Новости Липецкой митрополии

18 Декабря 2015

В этом году Русская Православная Церковь отмечает 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Выбор святого князя лег в основу формирования уникального духовно-культурного фундамента России. Однако сегодня в среде православных приобретают некоторую популярность неоязыческие движения. Мы обратились к Владыке Никону с просьбой прокомментировать это явление.

Владыко, идеологи неоязычества заявляют, что Православие не является отеческой верой, и поэтому мы должны вернуться к почитанию языческих богов, которым прежде Крещения Руси покланялись славянские племена. Как Вы прокомментируете подобное мнение?

– По своей сути такое явление, как язычество, – это плод глубочайшего заблуждения и падения человечества, на долгие годы утратившего связь со своим Творцом. Поэтому ложными являются и их аргументы. Например, если главное свидетельство «истинности» своей веры современные язычники полагают в сроке ее «глубочайшей древности», то тогда не хотят ли они сказать, что «начало всех начал» было положено славянскими племенами? Или стоит разобраться: быть может, наши предки-славяне унаследовали чей-то ошибочный курс?

Да. Ведь сегодня многие не укрепленные в вере люди начинают колебаться под этим натиском на Православие. А подобное влияние может довести их до самого трагического для человека шага – отречения от Христа.

– Мне кажется, что навязываемые нам псевдоистинные «доказательства» могут иметь вес только в глазах тех людей, которые не понимают духовной сути своего земного существования. Поэтому всякому благоразумному человеку подобает разобраться как в корнях веры Христовой, так и в корнях воюющего с Ним язычества.

Если же говорить о «первенстве» и «древности», то справедливо было бы обратиться к истокам и задуматься: кому покланялись наши прародители – Адам и Ева? Пребывая в райских Обителях своего Творца и Бога, они имели возможность живого общения с Ним и были призваны стремиться к Его Совершенству. Действительно, изначально Господь так щедро наделил человека Своими дарами, так возвеличил его, что даже природа подчинялась ему.

Но отступление от Бога и грехопадение прародителей разрушило гармонию Божественного устроения мира, ум их потомков помрачился – попав в диавольский плен греха и порока, человечество потеряло свою свободу. И несмотря на то что до пришествия Христа на землю Господь указывал людям праведный путь через Своих пророков, массовое заблуждение и отступничество продолжало усугубляться. Совсем немногие из потомков, опираясь на ветхозаветные учения, подобно Адаму чаяли пришествия в мир Мессии, Который спас бы человека от вечной погибели, указав путь желающим возвратить утраченное общение с Богом и вернуться в Царство Отца.

А почему столь плачевно обернулась судьба иудейского народа? Ведь они следовали пророку Моисею?

– Вероятно, их следование было формальным, а сердца оставались далеки от Бога – евреи не искали ни исполнения Воли Его, ни утраченной связи с Ним. Тому подтверждение – золотой телец, которого, уподобившись язычникам, они сотворили себе для поклонения сразу же, как только всего на несколько дней потеряли из виду пророка Моисея.
Очень тяжелым было помрачение целых народов – потомков Адама, которые, предав забвению память о своем Творце, начали покланяться явлениям природы, стихиям, животным и другим идолам. Не исключением в толпе отступников стали и славянские племена. Поэтому нам нужно понимать, что поклонение языческим богам – это глубочайшее падение человека, это плод потери Божественного подобия и пленения грехом и пороком.

Все-таки люди не могут жить без Бога…

– Да. Каждая душа, будучи творением Божиим, всегда подсознательно ищет своего Творца. Без Него жизнь разумного существа не может быть полноценной. Об этом хорошо сказал Августин Блаженный: «Ты создал нас…, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Поэтому и излилась Милость Божия на погибающее человечество: ради его искупления из диавольского плена родился и отдал Себя на распятие Христос-Спаситель. Суть Его Завета – в обновлении ветхого Адама в Духе Истины, в возвращении человека к своему Богу-Творцу – к Тому, Кто искупил нас из власти диавола Кровью Сына Своего, дал нам, падшим, возможность вновь сделаться Его детьми.
Поэтому в основе пути и веры православного христианина – Слово Божие и Завет Христов, в котором нам указан путь выхода из тьмы языческой, путь исправления ошибок прародителей и воссоединения с сотворившим нас Богом.
А что может противопоставить Православию язычество, которое вновь пытается сбить с пути спасительного и разрушить подобающие взаимоотношения человека с его Творцом?

Неоязычники используют и другой аргумент: апеллируя к гордости человеческой, они утверждают, что язычники – «братья богам», а христиане – лишь рабы Божии…

– По своей греховной немощи человек прельщается легкими путями и «победами». Но какова их цена? Имеем ли мы право пред судьбами человечества забывать опыт наших прародителей? Не подобным ли образом диавол прельстил Адама и Еву, уверив их, что, вкусив запретный плод, они станут как боги? И какую «победу», послушав искусителя, обрели прародители и их потомки? Были бессмертные – стали смертными, были здравые – стали больными, были счастливы – стали несчастными. Поэтому если человек отпадает от своего Творца и Бога, то он не «брат богам», а пленник плоти, мира и дьявола.

Мы, христиане, называем себя рабами Божиими, потому что сказано: кто кому служит, тот тому и раб – или мы рабы Божии, или рабы греха. Третьего не дано.
Но ведь Сам Господь тех, кто верен Ему, именует совсем иначе: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца» (Ин 15:15), – а в Господней молитве «Отче наш» Спаситель учит нас обращаться к Богу как к Отцу. Давайте задумаемся: какая высокая честь дарована нам Свыше! Апостол Иоанн говорит: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему…» (1 Ин 3:1-2). И ведь действительно: человек призван стать сыном Божиим в своем полном уподоблении Христу и единении с Ним в Царствии Небесном, но это – тесный евангельский путь, которым нужно следовать самоотверженно.

Владыко, чего не хватает человеку для решимости избрать путь в Царство Отца и следовать путем Христовым? Ведь мы видим, что, презрев честь стать чадами Божиими, сегодня многие вновь готовы уклониться в язычество.

– В первую очередь людям не хватает веры и благоразумного осмысления того, что каждый миг своей жизни мы проживаем пред очами сотворившего нас, безгранично любящего Бога, Который желает нашего возвращения в Его Небесное Отечество. Но Он никогда не нарушит свободу человека. Потому что Путь Христов не знает принуждений – он должен стать личным осмысленным выбором каждого из нас.

Можем ли мы представить, чтобы наши прародители, Адам и Ева, находившиеся в непосредственном общении со Своим Творцом и Богом (от Которого могли усваивать Его Совершенство) вдруг отвернулись бы от Него и избрали себе для общения какое-нибудь каменное изваяние, природное явление и т.д.?

Прародители сделали неправильный жизнеопределяющий выбор, но не знали, что потеряют Бога и попадут в плен искусившего их диавола. Мотив этой ошибки, был подобен нашему сегодняшнему малодушию. Слишком сильным испытанием для Адама и Евы стало диавольское обольщение: без духовного труда, путем простого вкушения запретного плода, без содействия благодати Божией приобрести немыслимые способности. Но вместо этого они потеряли Царство Отца. Так и сегодня по своей греховности человек пытается достичь желаемого результата не путем смиренного, покаянного труда и примирения с Богом, а путем упования на магическую силу формального обряда.

Конечно же, легче катиться с горы, чем восходить на нее. Людям не хочется себя понуждать: проще «плыть по течению», не сопротивляясь своим греховным наклонностям и пристрастиям. Недаром в народе говорится: «Дурное дело нехитрое». Но апостол Павел предупреждает нас: «Блюдите, како опасно ходите» (Ефес 5:15)!

И если сегодня мы склоняемся к такому пути – это значит, что нам безразлична Истина, безразлично спасение души, безразлична Любовь Божия, безразличны нравственные ценности, ибо язычество не знает морали. А где нет морали, нет Любви; где нет Любви, там нет Истины; где нет Истины, там жизни пустота. Поэтому нам НИКАК нельзя пренебрегать трагическим опытом наших прародителей и «наступать на те же грабли». А прежде, чем делать выбор, нужно четко понимать, что мы выбираем.

Получается, суть веры определяет и евангельский смысл жизни человека: вернуться к сотворившему его Богу, к той полноте Богообщения, которую наши прародители имели в раю?

– Да. И в том беда язычников, что поклонение ложным кумирам уводит их от Отца и Бога на «страну далече», как в евангельской притче о блудном сыне.

Но, осознав свое бедственное положение, блудный сын все же вернулся в отчий дом, испросил прощение и обрел благорасположение родителя…

– Конечно же, Господь желает спасения каждой душе. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:15), – таким был первый призыв, с которым явившийся на землю Спаситель обратился к языческому миру. И милостью Божией многие языческие народы пришли к вере во Христа. А в их числе – и наши предки-славяне, которые, последовав примеру равноапостольных, княгини Ольги и князя Владимира, приняли Святое Крещение. Очистившись в этом Таинстве от уз первородного греха и диавольского плена, они обрели благодать Святаго Духа, восполнившую их связь с Творцом, прерванную грехопадением Адама.

Владыко, можно ли считать, что, приняв Святое Крещение, мы обретаем утраченную прародителями связь с Богом и автоматически становимся Его чадами?

– Подавая нам благодать Святаго Духа в Таинстве Крещения, Господь выводит нас из плена диавольского: отрекаясь от сатаны и служения ему, мы сочетаем себя Христу и рождаемся для Царствия Небесного. Но туда еще нужно дойти! В течение земной жизни человек призван вернуть сыновство Богу, исполняя Его заповеди, к чему нас и ведут евангельские основы веры Православной.

Облекаясь во Христа, младенец обретает связующую его с Богом Благодать – тот «мостик», который может привести его в Обители Небесного Отца. По вере своих крестных родителей ребенок получает и духовное «гражданство» и заповеди, которые проведут его Путем Христовым. Но выберет ли он этот Путь и последует ли ему, будет зависеть от него самого. Потому что, по сути, человек становится христианином только тогда, когда начинает наполнять все свои мысли и поступки смыслом Христовой Истины, когда посвящает Господу свою свободу. А до тех пор, пока мы не установим своих личных подобающих отношений с Богом, не увидим в Нем цели и смысла своего существования – мы остаемся подобными язычникам.

Иеромонах Серафим Роуз сказал, что если человек честно ищет Истину, то рано или поздно он придет ко Христу. И тогда Евангельская Правда победит все заблуждения в его сердце и сотворит его причастником радости духовной.

Поэтому нам нужно быть крайне бдительными, чтобы в своем, порой легкомысленном, отношении к жизни не пренебречь Любовью Божией. Об этом нас упреждает апостол Петр: «Со страхом проводите время [земного] странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа…» (1 Пет 1:17-19).

Давайте стремиться жить так, чтобы имя Божие в первую очередь прославлялось через наши мысли, чувства и поступки. Чтобы по слову апостола, мы могли всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (ср. 1 Пет 3:15). Чтобы нам всем своим существом свидетельствовать об Истине Христовой и любви к Нему, как о том свидетельствовала жизнь первых христиан, проповедующих Его среди разъяренного языческого мира.