Новости Нижегородской митрополии

6 Апреля 2016

Текст Ольги Схиртладзе

6 апреля в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А. С. Пушкина состоялась открытая репетиция оратории «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). Постановки можно будет посмотреть в три предпасхальных воскресенья: 10, 17 и 24 апреля. Впервые в нашем городе оратория будет исполнена без купюр.

В основу произведения митрополита Илариона, созданного в 2006 году, положено повествование из Евангелия от Матфея о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Декламация чередуется с музыкальными номерами: речитативами, хорами и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы.

В центре сюжета – заключительные главы Евангелия от Матфея, описывающие последние дни земной жизни Иисуса Христа: от Тайной вечери до смерти на Кресте.

«Сейчас идет Великий пост, и именно в это время мы стараемся особо сопереживать страданиям Христа Спасителя, – комментирует клирик Нижегородской епархии протодиакон Димитрий Исаев, который читает в постановке евангельский текст. – Произведение митрополита Илариона как раз призвано помочь этому. Его музыка очень проникновенна, а посредством музыки текст Священного Писания воспринимается более глубоко, задевает струны души.

Роль священнослужителей – служить у престола Божия. Мы ежедневно прочитываем тексты Священного Писания. Здесь же, на сцене, эти тексты звучат для людей разного уровня: кто-то, может быть, воцерковляется, кто-то давно ходит в храм, а кто-то, услышав здесь впервые о событиях Евангелия, потянется к храму. Но в любом случае для каждого человека это будет особым погружением в Евангелие. Могу поделиться личным ощущением: когда читаешь текст, стоя рядом с оркестром, слушая звучание струнных инструментов, – это особый опыт».

Своими размышлениями о «Страстях по Матфею» поделился музыкальный руководитель и дирижер постановки Сергей Вантеев. «На мой взгляд, большой разницы в восприятии светских и духовных постановок нет: их нужно воспринимать в первую очередь как произведения искусства. Взять, допустим, живопись: светские сюжеты и сюжеты на евангельские тексты – какая разница, если это гениально? Сочинение же митрополита Илариона – бесконечно талантливое и очень глубокое. Меня поражает, как удивительно тонко сочетается в его оратории русский стиль хоровой музыки, в частности православная традиция, знаменный распев, с западноевропейским. Это сделано очень органично. Притом что сам жанр страстей, или пассионов, – чисто европейский, в первую очередь вспоминается Бах. Тем не менее звучание «Страстей по Матфею» митрополита Илариона очень русское, православное. Меня трогает здесь все. Из текста взяты самые сильно воздействующие части, где раскрываются темы предательства и раскаяния, смерти и воскресения. А музыка многократно усиливает это ощущение, и это здорово».

Как пояснила директор театра оперы и балета Анна Ермакова, постановка «Страстей» дается в рамках совместного проекта учреждения с Нижегородской епархией. «Проект появился после недавней встречи руководителей нижегородских театров с митрополитом Георгием, – сообщила Анна Дмитриевна. – Он включает в том числе абонементные программы, которые посещают на постоянной основе семинаристы и воспитанники духовных школ. Кроме того, у нас открыта интересная просветительская экспозиция. К тем или иным датам церковного календаря в фойе зрительного зала выставляется соответствующая икона. Она сопровождается пояснительным текстом, из которого можно узнать об истории появления образа, его значении, особенностях иконографии.

Я считаю, что без духовности человек не может существовать. Культура – и духовная, и светская – призваны решать одну и ту же задачу: воспитать человека очеловеченного, человека, которому свойственны высокие нравственные качества: преданность, патриотизм, любовь к Родине. И обязательно существование в душе глубокой веры в то, для чего человек пришел на эту землю. А он пришел для того, чтобы творить добро, светить, быть полезным людям. И наш совместный проект служит именно этим задачам».

Что же касается «Страстей по Матфею», руководство театра надеется, что они войдут в основной репертуар. «Для нашего театра подобная музыка совершенно неожиданная, ничего подобного здесь не исполнялось, – заметила Анна Ермакова. – Но я уверена: все, где есть высокий духовный смысл, имеет право на существование в стенах такого театра, как наш академический театр. Его репертуар разнообразен, но каждая постановка соответствует общему критерию: они все несут в своей основе нравственную составляющую. А здесь эта составляющая выражена ярко».

«На нижегородской премьере сочинения митрополита Илариона в 2012 году зал был полон, – рассказывает исполнитель сольной басовой партии, артист театра Виктор Ряузов. – И я знаю многих зрителей, которые, будучи воцерковленными, не ходят в театр на спектакли, но на «Страсти по Матфею» придут. Думаю, что такое расширение репертуара в сторону духовной тематики, особенно в Великий пост, – это очень хорошее начинание. И для нас, артистов, это полезная практика: будто исполняешь не концертные номера, а находишься в храме и участвуешь в богослужении».

Солирующие партии в постановках 10, 17 и 24 апреля исполнят солисты Нижегородского театра оперы и балета Вера Харитонова и Аида Ипполитова (сопрано), Татьяна Гарькушова и Елена Шевченко (меццо-сопрано), Алексей Доронин и Николай Печенкин (тенор), Александр Сильчук и Виктор Ряузов (бас). Текст Евангелия читает протодиакон Димитрий Исаев. В постановке участвует хор театра (хормейстер Эдуард Пастухов) и струнная группа оркестра.

Билеты можно приобрести в кассе театра и в благочиниях Нижегородской епархии.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.