Новости Курганской и Шадринской епархии

21 Октября 2014

27 ноября 2014 года на Юбилейных X Областных Рождественских образовательных чтений с пленарным докладом выступит заведующий кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, член Союза писателей и Союза кинематографистов России, член Совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга, доктор философских наук, профессор Казин Александр Леонидович.

---

Александр Леонидович Казин, родился 1945 году в Смоленске. Закончил философский факультет Ленинградского университета. Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой искусствознания Санкт — Петербургского государственного университета кино и телевидения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств.

Член Союза писателей и Союза кинематографистов России. Член исполнительного совета общественной организации «Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга».

Автор многих книг и статей по философии культуры, а также нескольких книг художественной прозы. Книга «Последнее Царство. Русская православная цивилизация» издана в 1998 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Книга «Великая Россия. Религия. Культура. Политик» (СПб., 2007) отмечена премией «Александр Невский» Союза писателей России. Автобиографическая книга «Частицы бытия. Роман с философией» удостоена Всероссийской православной литературной премии имени Александра Невского за 2013 год.

Личная страница автора находится в сети на портале «Русская народная линия»

---

Публикуем рассуждения автора на тему «Вера» и «Война» (Homo Russicus. — СПб.: Алетейя, 2014.С. 41-42, 43 — 45).

Вера

Неверующих людей не существует. Одни верят в то, что Бог есть, другие — что Его нет. Последние, таким образом, верят в смерть, в черную дыру. Всё остальные веры производны от личной веры / неверия в Спасителя. Вера в коммунизм или в «зеленых человечков: суть лишь разновидность ответа на «основной вопрос философии».

Вообще вера — одна из самых загадочных вещей на свете. Начиная с того, что и бесы веруют и трепещут. Почему один человек верит, а другой нет? Это у него от рождения (по благодати) или от собственной пошлости и тупости? Гениальный литературно-философский эксперимент на эту тему провел Достоевский в своих «Карамазовых», где все четыре брата (включая сводного Смердякова) и их общий отец исповедуют прямо противоположные веры. Алеша верит в Христа, Иван — богоборец, Дмитрий — «горячее сердце», выбирающий очистительное страдание, Смердяков — поклонник «черной дыры» и русофоб, наконец, Федор Павлович — подданный империи эроса.

Эта типология, по мнению Д. С. Лихачева есть типология русского национального сознания и подсознания. Да не только русского ...
Лично я давно уже не пытаюсь искать тут «причины» или кого-то в чем-либо убеждать. За свою жизнь я перевидал столько людей, которым ничего не надо доказывать (смешно «доказывать» Бога тому, у кого он уже есть), или, наоборот, бесполезно доказывать (мертвое сердце, деревянное ухо) — только лишнее сотрясение воздуха. Да и нет таких доказательств. Вера есть дар: много званных, но мало избранных. Кого я видел значительно меньше — можно сказать, единицы — так это до конца преданных Богу (святых) и до конца (сознательно) преданных демону, открытых сатанистов.

Впрочем, в последнее время вторых стало больше — в частности, в вязи с «голубой революцией» в Европе и борьбой вокруг этого смертного греха у нас. Убежден, что вслед за этим будет узаконена педофилия (в Голландии, кажется, уже предельно понижен «возраст согласия). Потом на улицы выйдут зоофилы и некрофилы, а потом начнется антропофагия. Это и будет торжеством темной веры. Запад окончательно отпадет от Христа. А в России ещё предстоит борьба. В пьесе Иосифа Бродского «Мрамор» один из персонажей заявляет, что верить в Бога — такая же глупость, как и не верить в него. Это как ему угодно, однако вера — это единственный путь восполнения числа ангелов, уменьшившегося после падения сына погибели.

Война

Помнится, в конце 70-х годов один высокопоставленный американский генерал публично заявил, что есть вещи поважнее, чем мир. Мощная советская пропаганда обрушила на него громы и молнии. А ведь, по сути, он был прав. Какой человек не будет защищаться, если на него нападут? И какая страна позволит отобрать у себя даже маленький островок, если она этого не хочет? В своё время дуэли уносили на тот свет сотни людей, для которых честь была дороже физического существования. Лично я в армии не служил и на дуэлях не дрался. К тому времени, когда меня должны были призвать в советскую армию, у меня оказался небольшой туберкулезный очаг в правом легком, который через некоторое время исчез. Потом я учился в университете и в аспирантуре, в 27 лет защитил кандидатскую, так что когда меня в очередной раз вызвали в военкомат, у них ничего не вышло. Кандидатов наук в армию тогда (1973 год) не брали. Помню, с каким отвращением молодой сотрудник Фрунзенского райвоенкомата отшвырнул мой военный документ куда подальше.

Вообще-то, я его вполне понимаю. Любой нормальный — точнее, обладающий традиционными мужскими достоинствами — парень должен отслужить некоторый срок в армии своей страны, хотя есть мальчики, для которых военная служба смерти подобна. Видел в кино, как парашютисты прыгали с самолета, но один их них долетел до земли уже мертвым. Умер в полете от страха — остальным ничего, а ему смерть. До сих пор удивляюсь, как мои родители (военные врачи) отслужили всю Великую Отечественную в действующей армии, отец — майором, а мать — капитаном-орденоносцем. Моя мама — какой я её знал впоследствии, «на гражданке» — была нервной интеллигентной дамой. Великая Отечественная — искупление февральского революционного греха русского народа. Может, и мне довелось бы послужить. А так я только «дитя победы» ( ноябрь 1945 г. р.).

Сегодняшние родители (многие, во всяком случае) и слышать не хотят о военной службе своих детей. В США армия почти целиком наемная, в Европе — смешанная, зато в Израиле всеобщая воинская повинность, и мужская и женская. И ничего, служат и воюют. В России тоже ходят разговоры о переходе на контракт. Интересно, стали бы солдаты, защищавшие Брестскую крепость или бравшие Берлин, делать это за деньги.

Может, Гитлеру просто не пришло в голову предложить им несколько рейхсмарок? А вот американцы, по слухам, предложили в 2003 году военачальникам Саддама Хусейна соответствующие суммы — и Саддам повешен.

Воевать за деньги народ у нас не будет. Не говоря уже о том, что денег не хватит. Все эти «боевые» и «наградные» — капля в море для наших евразийских пространств. Знаменитая Шестая рота Псковской воздушно-десантной дивизии полегла почти вся, но не пропустила «шайтанов».

В свое время, в 70-х годах XIX века, во время русcко-турецкой войны, некоторые российские публицисты писали: «Кто прославляет войну — в штурмовые роты и на стены крепостей». То же самое они писали, когда в 1916 году войска командующего Кавказской армией генерала Н.Н. Юденича также были на пути к Царьграду. Босфор и Дарданеллы были бы наши, и совсем по-другому сложилась бы европейская и русская история ХХ века. Я уже не говорю о том, что русские войска трижды — в 1760, в 1813 и в 1945 — побывали в Берлине.

И в 1812 и в 1941 годах Россия воевала не с Францией и Германией, а почти с объединенной Европой.

Войны, как и революции — социальные, политические, религиозные — такая же непреложная грань грешного мира, как болезнь и смерть.

Не надо делать вид, что всё это когда-либо исчезнет — то ли при коммунизме, то ли при новом мондиалистском мировом порядке, когда люди (в том числе солдаты) будут управляться с помощью вживленных под кожу чипов. Армия — это часть государства, признак державы. Поэт- гусар Денис Давыдов мечтал умереть в бою и страшился смерти в собственной постели:

Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой.

Золотой век Дениса Давыдова миновал. Однако ещё не миновала Россия, которая из каждых пяти лет своей истории 3 проводила в боях.

Скорее всего, так будет и впредь. Кто не любит своей армии, будет кормить чужую.