Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1092
26 Января 2015


Сейчас, когда Церковь совершает шествие через поприще святого поста к празднику Рождества Христова, когда идет общий для всех православных пост, поговорим о личном посте, который некоторые берут на себя сверх общего, считая общий недостаточным для их духовного состояния. Поговорим о таком явлении, как полный отказ от принятия мясной пищи. Насовсем. Чем объясняется это явление, как на это смотрит Церковь и главное — как опытные духовники поступают в таких случаях, чтобы этот дополнительный подвиг шел человеку на пользу, а не во вред.

Намеренно не называем это явление вегетарианством. Потому что последнее — это не христианская система взглядов, не допускающая употребления в пищу продуктов животного происхождения. Нас она не интересует: «внешних судит Бог», по слову апостола. Полновесный, емкий и краткий ответ этому общественному явлению дан в брошюре святителя Патриарха Тихона «Вегетарианство и его отличие от христианского поста».

Наш объект — наши братья и сестры, которые подходят к священнику и просят благословить их не вкушать мясо. Попробуем рассмотреть весь спектр причин, подвигающих их к этому.

Во-первых, не осудим чистого порыва поднять больший подвиг, чем предписано всем. Это похвально. Но главное — чтобы ни враг, ни страсть тщеславия не похитили добрых плодов.

Здесь как в футболе: мало атаковать ворота противника — надо еще защищать свои. Тех же, кто увлекается внешней стороной добродетели, святые отцы называют «нерассудительными». Святитель Тихон приводит в своей брошюре мудрые слова преподобного Паисия Величковского: «Эти нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей, и предает таковых совершенной гордыне. Ибо ничто столь удобно не побуждает к гордости, как знающая о многих своих заслугах совесть и душа, живущая в уповании на оные».

К таким людям обращается с предостережением и пресвитер Исидор. «Если подвизаетесь, — говорит он, — то не гордитесь, если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо, ибо не так вредно есть мясо, как гордиться и надмеваться».

Разумеется, все те, кто стоит на сходных к вегетарианству позициях, а именно: гнушается мяса как продукта, полагает его вредным для здоровья, считает, что человек не вправе убивать животных, — не предмет нашего рассмотрения.

«Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим 4: 4), — пишет святой апостол Павел.

Видение апостола Петра в Иоппии, описанное в книге Деяний апостольских (Деян 11: 5–10), символическое снятие различия между животными чистыми и нечистыми тоже однозначно говорит о том, что Бог не творил негодных вещей. После Потопа условия физического мира очень сильно изменились, и человеку было благословлено употреблять в пищу животных.

«Нужно все употреблять во славу Божию, — говорят святые отцы, — ни от чего совершенно не удаляясь, как делают еретики, безрассудно отвергающие то, что Бог сотворил весьма хорошим. От всех находящихся снедей, хотя бы и сладких, нужно брать понемногу. Таково рассуждение мудрых, а не то, чтобы некоторые роды пищи выбирать, а другие оставлять; дабы и Бога благодарить, и сохранить ненадменность души: так мы избегнем возношения и не будем гнушаться тем, что Бог сотворил хорошим».

Одно из определений Гангрского Собора возглашает анафему тому, «если кто осуждает человека, который с благоговением и верою вкушает мясо (кроме крови и идоложертвенного)».

Как же в приходской практике обычно все происходит? Часто бывают неприятные трения, так сказать, из-за противопоставления общинной жизни и личного подвига (если речь действительно о подвиге, а зачастую — лишь амбиции…).

Есть, скажем, на приходе человек, который не вкушает мяса. Он приходит на общие трапезы, но выбирает, что бы ему съесть, чтобы не нарушить своего зарока. Если на постных или будничных трапезах он чувствует себя более-менее вольготно, то на праздничные он может совсем не прийти, а придя как живой укор, портит радость всем остальным. Вот он и уклоняется от братских трапез, за ним ходят, его зовут, он невольно придет, но ситуация все равно натянутая. Нет полной радости ни ему, ни другим.

А все оттого, что ни он, ни священник, благословивший ему воздержание (навсегда!) от мяса, не знают, как это делается правильно, в соответствии со святоотеческой традицией.

Приходит мирянин к священнику и просит благословить его на невкушение мяса. Как тут быть? Священник должен выяснить причину: не по гнушению ли, не по превозношению он этого желает? Не по медицинским лишь показаниям? Не потому ли, что ему мясная пища претит или вызывает отвращение? В этих случаях нет надобности в благословении. Оно в такой ситуации станет внешней санкцией, покрывающей, оправдывающей эгоистические побуждения.

Если намерение подвижника честное, если он движим только желанием полнее угодить Богу, уподобиться монахам, если он считает мясо продуктом не плохим, а, наоборот, слишком хорошим для себя, тогда духовнику следует благословить ему такое невкушение как духовное упражнение, но обязательно на определенный срок. Для начала — на несколько месяцев. Потом на год, несколько раз возобновляя ежегодно. И если все это пойдет ему на пользу, тогда можно благословить ему и навсегда. НО!

Есть большое «но». Какими условиями подвижник должен быть обязательно связан?

Зарисовка с натуры. Поминальный обед, только что спета панихида, все сели за стол, приступили к трапезе. Поста нет, но за столом есть две не вкушающие мясо особы. В одном из поданных блюд в составе оказался мясной фарш, который вовремя не был замечен теми особами. Когда же они это узнали, проглотив уже по паре ложек, что тут началось! Они стали выплевывать все изо рта на салфетки, обвинять, что их не предупредили… Занавес.

Так вот, условием благословения на невкушение должно быть соблюдение двух следующих правил.

  • Если до трапезы не удалось ненавязчиво выяснить состав кушаний, чтобы не обидеть потрудившихся над их приготовлением, и если в наличии нет или мало немясных блюд, чтобы окружающим было незаметно, что ест или чего не ест данный подвижник, то ради братской любви не стоит разрушать задушевную атмосферу трапезы, надо смиренно кушать со всеми. То же касается ситуации в гостях, в дороге и проч.


  • Раз или два в год, скажем, на пасхальной и рождественской трапезе, наш подвижник должен со всеми вкусить предложенные мясные блюда, чтобы доказать, что воздерживается от мясной пищи не по гнушению продуктом.


  • Такой порядок предписывается святыми отцами.

    Дмитрий Романов

    При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.