Новости Майкопской и Адыгейской епрхии

/assets/images/Articles/-2013-/04/03/mini_pokaianie.jpg Таинство Покаяния: история и современность

26 Сентября 2017

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле,

то будет связано на небе; и что разрешите на земле,

то будет разрешено на небе. Мф. 18, 18.

Таинство покаяния – исповедь в христианском его понимании - было установлено самим Спасителем (Ин. 20, 21-23; Mф. 16, 19; 18, 17-18). Из Ветхого Завета нам известно, что покаяние вначале выражалось в определенных очистительных обрядах, посте и тому подобным. Позже пророки возвысили понятие о покаянии и говорили, что кроме внешних действий, Бог ждет от народа сердца сокрушенного и смиренного (Пс. 50, 19), а так же перемены жизни к лучшему (Ис. 1, 16—17; Иез. 33, 14—15). Священное Писание ВЗ нам говорит об исповеди Каина (Быт. 4, 13), Моисея (Исх. 32, 31), Давида (2 Цар. 12, 13). В Евангелии покаяние понимается уже не просто как раскаяние или сожаление о грехах, но и как возрождение, изменение ума, жизни (μετανο?α), т.е.всего существа человека.

В апостольские времена покаянная практика выражалась чаще всего в публичной исповеди (Иак. 5, 16). Так же параллельно существовала и тайная исповедь священнослужителю, наставнику в монашестве или же опытному мирянину.

Во II и III вв. о существовании публичного покаяния пишут многие св. отцы, например, Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Киприан Карфагенский и другие. В III в. покаяние было подробно регламентировано для так называемых падших (lapsi), то есть отрекшихся от Христа во время гонений на христиан со стороны имперской власти, но впоследствии вновь вернувшихся в церковь. Для них определено было несколько степеней покаяния, это: плачущие (προσκλα?ωντες), слушающие (?κρο?μενοι), припадающие (προσπιπτοντες, ?ποπ?πτοντες) и предстоящие, или купно стоящие (συνισταμενοι). «Плачущие», стоя на коленях во внешнем притворе храма, просили входящих в церковь молиться о них и ходатайствовать о скорейшем принятии в общество верных. «Слушающие» же стояли во внутреннем притворе храма, впереди оглашенных, и вместе с ними выходили из храма в определенный момент богослужения. «Припадающие» стояли уже в самом храме, но при входе, перед вдовицами и старцами; по выходе «слушающих» они «припадали» в земном поклоне и исповедовали грех свой, а затем удалялись из храма. «Предстоящие» занимали в церкви место слева впереди и отличались от верных лишь тем, что не могли делать приношений в церковь и причащаться Святых Христовых Таин. Публичному покаянию в древней церкви подвергались не только lapsi, но также впавшие в ересь и в особо тяжкие грехи, например, убийство и блуд.

Грехи, при совершении которых необходима была публичная исповедь, были: святотатство, убийство, блуд, кровосмешение, оскорбление императорской власти и фальшивомонетничество. Так как публичная исповедь перед обществом представляла значительные неудобства, то с половины III в. в церквах был учрежден особый чин священника-духовника (πρεσβιτερος επ? της μετανο?ας, poenitentiarius), который наедине выслушивал исповедь. На Востоке публичное покаяние было отменено около V в., на Западе же оно прекратилось не ранее VII века. Место его занимают усиленные молитвы, особые дела благотворительности и другие подвиги благочестия, совершаемые под надзором и руководством пресвитера, и, в крайнем случае, — отлучение от причащения на тот или другой срок.

Постепенно создается в Греческой Церкви и по сию пору существует институт духовников – опытных священнослужителей, которые имеют специальную грамоту от правящего архиерея, разрешающую совершение таинства исповеди. Таким образом, мы подходим, собственно, уже к проблематике современной исповеди. Прежде чем говорить о некоторых особенностях или, если хотите, некоторых проблемах покаянной практики, на наш взгляд необходимо коснуться общего положения вещей в современной церкви.

На Юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» сказано, что «православие не является «национально-культурной принадлежностью» Восточной Церкви. Православие – это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских».

Сегодняшнее состояние Православной Церкви характеризуется сложными процессами общечеловеческого развития и изменившимися соотношениями в духовно-нравственной и социально-общественной сфере бытия. Мы живем в новом для Церкви историческом времени, когда Церковь возвращается к самостоятельному существованию во внерелигиозном или даже антирелигиозном обществе. В результате глубокого кризиса социально-политического строя в нашей стране в 20-м веке, религиозные духовно-нравственные традиции в основном были утрачены. Многие формы общественных отношений и мировоззрения больше не являются христианскими. Утеряны некоторые благочестивые христианские традиции.

Не вызывает сомнения, что подавляющее большинство граждан России считают себя православными верующими. Но, несмотря на высокое доверие наших сограждан к Русской Православной Церкви, православное христианство остается в сознании людей как национально-традиционная культурная надстройка. У подавляющего большого числа верующих имеется все же низкий уровень знаний о христианской вере и церкви. Частым явлением стало обрядоверие при отсутствии приоритетов в нравственной и духовной жизни. С сожалением приходится констатировать факт ошибочного восприятия православия вплоть до магического. Распространенным стало и потребительское отношение к Церкви.

В послании всем верным чадам Русской Православной Церкви нерковного возрождения, на котором главное внимание было уделено восстановлению старых и открытию новых храмов, монастырей, духовных школ. Мы вступаем в новую эпоху, когда от количественного роста необходимо перейти к качественному, когда основное внимание должно быть уделено воссозданию человеческой души. Главная и неизменная забота Церкви – спасение людей, не только постоянных прихожан, но и тех, кто ищет свой путь к Богу. Нужно, чтобы каждый пришедший в храм почувствовал себя в родной среде, ощутил любовь и заботу священнослужителей и мирян. Пастыри не должны забывать о том, что их личная святость может привести к вере тысячи людей, так же как и их пороки могут отвратить многих от Церкви». Наша задача сегодня – услышать призыв Освященного Архиерейского Собора и помочь уверовавшим в Бога осмысленно войти в жизнь Церкви.

Несомненно, покаяние является важнейшей частью духовно-нравственной жизни православного христианина. При этом нужно отметить, что исповедь и причастие - это два самостоятельных таинства, которые литургически не связаны друг с другом. С другой стороны, практика исповеди перед причастием существует в Русской Православной Церкви в течение достаточно долгого времени, хотя такой традиции никогда не было в Греческой Православной Церкви и Древней Церкви вообще. Возможно, что данная практика обоснована, потому что перед причастием человек должен очистить душу, примириться с Богом и своими ближними, простить врагов. Христос нам заповедал: «Прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой к жертвеннику» (Мф. 5:24). Исповедь –это некий акт примирения, а Евхаристия – наше приношение к жертвеннику.

Мы уверены, что исповедь должна, конечно же, быть регулярной у христиан, причем как у священнослужителей, так и у мирян. В то же время важно, чтобы исповедь не стала формальностью. По словам о. Александра Шмемана, исповедь не должна быть «билетом к причастию». Некоторые прихожане приходят на исповедь только для того, чтобы быть допущенным к причастию. Это, конечно же, не правильно. Исповедоваться нужно для того, чтобы осмыслить свои прегрешения, чтобы более глубоко посмотреть на себя и изменить свой образ жизни к лучшему.

В древней Церкви христиане причащались без исповеди, как обязательного условия допуска к причастию. Оно совершалось только для тех христиан, кто отпал от Церкви, которых необходимо было присоединить к церковному общению через публичное исповедование своих грехов. Все верные причащались без исповеди. Постоянно причащались, каждую неделю или еще чаще. Такая практика древней церкви сохранилась сегодня у священнослужителей. Перед службой священник вовсе не обязательно должен исповедоваться. Священнослужители причащаются всегда, когда служат, а исповедываются по мере духовной необходимости. Раньше это было нормой у всех христиан. Но постепенно такой образ жизни в христианском обществе проходит. По мере присоединения к Церкви большого количества язычников, и разрастания Церкви, уровень духовной жизни катастрофически снижается. Люди начинают причащаться редко, только в большие посты, а то и раз в году. Епитимии отлучают от причастия на годы, и очень многие могут причаститься только раз в год. Целый год они не причащаются, потом приходят к исповеди и причащаются, как на Пасху, а потом опять долго не приобщаются Святых Христовых Таин.

В синодальный период истории в России окончательно закрепилась новая, в каком-то смысле трагическая норма: таинство причастия соединилось с таинством покаяния неразрывно. В Русской Православной Церкви мирянин теперь не может причаститься без исповеди.

Это норма довольно поздняя. Так или иначе, в 16 и 17 веках в России еще можно было причащаться без исповеди, только в 18-м веке был наложен такой запрет. Естественно, когда перед причастием нужно было говеть (семь дней поститься, усиленно молиться, ходить в храм, исповедоваться) и только потом причаститься, причастие становится очень редким. Эта норма оборачивается другой стороной. Она была установлена для того, чтобы не допускать к причастию людей формально, чтобы нельзя было грешить и причащаться, чтобы христиане все-таки помнили, что причащаться можно только с чистой совестью. Но получается обратный результат: если нельзя причащаться без исповеди, будем причащаться редко.

Таким образом, мы видим, что таинство покаяния – исповедь до синодального периода не была обязательной перед причастием. Такого положения нет сегодня в других поместных православных церквях. Это произошло в результате обмирщения христианского общества. В синодальную эпоху в Русской Православной Церкви исповедь становится обязательной перед причастием Святых Христовых Таин и до сих пор исповедь остается обязательным этапом при подготовке ко принятию Святых Христовых Таин у мирян.

В моей скромной практике священнослужителя вопрос подготовки к причастию возникает в основном тогда, когда прихожанин осознает необходимость в регулярном, частом причащении, скажем, раз в неделю. Тогда возникает вопрос: «А как же готовиться к святому причастию?». Ведь в молитвословах зачастую написано, что надо неделю поститься, вычитать каноны, акафист, правило к святому причащению и прочее. В таких случаях я объясняю, что такая подготовка была необходима человеку, который не живет литургической жизнью, редко причащается, например, раз в год или по большим праздникам. Такой человек нечасто бывает в храме на богослужении, не постится положенные дни в среду и в пятницу и в другие установленные церковью постные дни. Тем самым отдаляясь от церковной жизни. И что бы восполнить хоть немного свое духовное делание, появились рекомендации такой практики длительного поста и чтений большого количества молитв, которые, по сути, совершаются на богослужении. Каноны – на вечернем богослужении, а молитвы к причастию в целом есть отражение смысла литургических молитвословий. Таким образом, христианину, который бывает регулярно на богослужении, живет литургической жизнью, мы рекомендуем перед причастием читать последование ко святому причастию и соблюдать постные дни установленные церковью. Если же причащаться каждую неделю и следовать рекомендациям, которые, как правило, написаны в конце молитвословов, то такие бремена будут весьма «неудобоносимыми» для мирян. Ведь потребуется поститься почти всю неделю и вычитывать непомерное количество молитв, а такое положение чуждо церковному установлению.

Еще несколько слов хочется сказать о личной практике исповедальной беседы. Перед таинством крещения взрослых мы проводим с каждым исповедальную беседу, которая проходит как исповедь, но без разрешительной молитвы. Человеку, изъявившему желание принять крещение, мы разъясняем основы православной веры, говорим о смысле покаяния, о необходимости и цели изменения своей жизни. При общении предлагаем проанализировать свою жизнь с нравственной точки зрения. На подготовку к исповедальной беседе дается обычно некоторое время, за которое человек сможет подготовиться. Такая практика оправдана и берет свое начало из древней церкви. Наряду с тем, что человек прикладывает внешние усилия в подготовке к крещению, т.е. получает необходимые знания об основах православной веры, он внутренне старается осознать свою жизнь, увидеть свои недостатки. При подготовке к исповедальной беседе оглашенный получает свой первый духовный опыт. Так он глубже сможет понять всю степень ответственности и важность своего выбора.

Из моей скромной практики священнослужителя я могу сделать выводы, что когда христианин, после принесенного покаяния, начинает жить литургической жизнью, регулярно причащаться Святых Христовых Таин, глубоко переживая Евхаристическую жертву, он утверждается в вере и становится способным вести истинно христианскую жизнь в этом мире.


Иеромонах Даниил (ЧАДАЕВ)

Использованная литература:

  • Документы Юбилейного архиерейского собора Русской Православной Церкви. // http://www.patriarchia.ru/db/document/400443/

  • Протопресвитер Александр Шмеман. Исповедь и причастие. (Доклад Св. Синоду Православной Церкви в Америке). // http://www.liturgica.ru/bibliot/ispoved.html

  • Шмеман Александр, прот. Введение в Литургическое Богословие. // http://www.golubinski.ru/ecclesia/liturgcont.htm

  • Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. Париж, 1947.

  • Пентковский А.М. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности //ЖМП, №2, 2001.

  • Балашов Николай, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. М. 2000.