Новости Майкопской и Адыгейской епрхии

/assets/galleries/3763/mini_m_IMG_0552.jpg Епископ Тихон совершил утреню с чтением Акафиста Божией Матери в Свято-Троицком кафедральном соборе

26 Сентября 2017

19 апреля 2013 года, в канун субботы 5-й седмицы Великого Поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Преосвященнейший Тихон, епископ Майкопский и Адыгейский, совершил утреню с чтением Акафиста Божией Матери в Свято-Троицком кафедральном соборе г.Майкопа.

Архипастырю сослужили: протоиерей Борис Малинка, настоятель Свято-Воскресенского храма г. Майкопа и духовник епархии; игумен Исидор (Гахария), штатный клирик кафедрального Свято-Троицкого собора; протоиерей Александр Афонин, настоятель Свято-Никольского храма г. Майкопа и секретарь епархии; иерей Георгий Кинцурашвили, благочинный Майкопского благочиннического округа; иеромонах Лазарь (Токарев), настоятель храма Державной иконы Божией Матери; иерей Георгий Нехаев, настоятель Свято-Георгиевского храма г. Майкопа; клирики собора.

***
Этот праздник не принадлежит к числу великих двунадесятых. Он не вошел в круг самых известных Богородичных икон. Он не оставил народной традиции, как Благовещение или Покров. А для Москвы этот праздник был не только днем ее рождения, сенью избрания первого патриарха, спасением от воинствующих иноверцев. Он стал символом Москвы как Дома Пресвятой Богородицы и Третьего Рима, хранимого ее Державой, как оплота апостольской Церкви и стольного русского города, в котором жили, молились, воевали, страдали, умирали и спасались сонмы человеческих душ, исповедавших неуклонно православную веру. С этого праздника началась история Москвы.

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы был установлен в Византии в честь чудесного спасения Константинополя в 626 году от аваров, персов и язычников-славян, напавших с суши и моря. После того, как патриарх с молитвами, возносимыми всем городом, опустил в воды пролива Влахернскую икону Божией Матери, омочив край мафория (покрывала), в котором изображена Царица Небесная, мгновенно поднялась буря и потопила вражеские корабли. Случилось это в субботу пятой недели Великого поста. Так явился новый церковный праздник во славу Божией Матери, именуемый «Похвалой Пресвятой Богородицы» и установленный в IX веке, между прочим, за неоднократные спасения Константинополя Богоматерью. Удивительно теплый, добрый, радостный, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист — греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни — риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.