Новости Липецкой митрополии

Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/1162
18 Марта 2012
Опубликовано leonty в Вс, 18/03/2012 - 13:43


Статья подготовлена для Липецких епархиальных ведомостей,
опубликована в №8 за 2011 год


БЕСЕДЫ О ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЯХ
Похоть (Беседа 4)
По учению христианских подвижников, избыток одной греховной страсти дает начало другой. Если человек не борется с чревоугодием, увлекается объедением и винопитием, то в скором времени у него начинает развиваться греховная страсть блудной похоти. Об этом св. апостол Павел предупреждает: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф.5:18).
Сегодня масштабы развития блудной страсти во всем мире ужасают. На ее пропаганду не жалеют средств. Так называемая «сексуальная революция» (легализация распутства), в середине XX века охватившая западные страны, теперь переместилась к нам в Россию. С телевизионных экранов, со страниц журналов, из сети Интернет, по радио идет настоящая атака на добродетель целомудрия. В арсенале насадителей бесстыдства появились новые средства, коварно замаскированные под заботу о благополучии семьи. «Программа планирования семьи», «консультация молодежи по вопросам семьи и брака», «сексуальное просвещение школьников» - сразу и не догадаешься, что под этими невинными названиями действуют программы, целью которых является планомерное растление молодежи. Чистота, девственность, целомудрие высмеиваются. Совершающие грех блуда теперь кощунственно говорят, что они «занимаются любовью». Пропагандисты «сексуальной раскрепощенности» лукаво прикрываются рассуждениями о нормальности жизни без плотского воздержания: «все, что естественно, то хорошо», «так устроена наша природа, и не надо ей препятствовать», «человек имеет право на наслаждение». И вот уже пара старшеклассников одной из московских школ, вступившая в сожительство, на претензии педагогов с недоумением возражает: «Что в этом плохого? Мы же по взаимному согласию занимаемся любовью».
Попробуем разобраться в этом вопросе и рассмотрим, действительно ли безобидна похотливость и каков на самом деле вред от плотского распутства.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ СТРАСТЬ БЛУДНОЙ ПОХОТИ
В своей книге «Указание пути ко спасению» епископ Петр (Екатериновский) обращает внимание на Богом установленный порядок в семейных взаимоотношениях. При сотворении первых людей Бог вложил в них побуждение к распространению рода: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.1:28). К этому побуждению Бог присоединил особенное чувственное удовольствие, которое тесными узами любви соединяет мужа и жену, услаждает горести земной семейной жизни, делает вожделенным рождение и воспитание детей. Без этого чувственного удовольствия было бы отвратительно совокупление мужа с женой, которые никогда не стали бы делать такое дело, которое сопровождается невольным чувством стыда. Тем более что рождение детей для женщины бывает крайне болезненно, а последующее воспитание детей от отца и матери требует много тяжких забот, трудов и беспокойств. Следовательно, чувственное удовольствие должно по замыслу Творца побуждать родителей к деторождению. Однако целью данной Богом детородной способности является не простое размножение людей на земле, но умножение людей благонравных, которые бы достигали высших нравственных целей, были бы достойны наследовать в Царствии Небесном вечное блаженство в общении с Богом.
Для достижения такой цели необходимо, чтобы муж и жена соединены были неразрывным союзом супружества на всю жизнь, чтобы в крепком союзе любви они лучше помогали друг другу в разных духовных и материальных нуждах, не расходились, не оставляли друг друга в беспомощном состоянии; чтобы отец знал своих детей, и дети знали своих родителей; чтобы родители по любви к своим детям более заботились о физическом и нравственном воспитании детей, а дети по чувству благодарности питали и покоили родителей в болезни и старости.
При случайных же связях, рожденные вне брака дети не получают полноценного родительского воспитания, заботы и внимания. И тогда Божия заповедь о умножении благонравных людей не исполняется. Потому Закон Божий и здравый разум запрещают удовлетворение плотскому вожделению вне супружества и оценивают это как грех.
Таким образом, греховная страсть блудной похоти возникает тогда, когда человек по самолюбию своему ставит целью не деторождение и воспитание потомства, а получение одного только плотского чувственного удовольствия.
Поскольку человеческая нервная система устроена так, что один и тот же долго повторяющийся возбудитель со временем перестает ею восприниматься, чтобы не перегружать ее, то для активации нервной системы возникает потребность в смене возбудителя. Применительно к блудной похоти данное свойство нашей нервной системы объясняет возникновение разных видов плотских грехов. Похотливый человек, пресытившись плотским наслаждением, говорит, что ему надоело однообразие, и начинает придумывать новые способы разжигания своей страсти. Отсюда происходит блуд – случайные связи (неосвященное благодатной силой таинства брака совокупление холостого мужчины и незамужней женщины или нарушение целомудрия юношей и девушек до брака), прелюбодеяние – супружеская измена, изнасилование, кровосмешение между родственниками, мужеложство, скотоложство, разные плотские извращения. К порождениям блудной похоти относятся сквернословие (нецензурные выражения, матерная брань) и совращение с использованием порнографических передач, фильмов, книг.
Английский писатель Клайв Стэйпл Льюис (автор книг «Хроники Нарнии», «Письма баламута», «Сущность христианства», «Боль» и др.), наблюдая стремительный рост количества стриптиз-клубов, секс-шопов, с тревогой говорил о наметившемся в современном обществе ненормальном крене в сторону сексуального сумасшествия.
Как бы вы оценили группу людей, которая, например, платила бы большие деньги и с вожделением глядела на то, как на подиуме человек имитирует поедание несуществующей пищи, аппетитно вдыхает аромат воображаемого блюда? Вы скажете: они все – и зрители, и выступающий – ненормальные люди! Но вот в стриптиз-клубе глазеть на выступление, имитирующее совокупление, – это считается делом вполне нормальным и даже модным.
Или представьте себе продуктовый магазин, в котором продается пластмассовая колбаса, резиновый хлеб, искусственные фрукты. Да к тому же предлагается все эти несъедобные штуки вкушать не только ртом, но, скажем, носом или ушами. Вы скажете: это дикость! Но разве не дикостью, по сути, является атрибутика, предлагаемая покупателям в секс-шопах, интим-магазинах? Прав Клайв Льюис насчет серьезного повреждения рассудка у некоторых наших современников.
Федор Михайлович Достоевский не без сарказма говорил о странной способности людей мысленно выделить какую-нибудь часть человеческого тела и потом сходить от нее с ума – от формы глаз, изгиба бровей, профиля лица, силуэта. В припеве одной популярной в прошлом песенки так и говорилось: «Ах, эта родинка меня с ума свела, разбила сердце мне, любовь взяла».
Но ведь человек – это же не кусок аппетитного мяса! Человек – это чудесное соединение плоти и духа! И чувственное телесное удовольствие в общении мужчины и женщины – это лишь элемент, маленький красивый камешек в большой мозаике восхитительных переживаний, сопровождающих настоящую любовь. Но великая, настоящая любовь – это тема отдельного разговора. А пока лишь скажем, что гедонистически настроенный человек, акцентирующий свое внимание на получении чувственного удовольствия, страшно обкрадывает сам себя, лишаясь подлинного счастья и широкого спектра возвышенных духовных переживаний. Но если бы он только обкрадывал себя.
БЛУДЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРЕЖДЕ ВСЕГО ГРЕШИТ ПРОТИВ БОГА
Он обоготворяет свою страсть и, всецело порабощаясь ей, охладевает в любви к Богу, забывает Его. А тело свое, которое, по слову Апостола, есть храм Божий, оскверняет распутством. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею?» (1Кор.6:15-16). «Вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:16-17).
Охваченные похотью к дочерям человеческим сыны Божии уклонились от праведной жизни и развратились. Это привело сначала к резкому сокращению продолжительности человеческой жизни, а затем к Всемирному Потопу (Быт.6:2-7).
Жители плодородной долины Сиддим развратились, отвернулись от Бога, предались плотским извращениям и насилию, дерзнули даже посягнуть на двух посланников Божиих Ангелов, которых гостеприимно приютил в доме своем праведный Лот. За это блудные города, главными среди которых были Содом и Гоморра, были сожжены огнем небесным, а цветущая долина, выгорев дотла, превратилась в Мертвое море (Быт.19:1-25).
Богатырь Самсон, прельстившись блудницей Далилой, нарушил все данные Богу обеты назорейства и, утратив свою сверхъестественную силу, был коварно предан любовницей в плен врагам филистимлянам и ослеплен.
Мудрейший царь Соломон, угождая своим женам-язычницам, допустил в Иерусалиме идолопоклонство: «И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа» (3 Цар.11:5-6). За это его царство лишилось мира, подверглось возмущениям и в результате гражданской войны распалось на две части – Иудею и Израиль.
Апостол Павел предупреждает, что «ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10).
БЛУДНИК ПРИЧИНЯЕТ ВРЕД ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ
Он лишает счастья свою семью, возмущает мир в других семействах, губит невинность, наводит бесславие, расточает имущество, втягивает других людей в грех участием, примером, насилием и много другого зла причиняет людям. Возможно ли сосчитать по вине распутства все распавшиеся семьи, полусирот и сирот, погибших в абортах младенцев, убийства и самоубийства?
В одной высокорейтинговой телевизионной программе прозвучала история о том, как молодой человек, войдя со своей невестой в интимные отношения до свадьбы (увы, так теперь принято), ради остроты ощущений практиковал с ней сексуальные извращения. За пару дней до свадьбы во время близости с невестой, он, войдя в азарт, даже не заметил, что она задохнулась. Расчлененный труп невесты жених спрятал в багажнике автомобиля, на котором с ее же родителями долго ездил по городу, лицемерно помогал им «искать» ее. А потом тайно закопал в лесу. Изобличенный следователями, вынужден был во всем признаться, но не выразил ни капли раскаяния. И это называется «заниматься любовью»?
Своевременно необузданная похоть способна превратить человека в сексуального маньяка, коварного, жестокого и безжалостного. По вине блудной похоти каждый год в России гибнут в абортах 8 миллионов младенцев. По вине похотливых людей, стремящихся к удовольствиям, но не желающих воспитывать рожденных собственных детей, у нас в стране 5 миллионов беспризорников, а третья часть детей рождается вне брака. В результате количество русского населения не растет, а каждый год уменьшается на сотни тысяч человек. Мы едва ли ни единственная стремительно вымирающая нация в мире. Вот они - «замечательные» последствия программ планирования семьи и сексуального просвещения школьников!
Население России, самой большой в мире страны (17 075 400 кв.км), составляет 142 млн. человек. А в соседней с нами маленькой островной Японии (377 944 кв.км) проживает 127 млн. человек. Посмотрите на карту мира, сравните и вдумайтесь! Территория Японии в 45 раз меньше нашей, а народа проживает почти столько же. Рядом Китай (9 596 960 кв.км) с населением 1 млрд. 338 млн. Территория Китая почти в два раза меньше России, а людей живет в десять раз больше. Наша богатая природными ресурсами страна вызывает у многих зависть и желание чем-нибудь поживиться. Уже раздаются голоса, что Россия имеет слишком много территории. То, что страна создавалась многовековым трудом и подвигом наших предков, это никого не интересует (к сожалению, это глубоко безразлично сегодня и многим соотечественникам). В то время, когда численность русского населения каждый год неудержимо сокращается, нашей молодежи вместо правильного отношения к семье, к рождению и воспитанию детей навязывают стремление получать удовольствия любой ценой, пусть даже за счет гибели нерожденных детей и умножения числа беспризорников. При таком положении дел нам страну не удержать от вымирания. Для освоения ее ресурсов и развития нужны люди, много людей, хотя бы столько же, сколько в США (309 млн. человек). А для этого необходимо, чтобы в каждой русской семье рождалось не один-два ребенка, а четверо-пятеро детей, любимых своими родителями.
Вредит похотливый человек и самому себе, так как разжиганием блудной похоти помрачает свой разум, развращает сердце, расслабляет волю, расшатывает свою нервную систему, губит телесное здоровье целым «букетом» венерических заболеваний, самым страшных из которых является неизлечимый СПИД. «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела», - говорит апостол Павел (1Кор.6:18).
Унижаясь до скотского состояния, похотливый подвергает себя бесславию, угашает любовь и усердие к добродетели и всему духовному, лишается дерзновения перед Богом и надежды на Царствие Небесное, подвергает себя гневу Божию и осуждению на вечное мучение.
КАКИЕ СРЕДСТВА ПРЕДЛАГАЕТ ЦЕРКОВЬ ЧЕЛОВЕКУ В БОРЬБЕ С БЛУДНОЙ ПОХОТЬЮ?
Св. Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Нам предстоит подвиг против греха блуда, эта борьба более продолжительна, чем другие, постоянна и жестока. В ней весьма немногие одерживают совершенную победу. Начиная беспокоить с юного возраста, она не прекращается до тех пор, пока не будут побеждены прочие страсти. Поскольку нападение бывает двоякое, на тело и на душу, то и сопротивляться надо двояким оружием, иначе нельзя одержать победу, только если и тело, и душа будут бороться вместе. Одного телесного поста недостаточно для приобретения или сохранения чистоты целомудрия, если не будут предшествовать сокрушение духа и постоянная молитва против этого нечистого духа. Потом необходимы продолжительное размышление о Священном Писании с духовным разумением, труд и рукоделие, обуздывающие непостоянные блуждания сердца. А, прежде всего, в основание должно быть положено истинное смирение, без которого нельзя победить никакого порока».
1. В первую очередь необходимо охранять внешние чувства: зрение, слух и прежде всего осязание. Через них, по словам пророка, смерть входит, как через окна (Иер.9:21). При нечаянном взгляде на соблазнительные вещи тотчас надо отворачивать взор и отвергать нечистые помыслы.
Непобедим был царь Давид. Но однажды увидев в соседнем дворе купающуюся женщину, не отвел тот час взгляда, а продолжал смотреть на нее и не заметил, как похоть проникла в его сердце, овладела волей и сразила непобедимого. Заставила его сначала впасть в грех прелюбодеяния с чужой женой, а затем совершить грех убийства ее мужа (2Цар.11:2-27).
Благоразумие требует от нас строго контролировать свое внимание, периодически спрашивать себя: на что мы смотрим, что слушаем. Зная, что в Интернете есть соблазнительные сайты, ни под каким предлогом не нужно интересоваться ими. Заранее ознакомившись с программой телепередач, выбирать для просмотра только самое важное и нравственно безупречное. То же самое делать в отношении чтения книг и журналов, прослушивания музыки и песен. Святые подвижники говорят: как невозможно человеку держать в руках раскаленный уголь и при этом не обжечься, так, не возможно приняв в свой ум соблазнительные мысли, не опалить душу разжжением блудной похоти.
2. Далее, необходимо обуздание воображения, чтобы оно не разгорячалось и не наполнялось сладострастными мечтами, от которых похоть, как искра от ветра, может разгореться и превратиться в сжигающее пламя. Не впадать в мечтательность, гнать от себя нелепые фантазии. Заниматься плодотворным умственным трудом, а не убивать время пустой игрой воображения.
3. К этому нужно прибавить строгую умеренность в употреблении пищи и питья, а также строгость в содержании тела, запрет спиртных напитков, которые сильно воспламеняет блудную похоть. Строгость в содержании тела. И, наконец, избегание всего того, что сильно возбуждает страсть и привлекает к плотскому влечению, какими могут быть худое сообщество, вольное и фамильярное обращение с другим полом, нескромные разговоры, соблазнительные зрелища, непристойные танцы и тому подобное.
4. Сильным благодатным средством в преодолении блудной страсти является сердечная молитва к Богу, памятование о вездеприсутствии Божием, благоговейное участие в Таинствах исповеди и Причащения, молитва к Приснодеве Марии, к тем святым, которые выдержали сильную борьбу с плотской похотью или претерпели мученичество за целомудрие (преп. Мария Египетская, мц. Екатерина, мц. Варвара, преп. Моисей Угрин).
5. Еще одним необходимейшим средством является смирение, соединенное с надеждой на Бога. Смирение по свойству своему парализует всякую страсть в душе, охлаждает жар похоти и привлекает в душу благодать Божию, которую Бог дает только смиренным (1 Пет.5:5). Святые подвижники давно приметили, что за скрытую гордыню, излишнюю самонадеянность и за осуждение других Бог часто наказывает отъятием Своей благодати, и человек, оставленный самому себе, впадает в плотской грех. Потому Блаженный Иероним пишет Непоциану: «Не надейся на прежнюю чистоту. Ты не можешь быть святее Давида, мудрее Соломона. Всегда помни, что женщина жителя рая выгнала из его владения».
6. Важным предохранением от плотского греха служит также и врожденная стыдливость, которую родителям и воспитателям юношества надобно стараться поддерживать и охранять от всего того, что губит ее.
7. Надобно так же избегать праздности, сластолюбивой жизни, излишнего сна, покоя, неги тела. Физический труд, умеренное занятие спортом, жизнь трудолюбивая, постоянно занятая, очень много способствует нравственной чистоте. И напротив, праздность, безделье легко разрушают основания нравственности.
8. Для молодежи, которая еще не имеет богатого жизненного опыта, легко всем увлекается, импульсивна, не привыкла заглядывать далеко в будущее и живет нынешним днем, полезно научиться взвешенно принимать решения.
Однажды на встрече с профессором Московской духовной академии Михаилом Михайловичем Дунаевым школьные учителя спросили, как можно убедить молодежь не грешить? Ведь над запретами молодые люди смеются, старших не слушают: улица им все разрешает. Православный ученый посоветовал обращать внимание на то, что молодежь в силу неопытности не умеет просчитывать свои шаги далеко вперед, не думает о последствиях. Поэтому старшим людям надо им в этом помогать. В качестве примера он предложил притчу о рыбе-карасе. Плавает карась в озере и вдруг видит, перед ним червячок вкусный так соблазнительно извивается. Карась раскрыл рот, клюнул и попался: внутри червячка оказался крючок, а крючок привязан к леске, леска к удилищу, а удилище держит в руках хитрое существо под названием рыбак. Рыбак выдернул карася из озера и опустил в ведро, а из ведра не в озеро кинул, а на раскаленную сковородку бросил. Вот так и юноша, например, придя на дискотеку, увидит, как соблазнительно извивается в танце какая-нибудь красотка, и, засмотревшись «клюнет» на нее. А там дальше - больше. Ссора, затем драка с ее ухажером. Тайные свидания, муки ревности, разоблачения, незапланированная беременность, аборт, измены, венерические болезни, бесславие, презрение и насмешки окружающих, отчаяние и т. д. И чем все завершится? Тем, что ловец-дьявол в конце концов швырнет этого юношу в геенский огонь.
Братья и сестры, вооружимся против блудной страсти смирением, терпением, молитвой и бдением над помыслами. Как змея, запертая в сосуде, от голода умирает, так и похоть воздержанием и терпением будет подавлена. Никакая страсть сама собой не прекращается, а побеждается только противоборством. А что делать, когда плотские искушения долго не проходят?
Если Господь будет нас держать длительное время в этой борьбе с греховной страстью, то надобно нам помнить, что делает Он это для предохранения нас от гордыни – недуга дьявольского (2Кор.12:7-9) и чтобы дать место подвигам, дабы по мере подвигов и заслуг воздать большую награду в будущей жизни.
Если же кто-то решит, что не стоит бороться, в том похотливость, разрастаясь все более и более, даст начало греховной страсти сребролюбия. Но это – тема следующей беседы.
Протоиерей Олег БЕЗРУКИХ,
кандидат богословия