Новости Майкопской и Адыгейской епрхии

8 Сентября 2014

Люди по-разному приходят к зрелому возрасту: одни оказываются в угнетенном состоянии и даже боятся надвигающейся старости, а другие спокойно и даже расчётливо готовят своё пенсионное будущее, а третьи (к сожалению, таких не так уж и много) обретают просветленность, и окружающие тянутся к ним, обращаются за советами. Но, так или иначе, каждого из нас ожидает старость. Часто прихожане Русской Православной Церкви задаются вопросом: а что происходит со священнослужителями, когда они достигают пенсионного возраста, иными словами выходят ли батюшки на пенсию. Так, недавно полноту нашей Церкви взволновало сообщение о том, что якобы всех без исключения священников по достижении 75-летнего возраста будут чуть ли не насильно отправлять на пенсию. Верилось в это с трудом, тем более, учитывая поддержку, оказываемую священникам и их семьям со стороны священноначалия Русской Православной Церкви. Сегодня мы публикуем материал из журнала «Нескучный сад», который, как нам кажется, прольёт свет на эту непростую тему.

Прот. Владимир Диваков: престарелых настоятелей не будут почислять за штат

Интернет взбудоражила новость: одного из самых уважаемых московских священников протоиерея Владислава Свешникова почисляют за штат. Тревога оказалась ложной, просто все священники, достигшие 75 лет, по новом правилам, обязаны подать прошение об освобождении от административных обязанностей. Зачем, и что это значит? Об этом журналу "Нескучный сад" рассказал секретарь Московской епархии протоиерей Владимир ДИВАКОВ.

21 марта заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) через своей аккаунт в Facebook поспешил успокоить общественность: известного духовника никто не собирается отправлять за штат, а слухи родились из некорректно понятого сообщения, опубликованного на сайте Богоявленского благочиния.

Как понимать новые правила, мы поинтересовались у секретаря Московской епархии и руководителя центрального благочиния города Москвы протоиерея Владимира ДИВАКОВА:

– Во-первых, речь идет не о священниках города Москвы, а о всех священнослужителях Русской Православной Церкви, обязанность подавать прошения об освобождении от административных обязанностей связано с поправками в Устав Русской Церкви и документом «О материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви», принятом на Архиерейском соборе в феврале 2013 года.

До этого подобные правила касались только архиереев, которые по достижении 75 лет были обязаны подавать прошение на имя Патриарха об освобождении их от должностных обязанностей. Когда архиерей такое прошение подавал, Синод Русской Церкви решал оставить его, или же почислить на покой. Теперь точно так же по достижении 75 лет каждый клирик обязан подать прошение на имя правящего архиерея.

Это не значит, что священника сразу же уволят, отправят на покой, и… «сиди - отдыхай»! Нет, ничего подобного. Его могут оставить настоятелем, могут перевести в почетные настоятели храма, назначить старшим священником.

Почетный настоятель отличается от обычного тем, что он по-прежнему возглавляет богослужение, руководит паствой, но административных функций уже не исполняет. Эти функции отходят к молодому настоятелю прихода. Такая практика на протяжении уже многих лет испробована как в Московской городской епархии, так и в Московской -областной, у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Владыка Ювеналий так и говорит: «Зачем нагружать работай людей, которым эта работа уже не по силам, которым нужно отдохнуть?» Тем более, что сейчас столько новых обязанностей: и социальное, и молодежное, и катехизаторское служение. Строительство новых храмов…

Пожилому человеку часто сложновато заниматься всем этим. Но служить, возглавлять богослужение – это его, это остается за ним. Раньше пожилые настоятели обычно сами, в частном порядке писали такое прошение. Бывали случаи, что батюшка уже не в силах трудиться, он уже с печалью смотрит на храм, который нужно ремонтировать, что-то делать, а заниматься всем этим нет сил. Такого настоятеля приводили под руки говорили: "Отче, вы бы написали бы прошение на почетного настоятеля" И кто-то подавал, а кто-то нет.

Теперь писать такое прошение вменили в обязанность. По уставу архиерей может и без всяких прошений любого священника отправить за штат, освободить от любой должности, вне зависимости от возврата. Это дело архиерея, у него всегда была такая власть, и никто ее у архиереев не отнимал.

В этом году новое правило в Москве коснется непосредственно человек пятнадцати священнослужителей, и в первую очередь меня самого. Я первый подал такое заявление, потому что я уже достиг 75-летнего возраста, мне Святейший Патриарх ответил: благословляю продолжить труды в тех должностях в которых я сейчас пребываю. Я думаю, что и с другими будет так же.

Подготовил Дмитрий РЕБРОВ

Оригинал статьи