Новости Московской епархии

Источник информации: Московская епархия
Адрес новости: http://www.mepar.ru/
13 Апреля 2011

13 апреля митрополит крутицкий и коломенский ювеналий посетил монастыри егорьевского района московской епархии.

утром в троицком храме свято-троицкого мариинского монастыря архипастырь совершил литургию преждеосвященных даров.

создание свято-троицкого мариинского монастыря началось в конце xix столетия со строительства на егорьевском городском кладбище новой каменной церкви. в деревянной никитской церкви богослужения совершались редко; она была неотапливаемой. горожане огорчались, что на месте погребения их родных не возносилась ежедневная молитва, и просили сделать в храме отопление. в феврале 1880 г. егорьевский городской голова, купец 1-й гильдии и почетный гражданин города егорьевска никифор михайлович бардыгин выступил на заседании городской думы с инициативой строительства при кладбище нового храма. город выделил землю, и летом того же года началось строительство, которое продолжалось три года.

24 октября 1883 г. новый троицкий храм был освящен епископом рязанским и зарайским феоктистом (поповым). проектировал храм, а затем и все монастырские строения московский архитектор иван тимофеевич барютин. в 1885 г. епископ феоктист освятил правый придел церкви в честь святителя никифора цареградского — небесного покровителя н. м. бардыгина. левый же придел храма освящен протоиереем рязанского кафедрального собора харлампием романским в честь преподобной марии египетской — небесной покровительницы марии владимировны, супруги бардыгина, по завещанию которой и был впоследствии создан монастырь.

в 1892 г. при троицком храме началось строительство двухэтажного кирпичного корпуса для городской богадельни, однако закончилось строительство только в 1898 г., спустя год после внезапной смерти марии владимировны. умерла она 25 августа 1897 г. в расцвете лет от тяжелой, быстро развившейся болезни.

открытие богадельни было приурочено ко дню первой годовщины со дня смерти марии владимировны и состоялось 25 августа 1898 г. никифор михайлович к этому дню заново позолотил в храме иконостасы, а на иконы спасителя и божией матери сделал большие венцы из драгоценностей покойной супруги. божественную литургию, освящение обновленных иконостасов и открытие богадельни совершил епископ рязанский и зарайский мелетий (якимов). после открытия богадельни строительство продолжилось. к югу от храма строился ещё один кирпичный корпус. с трех сторон была возведена кирпичная стена с башнями; особенно нарядными стали привратные башни, воспроизводившие формы царской башни московского кремля.

12 апреля 1899 г. святейший синод удовлетворил прошение об открытии при троицком храме женской общины. открытие её, по просьбе н. м. бардыгина, приурочили ко второй годовщине со дня смерти его супруги марии владимировны.

25 августа 1900 г., в день третьей годовщины со дня смерти м. в. бардыгиной, состоялось открытие свято-троицкого мариинского женского монастыря. божественную литургию в этот день совершил епископ рязанский и зарайский полиевкт (пясковский). первой настоятельницей свято-троицкого мариинского женского общежительного монастыря была назначена игумения олимпиада (бардыгина), родная сестра никифора михайловича.

13 ноября 1901 г. никифор михайлович бардыгин умер. он погребен в правом приделе троицкого храма. на его могилу была положена белая мраморная плита; на арке киота помещены слова из евангелия, избранные самим никифором михайловичем: «ищите прежде царствия божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (мф. 6:33).

23 января 1918 г. по декрету совнаркома об изъятии церковных ценностей в монастырь была направлена специальная комиссия. обитель закрыли.

в 1929 г. вышло постановление о закрытии троицкого храма. 19 мая 1931 г. тридцать монахинь и послушниц во главе с игуменией вячеславой были арестованы и заключены в егорьевскую тюрьму. среди них были две послушницы свято-троицкого мариинского монастыря антонина (новикова) и надежда (круглова), которых расстреляли в 1938 г. на полигоне в бутове. преподобномученицы антонина и надежда причислены к лику святых.

колокольню троицкой церкви и пять её куполов в советский период снесли, так как, по мнению городской власти, они «уродовали» вид города.

возрождение святыни началось 7 января 2000 г., когда в троицком храме состоялась первая божественная литургия. с того дня богослужения стали совершаться регулярно, начались и реставрационные работы. в настоящее время полностью восстановлен четверик храма с пятью архитектурными барабанами, куполами и позолоченными резными крестами. внутри церкви удалены все позднейшие перегородки и перекрытия, восстановлены своды. уцелевшие фрагменты храмовой росписи, сохранившиеся плиточные полы свидетельствуют о былом благолепии святыни.

в левом приделе устроен временный иконостас, но ещё очень многое предстоит сделать по восстановлению исторического облика храма.

в 2006 г., по благословению митрополита крутицкого и коломенского ювеналия, при троицком храме вновь открыта женская община. на заседании священного синода, состоявшемся 6 октября 2008 г., было принято решение «благословить преобразование прихода троицкого храма города егорьевска московской области в свято-троицкий мариинский женский монастырь города егорьевска московской области; настоятельницей назначить монахиню иларию (иляхинскую) с возложением наперсного креста по должности».

13 апреля, в исторический для обители день, у врат монастыря владыку встречала настоятельница монахиня илария, благочинный церквей егорьевского округа игумен никодим (лунев) и глава егорьевского района м. т. лавров.

его высокопреосвященству сослужили благочинный монастырей московской епархии епископ серпуховской роман, благочинный церквей егорьевского округа игумен никодим (лунев) и духовенство егорьевского благочиния. на малом входе владыка митрополит возвел монахиню иларию (иляхинскую) в сан игумении и к празднику святой пасхи наградил духовенство богослужебными наградами.

прекрасная по своему внешнему и духовному величию служба собрала множество православных людей егорьевска. несмотря на будничный день, храм был полон молящихся.

по окончании богослужения митрополит ювеналий обратился к присутствующим богомольцам с архипастырским словом:

«ваше преосвященство, всечестные отцы, дорогая матушка игумения илария, уважаемый михаил трофимович, дорогие и возлюбленные братья и сестры! причастников и причастниц поздравляю с принятием святых христовых таин и всех вас с этим историческим событием, которое сегодня совершилось — возведением в сан игумении второй настоятельницы после игумении олимпиады, матушки игумении иларии. рад, что за этой божественной литургией я усердным труженикам егорьевского благочиния вручил патриаршие награды к празднику святой пасхи, и дай бог, чтобы наше духовенство с усердием продолжало свое спасительное служение святой церкви. уже немного осталось времени до завершения спасительного поприща святой четыредесятницы, впереди страстная седмица воспоминаний о страданиях христа спасителя господа нашего иисуса христа. к этому времени мы подходим после спасительного подвига воздержания, покаяния и соединения с господом в таинстве святого причащения. дай бог всем нам, возлюбленные о господе, в радости душевной, с очищенной совестью, с просвещенным сердцем встретить светлое христово воскресение, которое каждому из нас должно напомнить о жизни вечной. трудно, наверное, это представить каждому человеку в своем сознании. но радостно последовать церкви христовой, которая учит, что душа человеческая бессмертна, что после нашей земной кончины нас ожидает жизнь вечная, и да сподобимся все мы в царствии небесном вечной блаженной жизни со христом.

6 октября этого года исполнится 3 года, как возобновилась монашеская жизнь в этой святой обители. хочется сказать, что много людей, которые посвящают жизнь разным трудам на земле, но те, которые созидают храмы, монастыри, остаются в бесконечной памяти святой христовой церкви. хочется в связи с этим сказать, что никифор михайлович бардыгин, бывший глава этого древнего града, помимо того, что был выдающимся политическим деятелем и предпринимателем, оказался прекрасным, добрым христианином, потому что по его идее и его произволению доброму здесь пожертвована была земля, где храм был при кладбище, а потом его благочестивая супруга, мария владимировна, думая о вечной жизни, о спасении души, начала созидать монастырь. но господь не судил ей долго жить, потому что болезнь преждевременно свела ее в могилу. а муж исполнил ее благое намерение: построил монастырь и троицкий храм расширил, и сегодня мы празднуем престольный праздник придела в честь прп. марии египетской. сегодня хочется особенно сказать, что первая игумения открытого в 1900 году монастыря была благочестивой. мать олимпиада так трудилась, что никто не мог, не зная ее, сказать, что она настоятельница, игумения, потому что она всем подавала пример в исполнении послушаний и трудов. она учила личным святым примером своей жизни. она была похоронена здесь, где имеется надгробие. а вверху было изображение на стене христа спасителя, после умовения им ног своим ученикам перед тайной вечерию. и было начертание из его слов: „аз бо дах вам пример, да и вы творите такожде“ (ср. ин.13:14–15). и хочется в связи с этим сказать, что игумения олимпиада исполнила это назидание и слова спасителя, показывая всем пример служения, особенно престарелым женщинам, ибо здесь был приют. все это я сказал для того, чтобы напомнить всем нам святую историю этой земли, этого града и этой святой обители. мы знаем, что ее судьба была такой же, как и многих святынь в россии, когда закрыт был монастырь, когда осквернены были святыни. а вот на нашу долю, дорогие братья и сестры, выпала святая миссия восстановить не только стены, но и души людские, омраченные атеизмом. как я сказал, 6 октября три года исполнится, как открыта обитель, и конечно, имея в виду отсутствие у церкви достаточных материальных средств, можно только господа возблагодарить, что не останавливаются реставрационные работы в этом храме. здесь, можно сказать, мы уже в благолепии молимся, по сравнению с тем, что я застал, когда этот храм сначала частично, а потом и полностью был передан церкви. на сегодняшний день монашеская сестринская община немногочисленная. и одной из причин является то, что нет еще условий для жизни монастырских сестер, поскольку передана здесь только часть церковных построек. мы с терпением будем ожидать, когда, с божией помощью, разрешится и эта проблема. но сейчас вам, дорогая матушка игумения илария, предстоит продолжать ваши усердные труды и по возрождению монашеской жизни, укреплению ее, и для того, чтобы всякий, кто считает этот храм приходским, каждый паломник, который будет переступать порог этого монастыря, назидался в вере, укреплялся в благочестии, получал облегчение души своей во всех обстоятельствах своей жизни, когда он будет посещать вашу обитель для молитвы. я очень рад, что в этот торжественный и радостный день мы здесь не одиноки, с нами и глава города. и я надеюсь, что мы и впредь, как это имеет место в отношении александро-невского собора, так и в отношении этого монастыря, будем получать от вас, уважаемый михаил трофимович, реальное внимание для возрождения церковной жизни. я рад, что вы, возлюбленные братья и сестры, несмотря на то, что в городе рабочий день, прибыли сюда сегодня для молитвы, чтобы разделить сегодня с нами радость о продолжении церковного возрождения. и с этими мыслями я хочу вручить матушке иларии этот игуменский посох, как символ ее духовной власти в этой святой обители. а сейчас, возлюбленная игумения илария, прими сей жезл, им же утверждей паству твою, да правиши, якоже и слово имаши отдати за ню нашему богу в день суда».

в ответном слове настоятельница поблагодарила владыку за оказанное высокое доверие и преподнесла икону преподобномучениц антонины и надежды, подвизавшихся в этой обители.

по окончании богослужения в егорьевской обители владыка совершил поездку в александро-невский собор и осмотрел ход реставрационных работ.

затем владыка и гости направились в казанский монастырь села колычево. в надвратном храме монастыря владыка митрополит совершил чин возведения монахини марии (макаровой) в сан игумении и вручил ей игуменский посох.

по окончании торжественного чина в присутствии множества прихожан владыка сказал проникновенное слово о казанской обители и ее судьбе:

«ваше преосвященство, всечестная игумения мария, дорогие и возлюбленные братья сестры! я очень рад, что вновь посещаю казанскую обитель сегодня со святой миссией, чтобы возвести в сан игумении настоятельницу монастыря монахиню марию, что и совершу сейчас по божией воле. из многих монастырей нашего подмосковья эта обитель, можно сказать, внешне в самом убогом состоянии, но господь смотрит на сердца людей, господь обитает там, где есть смирение, где есть терпение. мы начинаем сегодня праздновать память преподобной матери нашей марии египетской, что напоминает нам, что не под золотыми куполами проходил ее подвиг, а в пустыне, в смирении, покаянии, и через это стяжала она великую благодать у бога, и при жизни старец зосима даже видел чудеса, исходящие от преподобной марии и связанные с ее святой личностью и подвигом. для вас, дорогая матушка игумения, особый подвиг в этом святом месте, потому что перед вашими глазами расположены жилища 600 больных людей, которые, может быть, в первую очередь нуждаются в любви, в милосердии, и, что самое главное, в молитве. я надеюсь, что под тяжестью креста своего вы не согнетесь, не сломитесь, а укрепитесь в вере, в любви, в служении ближним, и через это стяжете благодать божию. я очень рад, что мне приходилось здесь, в этом святом месте, в этом храме, отмечать день своего тезоименитства в день памяти святителя ювеналия, патриарха иерусалимского. и я прошу ваших святых молитв, желаю развития монашеской жизни, и многой помощи божией в вашем предстоящем служении. а сейчас, возлюбленная игумения мария, прими сей жезл, им же утверждей паству твою, да правиши, якоже и слово имаши отдати за ню нашему богу в день суда».

после окончания осмотра казанского монастыря владыка митрополит направился в древний николо-радовицкий монастырь. этот «дом» святителя христова николая, основанный в xv веке, на протяжении 70 лет подвергался надруганию и полному разрушению. множество богохульных группировок в дни святого христова воскресения совершали в нем кощунственные дела. казалось что этому беспределу не будет конца, пока владыка митрополит не назначил сюда игумена августина (французова) и ходатайствовал о возобновлении на этом месте монашеской жизни. в самый первый приезд митрополита ювеналия не было места, где бы можно было совершить божественную литургию и владыка совершал ее под открытом небом. по окончании литургии владыка обратился ко всем с архипастырским словом, в котором сказал что за три года монастырь сей — дом святителя николая будет восстановлен. однако, спустя год был восстановлен надвратный храм святых апостолов петра и павла, который напоминает приезжим петропавловский шпиль г. санкт-петербурга. в тот же год по благословению владыки ювеналия был возвращен чудотворный образ святителя николая чудотворца. а спустя год неслыханным чудом стало полное восстановление и великое освящение главного монастырского собора рождества богородицы.

в богородице-рождественском храме его высокопреосвященство обратился ко всем собравшимся с архипастрырским словом:

«ваше преосвященство, дорогой отец августин, всечестные отцы и братия! когда радовицкая обитель была передана церкви, она находилась в руинах, и по человеческим силам трудно было даже представить, с чего и как начинать. но предстательством святителя христова и чудотворца николая мы уверенно, поэтапно идем к возрождению этой древней намоленной святыни. но есть у нашей миссии еще другая задача — духовное возрождение, которое дается гораздо труднее, чем реставрация порушенных зданий. эта задача возложена в этом святом месте на вас, дорогой отец игумен августин, собрать достойную братию, священнослужителей для постоянной молитвы здесь, и духовно окормлять тех, которые и паломничают сюда, и которые избирают это место как приход, как место для постоянной молитвы. за каждого человека мы несем духовную ответственность, и господь взыщет с нас за потерявшуюся овцу, или за ту, которую мы не приведем в ограду церковную. поэтому при возрождении храмов, возрождении стен обратите особое, пристальное внимание на духовную жизнь. на пастырскую жизнь, на просвещение тех, которые обращаются к вам. не всех вы можете считать своими прихожанами, но за всех господь пролил свою бесценную кровь на кресте и искупил их. ппоэтому мы должны, если они не приходят к нам, взывать ко господу о смягчении их сердец, об их обращении к господу. и в первую очередь конечно нужно показывать личный пример своей жизни. проповедь жизнью — самая сильная, непреложная проповедь, доходящая до сердец людей. и, напротив, жизнь не соответствующая евангельским заветам, отталкивает людей от церкви и от веры, и это наш непростительный грех. я рад сегодня видеть всех вас, возлюбленные, это сегодня мое уже третье посещение в егорьевской земле обителей, и здесь я всю душу свою полагаю на то, чтобы в прежнем величии, в прежней духовной славе был восстановлен монастырь, и привлекал к себе паломников не только из близлежащих сел и города егорьевска, но и со всей россии, потому что это древняя всероссийская святыня. пусть святитель николай сам ведет нас ко спасению и возрождению этой святой обители. а сейчас, возлюбленный отец игумен, прими сей жезл, им же утверждей паству твою, да правиши, якоже и слово имаши отдати за ню нашему богу в день суда».

за общей монастырской трапезой, которая состояла из чая и ягод собранных монахами обители, архипастырь обсудил со строителями и реставраторами монастыря проблемы и задачи по восстановлению обители.

11 августа текущего года владыка вновь посетит древний монастырь. это будет святительский визит с освящением еще одного, самого древнего, восстановленного храма в честь святых богоотец иоакима и анны. и в том, что он к этому моменту предстанет в своем благолепии уже никто не сомневается.

владыка митрополит в своем архипастырском визите на егорьевскую землю укрепил духовно монашествующих и священнослужителей, которые, в свою очередь, приняв благословение святителя, получили залог ответственности за слово божие и несение своего креста.