Новости Курганской и Шадринской епархии

21 Октября 2014

19 октября 2014 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола Фомы, Архиепископ Курганский и Шадринский Константин, возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского.

Накануне вечером Владыка Константин совершил Всенощное бдение в соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.

По прочтении Евангелия Архипастырь обратился к собравшимся с проповедью: «В сегодняшний воскресный день, когда Церковь празднует память святого апостола Фомы, нам предлагается для размышления два евангельских зачала. Первое из них, от Луки, повествует об исцелении юноши, единственного сына наинской вдовы. Это событие произошло вскоре после исцеления слуги римского сотника: «После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города» (Лк.7:11-12). В этот момент Иисус Христос, окруженный радостной толпой, требующей чудес, исцелений, сталкивается с выходящей из ворот города Наина скорбной похоронной процессией, в которой несли умершего юношу — единственного сына у вдовы.

Большинству из нас приходилось встречаться со смертью близких и каждый из нас хорошо знает это ощущение невосполнимой потери, когда белый свет кажется уже не мил. Но во всяком случае остаются ещё какие-то другие родственники. В этом же случае бедная вдова потеряла единственного сына — свет очей, любовь и надежду на будущее. И Иисус Христос на глазах у всех совершает чудо. Обычно Господь всегда испрашивал исповедание веры прежде чем сотворить чудо исцеления. Здесь же он не спрашивал о вере этой женщины, она была убита горем. Единственное что в этой ситуации можно было для нее сделать это утешить и поддержать: «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк.7:13). Эти слова Господа Иисуса Христа проносятся через два тысячелетия и отзываются в сердце каждого из нас, кто потерял своих близких. Святой учитель Церкви — величайший Богослов Иоанн Златоуст учит: «если кто из вас потерял близких, пускай плачет, но плачет так, будто бы провожает в дальнюю дорогу с надеждой на встречу, а не предается горю, плачу и сетованию как о чем-то безвозвратно утраченном; пускай ожидает встречи в Царствии Небесном».

После того, как Господь Иисус Христос в первую очередь утешил бедную вдову, он прикасается к юноше и тот встает: «И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его» (Лк.7:14-15).

Дорогие отцы, братья и сестры! В этом очень коротком евангельском повествовании каждое слово имеет огромное значение. И здесь написано, что юноша не просто встал и стал веселиться, но он стал говорить. Далее евангелист пишет: «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк.7:16). Когда мы в Церкви учим о том, что человек должен иметь страх Божий, или когда детям об этом говорят в воскресной школе, или на уроках «Основ православной культуры», то нас упрекают в запугивании. Но страх страху рознь. Вы все сталкивались со страхом перед нападением собаки или бандита в темном переулке: ноги становятся ватными, пропадает дар речи, человек долгое время не может прийти в себя. Это парализующий страх от которого человек слабеет. Но совсем другое — страх Божий, от которого ум человека проясняется, душа становится более отзывчивой, чуткой и тонкой, человек начинает чувствовать иные миры. И в сегодняшнем повествовании мы слышим, что народ исполнился страхом Божиим, говоря что Бог посетил люди своя.

Дорогие отцы, братья и сестры! Смерть это великое Таинство. Когда мы прощаемся с человеком, то чувствуем как с его образа, который сохраняется в наших сердцах, смерть сметает обыденную шелуху и остается светлый облик без будничных подробностей. Этот облик — это образ Божий, который заложен в каждом человеке, и который просияет в Царствии Божием, особенно если человек в этой земной жизни посещал храм, исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн. Церковь неслучайно в этот воскресный день читает именно это короткое евангельское зачало о воскрешении сына наинской вдовы. Это прообраз воскрешения Иисуса Христа, всеобщего воскрешения. Святые Отцы это место истолковывают следующим образом: умерший юноша — это образ каждого из нас, ведь в каждом из нас есть залог смерти. Все мы умрем, но смерть это не конец, за порогом смерти нас ждет всеобщее Воскресение залогом которого стал Господь Иисус Христос.

Святые отцы также в этом повествовании обращают внимание на то, что Иисус Христос отдал юношу матери его. Под матерью здесь имеется прообраз нашей Матери — Церкви. Духовное возрождение человека от мертвости происходит в Церкви через Святые Таинства, начиная с Таинства Крещения, где человек рождается в жизнь вечную. Это происходит в Церкви. И как Иисус Христос возвратил воскресшего юношу матери и утешил ее, также и каждый из нас возрождается к жизни вечной и Христос отдает каждого возрожденного к жизни в лоно Матери Церкви, и здесь, в Церкви, продолжается жизнь. Возлюбленному ученику Христову Иоанну Богослову было видение, которое он описал в книге Откровения — Апокалипсисе. Он увидел Церковь в образе жены, у которой была диадема — корона из двенадцати звезд, по числу двенадцати апостолов: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12:1). Эта жена являет собой прообраз и другой Жены, Имя которой мы пишем с большой буквы, которая также как и наинская вдова, потеряла Своего Единственного Сына. И если эта бедная вдова просто расставалась со своим единственным сыном, вероятно умершим от какой-то неизлечимой инфекционной болезни, то Пресвятая Дева своими глазами видела Сына своего, распинаемого на кресте. Боль, которая пронзила сердце Пресвятой Богородицы, была гораздо сильнее и страшнее всего того, что испытывала бедная наинская вдова. Господь Иисус Христос утешил наинскую вдову «не плачь», также и потом, будучи уже распятым на кресте, утешил свою стоящую при кресте и плачущую Мать: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27).

Дорогие отцы, братья и сестры! Жизнь человеку даруется в Церкви. В наши храмы вы приносите своих детей, приводите внуков, которые приобретают здесь залог вечной жизни. Воскресший духовный мертвец — человек, обретающий веру в любом возрасте, - в младенчестве, зрелом возрасте, или на старости. Господь разными способами призывает человека, любит человека и идет человеку навстречу, протягивая руку, даже не спрашивая исповедание веры. Но к сожалению, очень часто мы отворачиваемся от этой протянутой руки и делаем вид, что ничего не произошло. Редко бывает так, что у человека случается какое-то большое счастье и он бежит в Церковь благодарить Бога. Гораздо чаще бывает другая ситуация, когда человек сталкивается с каким-то горем, и это горе как камень разбивает скорлупу очерствелости нашего сердца, и в наше сердце начинает проникать постоянно действующая Божественная любовь, согревая наше сердце. Чаще всего, учитывая жестокосердие людей, обращение к вере происходит именно таким образом, через страдания.

Но мы должны помнить, что итогом земной жизни христианина является переход в жизнь вечную через всеобщее Воскресение, поэтому провожая своих умерших родственников, не должны убиваться горем, а вспоминать утешающие слова Господа нашего Иисуса Христа: «не плачь», и ожидать встречи по Воскресении. Аминь», - заключил Правящий Владыка.