преподобного умножилась, были иноки более десяти национальностей, и число иноков возросло до десяти тысяч. в то время это была самая многолюдная обитель православной церкви.

в 1790 году преподобный паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему секул и другие окрестные монастыри и скиты. в нямецкой обители он много трудился над переводами святоотеческих сочинений и создал славянский свод «добротолюбия».

на протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов добротолюбия - преподобного григория синаита, святителя григория паламы и преподобного нила сорского.

переводы паисия нямецкого (величковского) с греческого на «славенский» язык долгое время были единственными в россии и читались повсюду. по словам историка георгия федотова, «паисий величковский становится отцом русского старчества. непосредственно связанная с ним оптина пустынь и саров делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замерзшая россия».

серафим саровский получил благословение на уход в саров от затворника китаевской пустыни под киевом старца досифея, который был духовно связан с обителью преподобного паисия и направлял туда своих учеников. сборник «добротолюбие» стал одной из настольных книг прохора мошнина - будущего старца серафима.

с духовным наследием преподобного паисия связана история старчества в оптиной пустыни. первые оптинские старцы - преподобные лев (леонид), макарий, моисей — были его прямыми учениками.

почив о господе в 72 года, преподобный паисий был погребен в нямецком монастыре в соборном храме вознесения господня. в лике святых прославлен на поместном соборе русской православной церкви в 1988 году.

get the flash player to see this player.