Новости Магаданской и Синегорской епархии

Источник информации: Магаданская епархия
15 Декабря 2017
15 декабря 2017

Уважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас на открытии XVIII областных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Актуальность темы форума определяется теми вызовами, которые ставит перед нами современный мир, и необходимостью своевременно и последовательно реагировать на опасности, которым подвергаются наши духовные и культурные традиции, нравственное и мировоззренческое наследие народов нашего Отечества.

Сегодня, в эпоху глобализации, от некоторых секулярных, лишенных религиозной мотивации политиков и известных людей мы слышим о так называемом «планетарном гуманизме», то есть внедрении единого мировоззренческого стандарта для всех людей на планете. И стандарт этот, по их мнению, должен быть основан на так называемых «общечеловеческих ценностях», т. е. на основе секулярной морали, неотъемлемой частью которой будет не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как наивысшей ценности.

И если Вольтер, подчеркивая значимость религии для нравственного здоровья общества, говорил о том, что «Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать», то либеральные гуманисты, болезненно реагируя на любые религиозные символы и упоминания о Боге, настаивают на другом выражении: «Если Бог и есть, о Нем надо умалчивать». По их мнению, Богу не место в сфере общественного бытия.

Мировая история демонстрирует нам утопичность и гибельность таких гуманистических теорий, построенных на искаженной антропологической парадигме, на отрицании традиционных ценностей, на отвержении религиозного идеала и ниспровержении богоустановленных моральных норм. До недавнего времени подобного рода теории могли быть воплощены в жизнь лишь отдельно взятой страны. Однако идея «планетарного гуманизма» опасна тем, что она претендует на мировое господство, заявляя о себе как о норме, которую должны принять и усвоить все люди, вне зависимости от своей национальной, культурной или цивилизационной идентичности.

С точки зрения христианства человечество до сих пор существует только потому, что в мире сохраняется стремление к добру. В современной либеральной философии отсутствует понятие греха. Оно провозглашает плюрализм поведенческой модели: любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате такого подхода стирается граница между добром и злом.

Вместе с тем, умение отличать добро от зла – это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако основная ценность свободы заключается не в способности выбирать между добром и злом, а в выборе добра. Апостол Павел в послании к Галатам пишет: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу.

Представители исторического секуляризма – деятели эпохи Просвещения, революционеры – выдвигали идею свободы, исключая из нее христианский смысл. Это привело к абсолютизации личной свободы человека, сведению ее к свободе выбора, а значит – и к возможности выбора в пользу зла. На практике эта абсолютизация вылилась в нравственный и аксиологический релятивизм.

Именно поэтому современное секулярное сознание не знает такого понятия, как «грех». Хотя в его лексиконе есть такие термины, как «преступление», «нарушение закона», «вина» и даже «моральный запрет». Но понятие «грех» для того, у кого нет и не может быть никаких абсолютных нравственных ориентиров или критериев, просто не может существовать. Понятие греха невозможно выразить в терминах светской этики, оно не может быть сведено к элементам системы моральных ориентиров. Секулярное сознание навязывает человеку представление о том, что всякая нравственность относительна, абсолютных моральных норм не существует и человек может сам создавать свою шкалу нравственных ценностей.

Однако у человека есть еще одна внутренняя сила – это нравственное начало. И если это начало отделить от религии, от Божественного начала, то нравственность неизбежно исчезнет. Как говорил Федор Михайлович Достоевский: «Если Бога нет... стало быть, все позволено».

Объяснить наличие нравственного закона внутри каждого человека – вне зависимости от степени его религиозности – с атеистической точки зрения невозможно. Попытки объяснить его культурной традицией или обстоятельствами жизни выглядят нелепо: ведь это чувство есть у любого человека в любом месте земли, это голос совести, который присутствовал в людях на протяжении всей истории человечества.

Если же оторвать нравственность от реальной жизни, то люди превращаются в животных, которыми движет только инстинкт. В самом деле, почему кто-то должен жертвовать собой во имя другого, почему кто-то должен отдавать что-то другому, когда логично стремиться к максимальному стяжанию? Не одухотворенная верой нравственность ущербна, ибо опирается на колеблющиеся и субъективно обусловленные основания, когда человек стремится сам быть «мерой всех вещей». Это мнение, имеющее очень давнюю историю, и сегодня продолжает выступать обоснованием либерального секуляризма.

История знает множество примеров, доказывающих ужасные последствия внедрения такой условной нравственности: это и приход к власти в Германии нацистов, которые объявили нравственным уничтожение евреев, и уничтожение в большевистской России верующих как «врагов народа». Восприятие нравственности как относительной, а не абсолютной категории, создает потенциал для всевозможных конфликтов, в том числе и вооруженных. И когда в руках человека находится такое опасное оружие, как атомное, нравственный плюрализм может обернуться для человечества трагедией.

Сегодня на наших глазах происходит дехристианизация жизни, разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав,противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. Традиционная мораль больше не имеет значения. Имеет значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы перестаем считаться и со свободой. Нравственность представляет собой свободу, уже реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие человека, что приведет к потере духовной и культурной идентичности и, как следствие, – самостоятельного места в истории.

Особенно яркий пример нашего времени – разрушение семейных ценностей. Известный религиозный и политический мыслитель XX века Иван Александрович Ильин писал: «История показала... великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи». Сегодня на наших глазах традиционную семью пытаются упразднить как отживший общественный институт. Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия всячески осмеиваются. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, абортов, гомосексуальных связей. Более того, последние уравниваются с традиционным браком. Все чаще и чаще поднимается вопрос: если человек свободен, то почему нужно ограничивать законом возраст вступления в сексуальные отношения? Разрушение семьи – это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений.

Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь посредством абортов, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть» при помощи эвтаназии. Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку нивелировать различия между пороком и добродетелью, между добром и злом.

В нашем современном мире используется ряд социально-психологических технологий, способных привести к манипуляции человеческим сознанием в самых важных вопросах. Так, например, современная концепция уничтожения человечества – «Окно Овертона». Всего за 5 шагов немыслимое становится действующей нормой. Сначала вы начинает об этом немыслимом говорить, и вот оно становится «всего лишь» радикальным. Второй шаг – радикальное превращается в приемлемое. Третий – приемлемое начинает рассматриваться как разумное. Четвертый шаг – от разумного до стандартного. И, наконец, пятый шаг – стандартное суждение превращается в действующую норму.

Именно так гомосексуализм стал нормой современного западного общества. Ведь еще в середине XX в. в большинстве европейских стран никто всерьез не верил, что возможна легализация т.н. однополых браков. А в 1989 г. в Копенгагене первый такой как бы брак уже был зарегистрирован. Ярчайший и страшный пример.

Вот почему мы должны предупреждать Россию от грядущих изменений человеческого сознания.

В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к губительным результатам. Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия, а она невозможна без религии, поскольку только религия дает человеку прочную нравственную основу, только в религиозной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях.

Для чего живет человек, на каких ценностях строится его жизнь – главнейший вопрос для представителей как секулярного, так и религиозного мировоззрений. И в конечном итоге, от ответа на него зависит будущее человечества: будут ли в обществе царствовать грех и вседозволенность, или же человек будет ориентироваться на абсолютные нравственные нормы, которые на языке религии называются Божиими заповедями.

Внутренний нравственный закон, вложенный Богом в человеческую природу, иррационален. Он опознается голосом совести, который у одних – сильнее, у других – слабее. Именно благодаря религии внутренний нравственный закон приобретает конкретные культурные и рациональные категории, обретает форму человеческого закона: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не осуждай. Все право основывается на нравственности. Если законы перестают соответствовать нравственной основе, то человечество от этих законов отказывается.

Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Молодые годы всякого нормально развивающегося человека – это самое трудное и ответственное время становления человеческой личности. Это время поисков жизненного идеала, время обретения нравственных опор существования, наконец, это острое неприятие несправедливости и несовершенства окружающего мира. Вспомните слова норвежского драматурга Генрика Ибсена: «Я стал бояться... страшно бояться юности... Юность – это возмездие». Дети, подростки и молодые люди в наши дни являются той частью современного общества, которая является наиболее духовно незащищенной и испытывает самые драматичные моральные перегрузки. Они как никто нуждаются сегодня в духовной поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того, какая система ценностей будет заложена в них сегодня, зависит развитие нашего общества в будущем.

Именно поэтому необходимо знакомить детей и молодежь с национальной базисной культурой своего народа, к которой относится, в том числе, и религиозная культура. В течение многих веков православная вера являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в подвигах русской святости, и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение, и в патриотических подвигах героев Отечества, и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека.

Вот именно из этой национальной базисной культуры произрастает система ценностей, национальных ценностей, которые формируют как личность, так и общество.

Школа всегда участвовала не только в интеллектуальном воспитании ребенка, она также активно формировала его личность. Сегодня, когда в образовательную сетку включены «Основы религиозной культуры», задачи школы еще более ответственны многогранны. Именно через религиозное образование в школе можно и нужно осуществлять нравственное воспитание детей, что в свою очередь, будет способствовать процессу создания сильной личности, крепкой семьи и, как следствие, – надежного государства.

Сегодня перед Церковью стоит огромная миссионерская задача, о чем неустанно напоминает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Необходимо также продолжение и расширение просветительской и воспитательной деятельности. В этом деле общественного спасения Церковь и школа являются добрыми соработниками. Задача современного образования научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, что несет ему современный мир, а с другой – быть способным сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохранить и нравственную систему ценностей.

Вызволить человеческую личность из объятий антикультуры, антихристианства, вернуть ее к Богу – это неотложная задача, которая стоит сегодня перед всеми нами. Уверен, что Рождественские чтения внесут достойный вклад в это дело.

Я сердечно благодарю гостей, преодолевших значительное расстояние для того, чтобы принять участие в работе форума: протоиерея Григория Григорьева, профессора, доктора богословия, доктора медицинских наук, заслуженного врача Российской Федерации и Михаила Игоревича Хасьминского, руководителя Центра кризисной психологии, созданного по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Патриаршем подворье храма Воскресения Христова на Семёновской, члена Общественного совета Федеральной службы исполнения наказаний России, члена консультативного совета при Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, члена рабочей группы Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Особую благодарность хочу выразить губернатору Магаданской области Владимиру Петровичу Печеному, мэру г. Магадана Юрию Федоровичу Гришану, сотрудникам регионального правительства, мэрии города, представителям системы образования и всем, кто уже многие годы принимает деятельное участие в организации и проведении Рождественских чтений.

Всемилостивый Господь да благословит наши труды, и да принесут они добрые плоды на ниве просвещения и воспитания. Благословение Божие да пребывает со всеми вами!

XVIII областные Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества» объявляю открытыми.