Новости Курганской и Шадринской епархии
в варгашах возводится новый храм |
в варгашах никогда не было своего храма. люди ходили молиться в близлежащие сельские церкви. первый храм в рабочем поселке — в честь успения божией матери — появляется лишь в конце хх века. но к богу не бывает опозданий, и сегодня успенский храм — центр духовной жизни районного центра. скромный сельский храм, приютившийся возле громады местного элеватора, удивительно теплый, домашний, намоленный. даже не верится, что когда-то здесь была обычная рабочая столовая, а затем магазин и что-то еще, возникавшее в кутерьме лихолетья 90-х годов прошлого века. теперь все преображено, как будто храм стоял здесь всегда. настоятель успенского храма протоиерей виктор константинов улыбается: «с божией помощью у нас все получилось, хотя трудностей было немало... помню, пришел к хозяину магазина с просьбой передать старенькое здание под храм, а он говорит: «я сейчас жду лицензию на право торговать алкоголем. если дадут — останется магазин, не дадут — отдам под церковь». лицензию ему так и не дали, а мы стали своими силами, трудами прихожан перестраивать здание. сейчас никто и не помнит, каким оно было... спустя некоторое время тоже своими силами сделали новый пристрой».мы входим в храм, погруженный в дневную тишину, когда слышно потрескивание каждой свечи. здесь немало чудесных икон, переданных в дар храму местными жителями. но особо почитаемая — икона божией матери «достойно есть — милующая». это список с чудотворного образа, написанного в одном из афонских монастырей. по преданию, в х веке юному афонскому послушнику явился незнакомый инок, который во время всенощного бдения произнес доселе неизвестные слова молитвы божией матери: «достойно есть яко воистину блажити тя богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и матерь бога нашего». послушник попросил инока записать слова, но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. тогда дивный гость, назвавший себя гавриилом, записал слова на камне, который под его рукой умягчался, как воск. и после этого мгновенно стал невидим. с тех пор церковь воспевает архангельскую песнь «достойно есть», а икона, пред которою она была воспета, перенесена в карейский собор афонского монастыря, где пребывает и доныне. в конце х века плита с начертанной архангелом песнью была доставлена в константинополь. в русских храмах пребывает немало списков прославленной иконы «достойно есть». в галерной гавани петербурга в честь иконы «достойно есть — милующая» был воздвигнут пятикупольный храм. каким образом список афонской иконы, написанный, по некоторым предварительным оценкам, в конце xix века, оказался в зауралье, мы не знаем. можно лишь утверждать, что списки афонских икон (афонского письма) пребывали в зауральских храмах. недавно была чудесно обретена иверская икона божией матери, тоже афонского письма, которая сейчас, после реставрации, выполненной курганским иконописцем иереем андреем ваньковым, пребывает в богоявленском храме в кургане. даже на мой непросвещенный взгляд, видно, что икона «достойно есть», находящаяся в успенском храме, по духу и стилю близка иверской иконе. по словам настоятеля успенского храма отца виктора, икона божией матери «достойно есть» находилась в покровском храме села шмаково варгашинского района. после революции службы в храме продолжались примерно до 1930 года. затем случилось то, что случилось. икона оказалась в доме неверующего человека, который просто забил ею окно в сарае. но верующие люди выкупили икону и хранили ее по домам. жители вспоминали, как в день праздника иконы, который отмечается 24 июня (по новому стилю), даже в советские времена тихонько совершали с иконой малый крестный ход к реке — «купали» икону. а когда пришло время, благодатную икону передали в успенский храм поселка варгаши. в храме перед иконой, где находится частица мощей святого целителя пантелеимона, еженедельно совершаются торжественные молебны. все больше и больше людей приходят поклониться образу божией матери. за минувшие годы нового столетия приход успенского храма окреп. действует воскресная школа, для которой специально выстроили в храме второй этаж. в приходе стало больше молодежи. а здание храма старенькое, тесное. все чаще — и отец виктор, и прихожане — стали говорить о том, что нужно строить новый храм. и сначала решили, что строить будут на месте действующего храма. прошлым летом, в июне, высокопреосвященнейший константин, архиепископ курганский и шадринский, после совершения богослужения в успенском храме встретился с прихожанами, представителями местных властей. владыка тогда сказал: «здесь тесно для нового храма. вам следует искать новое место — просторное и высокое». архиепископ константин благословил строить новый храм в честь новомучеников и исповедников российских. отец виктор вспоминает: «я растерялся. кто нам выделит землю для строительства храма?! вся земля в варгашах уже распределена. и вдруг меня приглашают в районную администрацию и говорят: «вам выделена земля». по благословению владыки константина все решилось чудесным образом. участок, выделенный для строительства храма, просто идеальный — на берегу озера чаша, рядом — сосновый бор». и уже 28 августа 2009 года — в день успения божией матери, престольный праздник успенского храма — был совершен во главе с высокопреосвященнейшим константином, архиепископом курганским и шадринским, крестный ход с иконой божией матери «достойно есть» к месту строительства нового храма, где был установлен и освящен владыкой константином деревянный крест. проект храма, выполненный анатолием и инессой патраковыми, возвращает нас к лучшим традициям русского шатрового церковного зодчества. ноябрьским днем мы приехали на строительство храма. за короткий период сделано немало. трудами строителей «мостоотряда-82» вырыт котлован, забиты 152 сваи, завершается возведение фундамента храма. создан и действует общественный благотворительный фонд «новый храм», возглавляемый александром пичуговым. говоря о строительстве храма, отец виктор отмечает: «конечно, средства требуются немалые — порядка 20 млн. рублей. при этом мы не рассчитываем на помощь со стороны. мол, придут меценаты и все нам сделают. конечно, предприниматели, в том числе из омска, тюменской области, нам помогают. но мы должны построить храм сами. главный источник — народные средства. и они поступают. уверен, что с божией помощью общими усилиями, трудами и молитвами мы построим наш храм».
дмитрий литвиненко, |