Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1129
19 Марта 2015


Так уж сложилось, что наступивший Великий пост задал нашей рубрике подвижнический, аскетический характер. Поговорим еще об одном явлении духовной жизни, способном вмиг уничтожить все плоды труда подвижника.

Это явление настолько опасное, настолько коварное, что оно не может быть изжито до конца никем в течение всей жизни. Оно обоюдоострое, способное выворачиваться моментально в свою противоположность и поглощать вот-вот, казалось бы, вырвавшегося из него подвижника. Это страсть тщеславия.

Тщеславие числится вкупе с другими греховными страстями, но и стоит особо. Почему мы здесь о нем и говорим. Грех тщеславия не просто, как другие грехи, отнимает у подвижника благодать Божию, стяжанную им, по слову преподобного Серафима Саровского. Он, образно говоря, разбивает сосуд, в который собирается благодать, он выжигает душу.

Первый ядовитый хвост этой змеи — желание всем нравиться. Нравиться во что бы то ни стало, вплоть до того, что тщеславный человек обижается и даже готов мстить тем, кто «не видит его (мнимых) достоинств». Если его не хвалишь, вернее недостаточно хвалишь — он приходит в ярость.

Авва Пимен сказал: «Усиленно домогающийся любви человеческой лишает себя любви Божией. Нехорошо всем нравиться, ибо сказано: «Горе, егда добре рекут вам вси человецы» (Лк 6: 26)».

Положение в обществе, авторитет, репутация — что греха таить! — наши идолы, да еще какие! Но сейчас появился еще и новый тип тщеславия. Как его назвать? — ума не приложишь… Искусственное тщеславие, фальшивое, тщеславие в кубе. В современном обществе (конечно, пока еще «высшем»), чтобы завоевать себе авторитет, положение, люди создают определенный ложный образ — имидж (англ. image — образ, изображение). Который не соответствует их внутреннему душевному устроению, а целенаправленно формируется как самим человеком, так и средствами массовой информации, включая рекламу.

Это явление порождено захлестнувшей нас западной массовой культурой и отражает падение истинной культурнос­ти. Человек заплатил деньги, ему создают имидж благожелательного гражданина, и он имеет успех, но под внешней красивой оболочкой совсем иное — бессердечие и эгоизм. Общество по структуре стало иным: чтобы иметь доступ в определенные круги, нужно иметь некий облик, имидж, который бы импонировал другим, и его искусственно создают. Появляются те, кто профессионально обслуживает этот спрос, греховная страсть институциализируется.

Второй ядовитый хвост показывается только тогда, когда у подвижника есть хоть мало-мальские, но реальные достижения в духовной жизни. Именно их и старается эта страсть отравить, отнять. Выработал, скажем, человек какой-либо полезный навык — тотчас помыслы один за другим, люди начинают хвалить и «по-хорошему завидовать». Как трудно не принять помысла или добрых слов ближнего!..

А раз посетив, тщеславие уже не оставит. Вот как описывает его святитель Иоанн Златоуст. Я хожу в дорогих одеждах и тщеславлюсь. Осознав греховность этого, снимаю свои одежды и облачаюсь в рубище — и… тщеславлюсь, какой я смиренный. Поняв и это, надеваю нечто нейтральное, среднее и… хвалю себя, какой я рассудительный и мудрый. Словом, куда ни кинь — всюду клин.

И это лишь помыслы. Конечно, они всеваются нам от врага, но то, что делается по, казалось бы, благому посылу, по доброму движению сердца, не от врага, а от лучшего друга, как ни странно, еще гибельнее. Речь о благодарности.

Как же реагировать, когда тебя благодарят или хвалят? Некоторые ищут похвал, считают, что надо радоваться им, но такие далеки от христианства. Те же, кто хоть немножко знаком со святыми отцами, понимают, что надо не радоваться, а резко пресекать. Часто люди думают, что следует отвечать так: мол, нет, я недостоин, я на самом деле такой плохой, зря вы меня хвалите. Но святые отцы предупреждают: это — тоже форма тщеславия. Любое возражение на похвалу обычно является формой тщеславия, особенно если начинаешь отвечать в духе «нет, я самый большой грешник, самый последний человек».

Есть люди бесстрастные, которые могут оставаться нечувствительными к похвалам, но от себя лучше такого не ожидать. Поэтому наиболее здравая реакция — это рекомендация святоотеческая — заключается в том, чтобы вообще на нее никак не реагировать, не слышать, не обращать внимания, а переводить разговор на другую тему или просто пойти куда-нибудь, оставив собеседника. Причем пусть даже это будет со стороны выглядеть невежливо, грубо, — тем меньше поводов будет продолжать похвалы в будущем.

Видя, как благодарность человеческая на самом деле все только нам портит, будем умеренны, когда нам придется кого-либо благодарить.

Каково лекарство от тщеславия? Что сможет ему противостать?

Часто Господь исцеляет тщеславных от их тщеславия тем, что попускает им впасть в бесчестие. А в духовной жизни есть правило, что страсти подавляются упражнением в противоположных им добродетелях.

Противоположна тщеславию — скромность. «Мы не ошибемся, признав скромность одной из самых утешительных черт человеческой личности, — пишет архиепископ Иоанн (Шаховской). — Скромность равна милосердию, так как в силу скромности человек уже милосерд к другим людям — не надоедает им своими претензиями, не мучает их своим посягательством на какую-то значительность. Вольно и невольно скромный всегда отдает честь, во-первых, Богу, а потом и людям, которые все имеют от Бога свои дары.

Скромный поэтому никогда в жизни не проигрывает. Его таланты и достоинства не унижаются скромностью. Наоборот, еще больше вырастают. И скромность не означает слабости, как думают многие, опасаясь скромности. Нет, она, только она есть сила и доблесть духа. И в жизни обществ и народов «гордыня идет перед погибелью». Уровень культуры прямо пропорционален скромности общественной и международной. И оттого Слово, создавшее миры, приняло на Себя жизнь скромного Человека и прошло страдальческим путем жизни, показывая дух скромности, как свет, ведущий в бесконечную славу Небесного Царства».

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.