Новости Майкопской и Адыгейской епрхии

/assets/images/Articles/-2015-/03/27/2/mini_photo04.jpg В канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы епископ Тихон совершил утреню с чтением Акафиста Божией Матери

26 Сентября 2017

Вечером 27 марта 2015 года, в канун субботы пятой седмицы Великого Поста, которая называется Субботой Акафиста или праздником Похвалы Пресвятой Богородицы, епископ Майкопский и Адыгейский Тихон совершил утреню с чтением Акафиста Божией Матери в Троицком кафедральном соборе г.Майкопа.

Его Преосвященству сослужили: клирик Троицкого кафедрального собора г.Майкопа игумен Исидор (Гахария), секретарь епархиального управления протоиерей Александр Афонин, настоятель Богородице-Державного храма г.Майкопа иеромонах Лазарь (Токарев), благочинный Первого Майкопского благочиннического округа иерей Георгий Кинцурашвили, клирики собора.

Завтра, в субботу пятой седмицы Великого поста, Владыка Тихон совершит Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста в храме Похвалы Пресвятой Богородицы хутора Красная Улька.

***

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы был установлен в Византии в честь чудесного спасения Константинополя в 626 году от аваров, персов и язычников-славян, напавших с суши и моря. После того, как патриарх с молитвами, возносимыми всем городом, опустил в воды пролива Влахернскую икону Божией Матери, омочив край мафория (покрывала), в котором изображена Царица Небесная, мгновенно поднялась буря и потопила вражеские корабли. Случилось это в субботу пятой недели Великого поста. Так явился новый церковный праздник во славу Божией Матери, именуемый «Похвалой Пресвятой Богородицы» и установленный в IX веке, между прочим, за неоднократные спасения Константинополя Богоматерью. Удивительно теплый, добрый, радостный, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист — греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни — риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.