Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1121
26 Февраля 2015


И снова — к разговору о семье, отношениях между супругами, проблемах отцов и детей. Эти темы, сколько к ним ни возвращайся, никогда не будут исчерпаны до конца. На вопросы, поступившие от слушателей эфира радио «Образ», отвечает клирик нижегородской Спасо-Преображенской (Карповской) церкви иерей Александр Хекало.

Когда вырастают дети, приходит время родителям благословлять их на брак — в путь, который будет их продолжением в вечности. Как правильно это сделать?

— Благословение молодых на брак — важный момент в жизни не только детей, но и родителей. Когда девушка едет в ЗАГС или на венчание, мать перед этим вместе с отцом должны благословить ее иконой Богородицы. Со своей стороны семья жениха благословляет его иконой Спасителя. С этими иконами молодые и будут участвовать в таинстве Брака. Во-первых, иконы — благословение родителей на брак, во-вторых, в дальнейшем эти иконы станут семейными и будут хранить союз двух людей.

Если один из будущих супругов неверующий, возможно ли венчание?

— Участие в любом церковном таинстве — дело добровольное, поэтому для неверующего эта процедура не будет иметь смысла. Вера не может быть насильственной, невозможно заставить человека верить в Бога. Поэтому венчание нужно отложить до того момента, пока оба супруга станут в нем нуждаться.

Тем людям, которые все-таки решили повенчаться (хотя кто-то из них не обнаруживает тех качеств веры, которые могли бы свидетельствовать о человеке как о полноценно верующем), я могу порекомендовать познакомиться со Священным Писанием. Нужно определить для себя, согласны ли мы с тем, что Господь хочет нам сообщить. И только после этого можно идти венчаться, потому что испрошение Божиего благословения на брак — дело не одного, а обоих супругов.

Чему должны следовать члены семьи, согласно Священному Писанию?

— Прежде всего — любить. А также — терпеть, уметь понимать и слышать друг друга. Необходима субординация, чтобы супруги были друг в друге уверены. Если мужчина претендует на положение главы семьи, то он обязан заботиться о своих домочадцах и понимать их нужды, оберегать от трудностей.

Жена, в свою очередь, добровольно берущая на себя бремя послушания, должна понимать, что груз ответственности за правильно принятые решения лежит на главе семьи. И если жена с чем-то не согласна (а она имеет на это полное право), ради мира ей приходится все-таки делать так, как говорит муж. И только потом посетовать ему, что можно было поступить по-другому, чтобы любящий, слышащий свою жену супруг мог видеть в жене не конкурента на первенство, а со-трудника — человека, который хочет наилучшим образом построить семейные отношения.

Ну, а дети должны, безусловно, любить своих родителей, и из желания не оскорбить их — проявлять определенное послушание. Но, в свою очередь, ни один из родителей не имеет права раздражать своих детей (как мы можем прочитать в Священном Писании). Когда мы чувствуем заботу друг о друге, любим, осознаем эту самую любовь, семейные отношения — цельные и гармоничные.

Учит ли Библия неравенству между мужчиной и женщиной? Ведь в апостолы Господь выбрал только мужчин и с ними совершил Тайную вечерю.

— Для того чтобы говорить о неравенстве между мужчиной и женщиной, нужно, как минимум, прямое указание на это Бога. Но в Ветхом Завете мы встречаем: сотворил Господь человека, сотворил ему помощницу, и далее по тексту есть такие слова: «И оставит человек и отца, и матерь свою, и будут два в плоть едину». Это значит, что человек создан Богом не для одиночества, то есть Господь создал мужчину и в помощь ему — женщину.

Почтение женского пола в Библии через Рождество Господа Бога нашего Иисуса Христа подтверждает высоту женского служения. Может быть, это не так бросается в глаза, потому что распространением Евангелия занимались в основном апостолы, но служение женщины нисколько не умаляется, и в церковном наследии Богородица именуется «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим».

Были женщины, которые сопровождали Христа, находились всегда рядом и служили Ему. И если все-таки возникает вопрос о неравенстве полов, вспоминайте то, что сказал апостол Павел: «Нет ни мужского пола, ни женского; нет ни раба, ни свободного; ни эллина, ни иудея, но все и во всем — Христос».

Никто из нас не защищен от плохого настроения. Как не раздражаться, не сердиться на близких?

— Когда создается семья, естественно, что происходит притирание друг к другу. Прежде всего загляните в свое сердце. Святые отцы говорили: «Если тебе хочется на человека плохое что-то подумать, ты сначала на свое сердце посмотри, и когда ты увидишь бездну той немощи, которая в тебе находится, тогда и поймешь, что перед тобой стоит образ Божий, который такой же немощный, как и ты. И тебе уже наполовину не захочется его осудить или раздражаться».

И потом, если ты любишь человека, то раздражение легче подавить. Практических советов много. Но если вы чувствуете, что раздражение вас переполняет и нет сил помолиться, чтобы как-то успокоиться, то найдите место, где сможете побыть один и утихомирить свою страсть. Ведь причина раздражения часто может заключаться не в другом человеке, а в нас самих. Когда вы это поймете, бороться с раздражением станет легче.

Допустима ли любовь вне семьи, если супруг страдает алкоголизмом?

— Вопрос любви — это не вопрос успеха или каких-то личных бонусов, которые мы можем получить от своих чувств. Любовь — всегда труд, притом тяжелейший. А это значит, что мы не должны убегать друг от друга при любом неудобном случае. И если человек болен, то по-христиански было бы правильным помочь ему, а не отворачиваться от него. Медики давно доказали, что алкоголизм — это болезнь. Не нужно затаптывать человека, если он оступился, — ему нужно подать руку помощи.

Но совсем другое дело, когда из-за этого страдают дети или возникает опасность для жизни одного из супругов, не страдающего алкоголизмом. Дети видят, как их родитель занимается, по сути, самоубийством. В таком случае Церковь разрешает церковный развод, хотя и не приветствует такой способ решения проблемы. Это делается скорее с сожалением о том, что люди не хотят ничего менять в своей жизни. Но если любовь была, она уже «никогда не перестает», по слову апостола Павла.

Любовь долготерпит, она милосердствует и не ищет своего. Попытка искать любовь вне семьи при таких обстоятельствах иллюстрирует отсутствие любви. Если мы так и не научились любить друг друга в трудных обстоятельствах, то все то, что мы называем любовью, — не что иное как попытка найти для себя удобное место в жизни.

Что если дети пришли к Богу, а родители пока к этому не готовы? Как избежать в семье мировоззренческого конфликта?

— Родители этих детей могут быть замечательными. У них свои хорошие, ценные качества, а по моральным устремлениям и правдивости они порой выше некоторых христиан. Но пока они не готовы дойти до Христа, потому что этот путь очень сложный, особенно для тех, кто воспитан был старшим поколением советских атеистов, жил вне Господа долгое время.

Осмыслить и перестроить себя — огромный труд. Может быть, где-то в душе они понимают, что уже дозрели до этого состояния, а вот показать это, выразить в своих эмоциях или действиях им бывает сложно.

Например, прийти в храм, помолиться перед иконой. Не нужно этих своих близких наставлять, стараться срочно и непременно обратить их в верующих, постоянно посещающих церковь, добиваться, чтобы они были такими же, как мы. На самом деле это ни к чему хорошему не приводит.

Надо быть максимально снисходительными, стараться своим примером потихоньку подводить их к тому, чтобы они стали христианами не на словах, а на практике. Не нужно настаивать и спорить. Самое главное — любить и самим быть христианами. Вот тогда, я думаю, проблема однозначно решится.

Беседовала Надежда Спирина
Подготовила Татьяна Юдина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.