Новости Мурманской и Мончегорской епархии

Адрес новости: http://www.mmeparh.ru/node/1150
7 Марта 2017

На Рождественских Чтениях удалось познакомиться с прекрасным человеком! Его передачи я смотрела каждые выходные и восхищалась многочисленными дарованиями этого священника.

Даже получилось взять у него интервью (а заодно и домашнее задание по журналистике сделать).

Совершенно потрясающий жизненный путь: в далёком 1990 году московский юноша Игорь Степанов с красным дипломом заканчивает ГИТИС. Для мирского успеха у него есть всё: обаяние, две главные роли в известных театрах, популярность у представительниц противоположного пола, но внезапно он отказывается от всего этого и уходит в монастырь. Шли годы… И теперь он игумен Спасо - Преображенского Пронского мужского монастыря, Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени С.Есенина, ведущий передачи «Душевная вечеря» на телеканале «Союз». С ним - то я и решила побеседовать о его интереснейшем жизненном пути, творчестве, образовании и о многом другом.

Отец Лука, что же так отвратило Вас от мирской жизни? Что заставило повернуться в сторону молитвы и уединения?

По окончанию ГИТИСа у меня было 2 главных роли в двух московских театрах, Гоголевском и Ермоловском. Тогда я уже был крещёным и мой образ жизни существенно изменился. И, несмотря на то, что роли были замечательные, оттолкнула меня очень конкретная реальность театра. Как младенца от груди отучают, намазав её чем-то горьким, так и для меня сам театр явился во всей необходимости отторжения в двух достаточно типичных ситуациях. В Гоголевском театре я вынужден был отказаться участвовать в мюзикле «Панночка» по пьесе «Вий» Н.В. Гоголя, где я вместе со всеми молодыми и хореографически пятёрочными должен был танцевать нечистую силу, т.е. должен был изображать бесов. Мне духовник сразу сказал: «Для Вас, как для христианина, это невозможно. Вы поговорите с ними, сейчас не то время, чтобы за веру изгоняли». Но это повлекло большой скандал. В театре говорили: «Кто он такой?! Если он сейчас уже нам диктует, то что будет потом?». Вполне естественно, что молодой артист должен танцевать во всех постановках.

А в Ермоловском театре у меня была роскошная роль князя в пьесе А.Н. Толстого «Касатка», но я как артист должен был ездить на гастроли со сказками, потому что во многом театр зарабатывает именно ими. Я поехал в Днепропетровск как раз на Светлой Седмице, из-за этого не мог быть на пасхальных богослужениях. И вся эта командировка была для меня настолько тем, чем я не хочу заниматься, что вобщем снова встал вопрос о моём неучастии. Я сказал прямо, что мне это неинтересно, я не буду работать. Основная причина, почему так произошло – моё внутреннее охлаждение к театру. Вот пока я до этого 10 лет был в своём искусстве, день и ночь занимаясь ролями, которые мне были предоставлены, я чувствовал от этого воодушевление и понимал, что этим может и должна быть наполнена моя жизнь. Но потом появились какие - то более важные по жизни приоритеты и душа жила уже не только театром (хотя тогда у меня никакой другой профессии не было), но духовной церковной жизнью. Вот это и стало причиной расставания с театром вообще.

Как родители и друзья отнеслись к Вашему уходу в монастырь? Для них это была неожиданность или Вы их постепенно подготавливали?"

Если можно считать постепенной подготовкой родителей моё несостоявшееся намеченное супружество, то, наверно, готовил. Потому что прежде чем я не вернулся домой в один прекрасный вечер 23 года назад, я расстался со своим театральным служением, потом расстался с невестой. И непонятно было окружающим, куда склоняется моя жизнь. Да может, и мне было не совсем понятно, но на каком-то этапе жизни я уже понял, что не выбираю между супружеством и монашеством, а молюсь о монашестве. А это всё-таки разные вещи… И дальше уже какая-то добрая рекомендация опытных духовников в Псково - Печерской лавре, собственного духовника всё рельефнее в сердце формировали мою решимость. Отнеслись, конечно же, с полным непониманием и категорическим неприятием. Мама просто как к трагедии. Но это длилось несколько лет, потом всё изменилось.

Будучи в монастыре Вы получили второе высшее образование. Для чего Вам это было нужно?

Дело в том, что Свято-Тихоновский университет я впервые посетил ещё в качестве учащегося богословских курсов. Потом произошло преобразование этих курсов в институт. Для получения высшего образования надо было ещё 2 года доучиться. Понятно, что расставшись с одной профессией, я должен был позаботиться о получении другой. Поскольку до ухода в монастырь я уже был педагогом, преподавателем мастерства актёра, то естественно было позаниматься в направлении педагогики православной. В 1996 году в Свято - Тихоновском институте уже будучи монахом я закончил педагогический факультет. Хоть и не очень хорошо учился из-за монастырской загруженности, но, тем не менее, получил свой диплом, чему и сейчас очень рад.

Принятие священства - очень ответственный шаг и для монаха, и для мирянина. Тяжело ли Вам далось это решение?

Когда ты становишься монахом, то уже не принимаешь решение о своём рукоположении, а просто выполняешь послушание, которое Церковью на тебя возлагается. И священство – это тоже монашеское послушание. Я 5 лет до этого пробыл монахом, и никто никуда меня не рукополагал. Пришлось уже смириться с тем, что и без меня много священников и среди них немало прекрасных, а пополнить число священников в моём исполнении не вполне прекрасных мне не хотелось. Поэтому когда в 2001 году Господь призвал меня в эту небесную степень священства, то я был бесконечно счастлив и благодарен Ему, но при этом осознавал, что это Воля Божья, а не просто моё какое-то решение, пожелание. Когда я был ещё начинающим послушником, я подумывал: «Не пора ли меня рукополагать?». А когда был уже монахом с 5 летним опытом, то понимал, что Господь Сам знает кого куда и когда рукополагать. И поэтому принял священство хоть и с великой духовной радостью, благоговением, но не по какому-то своему пристрастию или мнению о том, что я как раз и буду тем, кем я должен быть.

Даже у православных людей бытует мнение, что монахи - это люди практически невыездные, но Вы очень много путешествовали по миру. Расскажите вкратце, где Вы были, и какое путешествие больше всего запомнилось?

Монах действительно должен сидеть в келье. Келья, храм, послушание - вот его круг. Но с первых месяцев моего монастырского жительства на Афонском подворье моим послушанием стало внешнее попечение о благе монастыря, я был назначен снабженцем. А это как раз связано с выездами, общением с людьми. А если ты общаешься с людьми и для блага обители принимаешь от них материальные блага, то, конечно, воздаёшь им и вниманием, и паломничествами вместе с ними к святым местам. Вот какая природа моих путешествий была тогда. А сейчас, конечно, к ней прибавилась природа преподавательская. Наша кафедра теологии дружит с другими кафедрами, принимает участие в различных конференциях, обмене опытом, поэтому бывают поездки, связанные и с нашим богословским служением. Наиболее запоминающиеся? Мы бывали часто в одном из мест - это остров Кипр, любимейшее место и молитв наших, и отдыха, поэтому не могу его не выделить. А так с друзьями бывали в путешествиях к европейским (французским, английским) святыням, но всё-таки особнячком стоит именно Кипр. Я уж не говорю о Святой Земле, о Святой горе Афон - это всё-таки всемирные святыни, которые никогда не бывают забытыми теми, кто сподобился там хоть однажды побывать.

Вам пришлось восстанавливать отдалённый монастырь в Рязанский области, в котором Вы сейчас являетесь игуменом. Чем располагал монастырь, когда Вы только приехали туда и чем он располагает сейчас? Что удалось построить, создать?

Когда мы приехали сюда более 8 лет назад с министром образования Рязанской области для того, чтобы выбрать место для православного детского лагеря, я сразу ахнул от необыкновенной красоты этого места, хотя дело было зимой. Из построек здесь были какие-то обветшалые помещения, закопченные трубы, крыши. Но что меня порадовало, что крыши вообще были. Не было, конечно, куполов, но в целом, я увидел, что не так уж всё запущено. Теперь, прежде всего, есть трёхсвятительский собор с пределом святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - наша радость, сердце монастыря. Есть домовый храм Антония Великого, братский корпус, просторная трапезная, новая кухня в цокольном этаже, сыроварный цех, пасека, архиерейский дом, гостиница на 3-м этаже настоятельского корпуса, сам настоятельский корпус.

Кафедра теологии - редкость в светских ВУЗах. А где могут работать Ваши выпускники? Велика ли перспектива устройства по специальности?

Не такая уж и редкость: около 50 кафедр функционируют в российских университетах, просто не все так активны и заметны. Наши выпускники очень востребованы. Сейчас, когда речь идёт о возвращение в школы православно ориентированных предметов, православной культуры, то, конечно же, педагоги по этим предметам должны быть более чем компетентны. Не должны преподавать быть какие-нибудь чуть-чуть переученные физкультурники или трудовики. Это должны быть, конечно же, теологи по-настоящему разбирающиеся в религиозных вопросах, кроме этого являющиеся носителями православной культуры. Вот таких выпускников мы стараемся готовить. А кроме этого есть СМИ, в том числе православные, которые очень нуждаются в специалистах. Нужны эксперты по делам религии в различных государственных и общественных организациях. Так что дел много для наших выпускников.

Вы стараетесь отслеживать дальнейшую жизнь Ваших выпускников? Может, организуете какие-нибудь вечера встреч? Или собираетесь где-то за чашечкой чая, разговаривая о жизни и вспоминая студенческую пору?

Недавно собирался выпуск 10-летней давности и я был на него приглашён: в то время я только начал появляться в университете и ещё не был заведующим кафедры. Нашим выпускникам свойственна дружба, но таких особо романтических вечеров воспоминаний
у нас нет. Может, ещё мало времени прошло. Например, с классом я увиделся через 30 лет после окончания школы, в прошлом 2016 году. Выпускников своих могу увидеть и за учительским столом, и за пультом режиссерским в православных СМИ. Так что мы с ними не расстаёмся.

Передача "Душевная вечеря" транслируется по "Союзу" в течение нескольких лет. Вашими соведущими в ней были и дети, и студенты, и медийные личности. Как возникла идея создания передачи? Есть ли планы что-то изменить в формате передачи или всё останется, как было?

Родилась передача внезапно. Замечательный наш рязанский благодетель, раб Божий Игорь, проводя одно из праздничных мероприятий, посвященных книге, слушал выступления священников перед аудиторией и одним из священников был я. У меня был доклад о святителе Феофане и его отношении к книге. Этот господин как-то благосклонно взглянул, ему понравились стиль, содержание, форма изложения и он, подозвав руководителей своего рязанского канала, порекомендовал со мной сделать регулярные передачи. Название я позаимствовал у своих друзей, которые для моих интервью избрали общий заголовок – « Душевная вечеря ». Оно как раз отражало моё намерение в какой-то простой, неформальной обстановке, не пользуясь каким-то большим справочным материалом за чашечкой чая обсуждать то, что вызывает интерес у наших современников, особенно у молодых.

Сначала моими соведущими были Дима и Лена, с ними мы сняли передачу по фильму Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» об отношении молодых людей и их родителей. Потом появилась замечательная Аллочка с социологического факультета. Она многим запомнилась. Прямо такая несовременной красоты девушка: светлая, с классическими чертами лица, изящная, но при этом со своим мнением, нравом. Ей в противовес был наш симпатичный теолог Тимур (теперь он уже преподаватель кафедры Теология) и вот они были очень милой парой, с которой мы проработали более 2-х лет. Далее уже пошло некоторое разнообразие, появились детки. Был такой очень обаятельный Петя, который не столько думал о том, какую фразу сказать, сколько о том, как бы ещё мармелада или конфет со стола стянуть побольше во время передачи. Потом появилась идея записи моих диалогов с известными людьми, когда они приезжали в Рязань: это певица Максим, миссис Вселенная, Светлана Копылова, другие какие-то музыканты. С Евгенией Добровольской мы записывали передачу. С Андреем Звягинцевым моё интервью в передачу не преобразовалось, а осталось просто как интервью. Сейчас я рад, когда появляется что-то новенькое, необычное, с музыкальными номерами, с какими-то режиссёрскими вставочками. Вам судить, но с моей колокольни кажется, что мы всё-таки что-то мы там фантазируем. Сейчас новая очень обаятельная пара подростков, Василий и Маша, были не так давно. С Екатериной Павловой, которая сейчас учится в Москве, а начинала учиться у нас в Рязани на теологии, тоже было долгое время плодотворного сотрудничества. Ну, вот такие мои воспоминания об этом предмете…

С недавнего времени Вы появились ещё и в "Перископе". В разделе "батюшка онлайн" Вы отвечаете на различные вопросы людей со всего мира. Нравится Вам такой формат общения с паствой? Ведь иногда можно наткнутся и на откровенное хамство и глупость. Устаёте от этого?

Вы знаете, я даже не чувствую, что это касается кого-то из нас. Здесь сам человек выставляет себя поросёнком. На него смотришь и удивляешься. Как А.С. Пушкин писал в стихотворении «Поэту»: «Ты сам свой высший суд; всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит и плюет на алтарь, где твой огонь горит, и в детской резвости колеблет твой треножник».

Поэтому послушаем совета Александра Сергеевича сочувствовать этим иногда даже одержимым людям, а не принимать всё на свой счёт и обидчиво дуться или огрызаться в ответ. Такой формат общения с паствой довольно востребованный. Благодаря «Перископу» в нашем Пронском монастыре побывали люди из Швеции, Швейцарии, Англии, Германии, из многих уголков России. Конечно, удивляешься такому чуду и никак не будешь им пренебрегать. Это действительно уникальное средство коммуникации, тем более действительно людям предоставляется возможность не просто какую-то сухую переписку организовать с духовным лицом, а воспринимать личность непосредственно, это даёт гораздо больше тепла и взаимопонимания. По счастью, мы видим много благодарных отзывов от возможности вот так пообщаться со священником, поэтому я очень признателен проекту «Батюшка онлайн», автору и администратору этого направления Надежде, которая меня просто посадила рядом с собой на одной московской радиостудии, взяла мой айпад, настроила, иначе бы я сам никогда не настроил, и сказала: «батюшка, выходите». С тех пор мне выделили удобное время для меня - 22.30 и мы пользуемся с вами этим благом.

Вашими однокурсниками в ГИТИСЕ были такие известные актёры, как Евгения Добровольская, Дмитрий Певцов, режиссёр Андрей Звягинцев. Общаетесь ли Вы с ними сейчас? Им, наверно, очень непривычно к бывшему однокурснику Игорю обращаться, называя другое имя, и относиться с особым пиететом (всё-таки священнослужитель!)

Дмитрий не был однокурсником, он был на курс старше, но, тем не менее, мы были приятелями. Сейчас с помощью проекта «БАТЮШКА онлайн» удавалось с ним пообщаться, переговорить. Вы сами лучше меня знаете, какой Дмитрий православный человек, много потрудившийся в искусстве и много перестрадавший по жизни, много повидавший. Женя Добровольская - верующая, она одна до последнего времени воспитывала 4-х мальчиков, регулярно их причащает, в храм водит. Вот Андрей Звягинцев… Он был и остаётся таким оригиналом. На мой взгляд, он мало изменился с тех студенческих времён, в том числе и в религиозном отношении: каким он был индифферентным, таким и остался. На мой вопрос о его отношении к религии, говорит:

«Ну, я благоговею перед личностью Иисуса Христа, но это никак конфессионально не проявляется». По-моему, эта позиция слабовата, что отражается и на его фильмах. Ну, пока так. Что ж, мы ему не указ. Недавно мы со многими моими друзьями - однокурсниками встретились по случаю кончины Евгения Лазарева, нашего художественного руководителя. Освежили свою дружбу с Анной Тереховой, дочкой Маргариты Тереховой. Она - милый человек и милая женщина, был очень рад её увидеть. Денис Журавлёв в театре « Моссовета» играет, немало наших выпускников стало режиссёрами на телевидении. Алексей Земский большую должность занимает, Денис Банников, Николай Ковбас, Игорь Ромащенко - вот они все, в общем, при деле. Так что нет – нет, а общаемся, думаю, дальше - больше будет

И напоследок, философский вопрос: а что Вы считаете для себя самым большим подарком от Бога? (может, какое-то событие, встречу и т.д.)

Кроме рождения, семьи и тех даров, которые у всех есть, конечно, встречу с духовником в день моего Крещения, оно состоялось 11 декабря в храме Воскресения Словущего в Москве. Конечно, это главное событие в моей жизни с точки зрения её переориентации ко Христу. Ну, а дальше - день рукоположения в священство. Когда ты всё-таки становишься священником это тоже нужно сказать, что совершеннейший дар, с которым в жизни сравнить нечего.

В завершении, хочется от Вас услышать небольшое пожелание или напутствие читателям.

Читателям напутствие стать смотрителями, а смотрителям – читателями. Также желаю читателям стать очевидцами общения со священником и желательно не только с помощью монитора, но и в храме всем нам увидеться. Храни Вас Господь, будьте здравы!

Анна Тетерина