Новости Магаданской и Синегорской епархии

Источник информации: Магаданская епархия
14 Декабря 2019
12 декабря 2019

12 декабря в актовом зале ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум» состоялась встреча гостей XX областных Рождественских образовательных чтений с: монаха Киприана (Буркова) и Сергея Фирсова, - со студентами высших и средних учебных заведений г. Магадана и Магаданской области.

Модераторами дискуссии выступили:

ректор Северо-Восточного государственного университета Роман Корсун

и директор Магаданского политехнического техникума Руслан Федорчук.

Также в работе дискуссии принял участие архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн.

Темой для обсуждения была выбрана тема Рождественских чтений «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ».

Открыл дискуссию Роман Петрович:

«Сегодняшняя тема с одной стороны обширная и с другой стороны конкретная. Потому что за любым широким словом всегда есть узкие смыслы. Есть о чём поговорить, потому что мир без войны, к сожалению сегодня так сложилось, невозможен. Вот тот глобальный вопрос, о котором нам стоит подумать и на который придется ответить.

Что может сделать человечество для того, чтобы войн не было, или по крайней мере их было как можно меньше? Безусловно война как понятие социокультурное исторически сопровождает человечество с того момента, как человек стал человеком: войны за ресурсы, за территории, за влияние…Сколько же войн реально произошло в нашей истории? Счёт идет на десятки тысяч вооруженных конфликтов, в частности за последние пять тысяч лет. А приблизительный подсчёт погибших стремится к четырём миллиардам человек. Конечно же такой урон человечество нанесло само себе. Всю свою историю человечество придумывало как убивать и что для этого произвести. Но ничего не сделало того, что могло бы реанимировать самого себя от этого явления. И в этом тоже парадокс. Но это глубинные смыслы.

А в нашем случае есть ещё конкретика вполне историческая. История нашей страны безусловно также пронизана военными историческими драмами, которые далеко не всегда были развязываемы по инициативе нашей страны. Очень часто приходилось защищать свою землю, свою территорию. Последнее войны, в которых участвовали, привели к колоссальным человеческим жертвам: это и Первая мировая война, и Вторая мировая война. И здесь конечно Вторая мировая война имеет для нас цивилизационное значение, и в нашей истории всегда будет Великой Отечественной войной, по причине огромных масштабов разрушений, гибели десятков миллионов людей, многие из которых являются нашими родственниками, и конечно исторической памяти, которой всегда в нашей стране уделялось большое внимание.

Но увы, проходят десятилетия, что-то забывается, на что-то мы смотрим по-другому, и понемногу историческая память начинает вымываться. Но еще хуже, когда для этого проводятся специальные действия, когда память мифологизируется, обрастает совершенно новыми ценностями, когда на мировую арену выходят псевдогерои и даже преступники. И к сожалению, сегодня мы это видим, когда героями называются те люди, которые ими не были, когда разрушаются памятники настоящим героям, когда переписывается история, и победители представляются тиранами и деспотами. Конечно же в этом самокультура, самоуважение и самовыживание.

Война и Церковь - это отдельный и очень важный вопрос. В советское время об этом не очень было принято говорить, когда у нас было атеистическое государство. А это, безусловно, несправедливо забытая страница нашей истории.

Есть о чём вспомнить…».

Об изменении восприятия войны в 20-ом столетии рассказал Сергей Львович:

«В двадцатом столетии отношение к войне изменилось. До этого времени война воспринималась, по крайней мере в верхних слоях европейского общества, как возможность расслабиться, как норма жизни, позволяющая приобрести богатство и славу. Возможности быть убитым были на последнем месте. То есть еще относительно недавно человечество воспринимало войну как норму. Это важный момент.

Сегодняшнее восприятие войны, мира и бытия как такового отличается. Действительно, глобальные изменения в отношении к войне связанны с XX веком, и прежде всего с войной, которая в русской историографии начала XX века называлась Отечественной войной. Я имею в виду Первую мировую. Повторяю, Первая мировая война называлась, как и война 1812 года, Отечественной. Первая мировая война стоила России достаточно многого, - человеческие потери составили 3 300 000 человек,- изменила сознание всей Европы. Закончили своё существование великие империи: Российская, Османская, Австро-Венгерская, Германская, - то есть мир глобальный изменился. Великой страной мира стали североамериканские Соединенные Штаты, ставшие одним из главных политических игроков. Плюс, безусловно, нельзя не учитывать и развитие техники.

Изменение восприятия к смерти связано и с тем, кстати говоря, что в русских традициях, как правило, восприятие смерти было для человека исключительно важным для понимания сути его жизни. Желательно было, чтобы человек умер мирно дома. А если он умер на поле боя, то желательно чтобы его похоронили и отпели по правилам веры. В глобальных войнах это оказалось невозможным. Смерть обезличивала целые массы, которые и не представляли раньше, что можно сбрасывать убитых в братские могилы.

Вторая мировая война в этом отношении стала еще более фатальной. Кстати говоря, XX век создал такой феномен как концентрационные лагеря. Человеческая жизнь потеряла в цивилизованном мире ценность.

Если рассуждать о глобальных потерях человечества в результате войн, вроде бы статистика небольшая. 5% населения погибло в результате войн. В аграрных цивилизационных обществах от насилия погибало 15%, иногда и более. Сегодня в войнах погибает меньше, - восприятие смерти изменилось.

Плюс, также повлияло развитие средств массовой информации и возможность получения информации о трагедиях.

Сейчас гораздо больше людей погибает от сахарного диабета, но и не это самое главная причина смертей. Самоубийство и дорожно-транспортные происшествия уносят гораздо больше людей чем войны.

Я хотел бы поговорить и о том, изменилась ли восприятие того, что мы называем героизмом.

ХХ век дал нам представление о том, что такое массовый героизм.

Последняя глобальная война, в которой погибло более 27 миллионов граждан Советского Союза, безусловно стала не только самой кровавой войной в истории нашей страны, но и по всей видимости самым главным событием, изменившим сознание жителей некогда единого государства.

И конечно же, чем больше времени уходит от тех событий, тем больше меняется и восприятие войны в новых поколениях, и тогда война представляется нами уже как некая схема, как нам преподают её в школе и вузе…».

О том, как правильно следует понимать значение патриотизма и его примерах говорил с присутствующими отец Киприан.

В ходе беседы, построенной на наводящих вопросах и данных молодыми людьми ответах, присутствующие пришли к определенному общему понятию патриотизма, как жертвенной любви к людям.

««Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя», - сказал Господь. И отец мой учил меня: «Сам погибай, а товарища выручай!». Причем безусловно, эта любовь должна проявляться не только на словах, но и на деле.

Так и на войне я видел разное. Видел и тех, кто призывал идти в атаку и биться, а когда начиналась стрельба, его от земли невозможно было оторвать, - страх парализовал.

И наоборот. Вот расскажу такой случай. Надо было взять кишлак, впереди шли 3 сапера: командир роты и два бойца с ним. Саперы идут впереди, проверяют отсутствие мин. И вот в один момент духи из автоматов открыли огонь по нашим саперам. Боец справа сразу падает замертво. Командиру попадает пуля в живот между бронепластинами. Он падает: «Мама, мама, мама». Действительно, перед боем думаешь о любимой, даже если у тебя ее нету, - и так теплее становится. А вот когда ранит: «Мама, мама, мама». И я кстати, когда у меня обе ноги оторвало тоже звал: «Мама, мама, мама». Так вот, третий боец был маленького роста, ему пуля попала в голову, видимо, разрывная со смещенным центром тяжести, и часть кости просто вырвало, - мозги были наружу. Но он, еще оставаясь в живых, видя бегущих духов и стонущего командира, заметил рядом неглубокую яму, в которой можно укрыться. И что он делает? Хватает своего командира и тянет его в эту яму. Когда их нашли, то увидели следующую картину: в этой яме лежал командир лицом вниз, и на нем лежал сверху вот этот боец. Причем не просто лежал, а вытянулся неестественным образом, пытался закрыть своего командира. Его застрелили, он погиб, но он спасал командира.

А что им двигало? Вот если бы он не любил своего командира, он стал бы его спасать? Здесь однозначная и очень конкретная ситуация. Он спасал его по любви. Не по долгу. На войне можно вести себя по ненависти, а можно и по любви.

Когда с тобой рядом другие ребята, и вы друг за друга стеной, - вот это по-настоящему. А если бы в моей роте люди не были бы готовы на жертвенную любовь ради спасения ближних, я бы ни за что не пошел в бой. По одной простой причине - подавляющее большинство будет спасать свои шкуры. И тогда нас всех перебьют. Только одно может спасти – это единство в бою, когда все стоят спиной к спине, плечом к плечу, и готовы за товарища отдать свою жизнь. Вот тогда мы непобедимы. Имейте это ввиду, наша страна до тех пор непобедима, пока мы едины и пока мы готовы на любовь».

Далее участники дискуссии ответили на вопросы присутствующих.

В конце встречи отец Киприан под гитару исполнил для присутствующих песню «Письмо любимой» и «Поговори со мной, трава».

Пресс-служба епархии