светлое христово воскресение занимает центральное место в ряду всех христианских праздников.
светлый праздник воскресения христова назван пасхой по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником пасхи (от еврейского «песах»), который, в свою очередь, так был назван в память о том событии, когда при исходе евреев из египта ангел, истреблявший египетских первенцев, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо, оставляя неприкосновенными первенцев еврейских.
сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и праздник воскресения христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование пасхи. другое древнее толкование праздника, обязанное своим происхождением греческим экзегетам, связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».
иисус христос воскрес как «начаток, первенец из мертвых» (кол 1: 18). воскреснув, он освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые восстанут от земли во всеобщий день воскресения, подобно тому, как из семени вырастает колос.
воскресение господа иисуса христа свидетельствует, что он воистину сын божий – «воскрес яко бог». оно открыло славу его божества, сокровенную до того под покровом уничижения.
тело иисуса христа восстало во славе. в нем совершается великое и спасительное новотворческое действие. он в себе самом обновляет наше естество, подпавшее тлению. воскресением господа завершается победа над грехом и его следствием — смертью.
через свое воскресение христос сделал нас победителями смерти, с жизнью во христе мы получаем предначатки дарованного его воскресением бессмертия нашему смертному естеству: «никто же да убоится смерти, — восклицает святой иоанн златоуст, — свободи бо нас спасова смерть».
пасха - древнейший праздник христианской церкви. он установлен и праздновался уже в апостольское время. древняя церковь под именем пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о воскресении христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие воскресению и последующие за ним.
для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования — пасха страданий, или пасха крестная, и пасха воскресения. сообразно с характером воспоминаний первые из этих дней чествовались постом, вторые — торжественной радостью. впоследствии эти дни получили названия страстной и светлой седмиц.
в первые века христианства пасху праздновали не везде в одно время. на востоке, в малоазийских церквях, ее совершали в 14-й день нисана (по нашему календарю это март — апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. западная церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния.
попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом поликарпе, епископе смирнском, в середине ii века. i вселенский собор 325 года определил праздновать пасху повсеместно в одно время. соборное определение о пасхе до нас не дошло. с древнего времени православные поместные церкви определяют дату празднования пасхи по так называемой александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля.
на vi вселенском соборе было разрешено другое разногласие — о времени прекращения поста перед пасхой: было постановлено прекращать пост в средние часы ночи после великой субботы.
божественной славе воскресшего господа и величию светлого праздника пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой сопровождаются богослужения в первый день пасхи и во всю светлую седмицу.
темные одежды священнослужителей сменяются светлыми. до начала пасхального богослужения с вечера в храме читаются деяния апостолов как составляющие непреложное свидетельство истины воскресения христова.
до начала пасхальной заутрени храм по древнему обычаю наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами через воскресение христово. в древности для этого в храмах ставились сосуды с горящими углями и благовонным фимиамом. во время пасхального богослужения в храмах зажигаются все светильники, и находящиеся в храме стоят со свечами в знак полноты духовной радости.
со времени апостольского церковь совершает пасхальное богослужение ночью. подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную предпраздничную и спасительную ночь светлого воскресения христова.
после своего воскресения господь иисус христос пребывал на земле сорок дней, являясь апостолам и поучая их тайнам царствия божия. поэтому и праздник пасхи празднуется в течение сорока дней.
все недели (воскресенья) по пасхе, до отдания праздника, наряду с воспоминанием воскресения христова, посвящены и другим особым воспоминаниям, что отражается в службах этих недель и следующих за ними седмиц.