Новости Курганской и Шадринской епархии

12 Апреля 2014

7 апреля 2014 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Управляющий Курганской и Шадринской епархией Архиепископ Константин возглавил Божественную литургию в Свято-Введенском женском монастыре села Верхняя Теча.

Его Высокопреосвященству сослужили: наместник Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря игумен Варнава (Аверьянов), клирик женского монастыря Похвалы Пресвятой Богородицы протоиерей Сергий Климов, насельник Далматовского монастыря, духовник Свято-Введенской обители иеромонах Корнилий (Мохов), секретарь Епархиального совета иерей Константин Павлюченко.

По окончании Богослужения Владыка Константин обратился к собравшимся с проповедью: «дорогая и всечестная матушка схиигумения Серафима, всечестные отцы, братья и сестры сердечно поздравляю Вас всех с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Только что завершилось совершенно удивительное, необыкновенно насыщенное и богатое по своему содержанию Богослужение. Сегодня мы поем в тропаре: «Днесь спасения нашего главизна» и еже от века Таинства явления. Слово «главизна» имеет два смысла: это и глава как основание, и это начало. Если мы внимательно слушали паримии, то слышали что там перечислялись ветхозаветные Богоявления. Самое первое Богоявление Нового Завета состоялось в день Благовещения. В тот момент явила свое действие вся Святая Троица.

Когда Пресвятая Дева услышала слова Архангела Гавриила, что от нее родится Спаситель, то спросила как это может произойти, если она мужа не знает, ведь старец Иосиф просто опекал Деву Марию. Тогда архангел открывает ей величайшую, неслыханную от века тайну: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). То есть Пресвятая Дева послужила Боговоплощению, от ее чистых кровей и тела воплощается Второе Лицо Пресвятой Троицы — Сын Божий, который по рождении своем получил земное имя Иисус Христос. Второе Лицо Пресвятой Троицы — Сын Божий, о котором скоро на Пасху мы будем петь и по всей земле будет звучать Протоевангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Это «Слово», написанное с заглавной буквы, является Сыном Божиим, воплощенным от Пресвятой Девы. Сын Божий не просто воплотился от Пресвятой Богородицы, но на Пречистую плоть Девы Марии оказала действие вся Святая Троица.

Мы молимся Святому Духу в краткой молитве: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». Какая же скверна была у Пресвятой Богородицы? Никаких личных грехов у нее не было, но на ней была печать первородного греха. И Дух Святой снимает печать первородного греха. Мы, православные, правильно веруем, потому как римокатолики, желая ложно возвеличить Пресвятую Деву, как бы выдергивая ее из всего человеческого рода, говорят что и сама Дева Мария была зачата непорочно от праведной Анны и родителя ее Иоакима. Эти суждения неправильны. Но и того, что Дух Святый снял печать первородного греха ещё недостаточно для Боговоплощения. Архангел говорит: «и сила Всевышнего осенит Тебя», то есть сила Бога Отца — Первого Лица Пресвятой Троицы. Таким образом в этом событии участвуют все три Лица Пресвятой Троицы: сила, энергия Бога Отца, очищение от всякой скверны наитием Святого Духа, и после этого тело, организм Пресвятой Девы приобрел великую святость и стал способным вместить в себя Второе Лицо Пресвятой Троицы — Сына Божия. Она становится «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Новый Завет открывается с величайшей тайны Богоявления, сокровенного явления всей Пресвятой Троицы. Для спасения человечества недостаточно было одних усилий человечества, мало было великих пророков, которые учили народ, но народ плохо слушал пророков. Пророки лишь могли поставить диагноз больному, погрязшему в грехах народу, но необходимо было лекарство. И Врачом, преподавшим лекарство и исцелившим все желающее человечество, стал воплотившийся Сын Божий. Бог исцеляет именно желающих исцеления поскольку любовь всегда предполагает только добровольность, свободу, взаимность. Бог предлагает исцеление и спасение от грехов всему человечеству. И мы знаем как совершилось спасение человечества, скоро мы будем вспоминать страшные голгофские страдания Господа нашего Иисуса Христа, когда Второе Лицо Пресвятой Троицы — Сын Божий — Слово, воспринявший от Пречистой Девы человеческую плоть, бывший во всем подобен нам, кроме греха, действительно пострадал и умер на кресте мучительной смертью, сказавши слова: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин.19:30). Совершилось искупление человеческого рода. Начало искупления человеческого рода было положено в Благовещении, когда для спасения человеческого рода: «Днесь спасе?ния на?шего глави?зна, / и е?же от ве?ка та?инства явле?ние, / Сын Бо?жий, Сын Де?вы быва?ет» (тропарь Благовещения).

Дорогие отцы, братья и сестры, в каждом догмате, являющемся абсолютно непререкаемой истиной, есть элемент познаваемый, понятный, и есть элемент совершенно таинственный, иррациональный. В догмате Рождества Христова совершенно точно выдержан срок человеческой беременности: от 7 апреля до 7 января проходит девять месяцев. Но то, что родила Дева и осталась по рождении Девой является тайной для людей, это мы воспринимаем на веру. Когда же мы говорим о догмате Боговоплощения, то он полностью скрыт таинственностью, ни один из величайших богословов за две тысячи лет не смог объяснить каким образом, как именно соединяется Дух, Сила, Слово и человеческая плоть никто разуметь и объяснить не может. Мы можем лишь констатировать свершившийся факт, — факт нашей надежды, нашей уверенности, факт христианской веры, что сам Бог, все Три Лица Пресвятой Троицы приняли участие в спасении рода человеческого.

Как же мы, дорогие отцы, братья и сестры, должны быть признательны, должны любить Триединого Бога, который совершил великое дело, смирился для нашего спасения. Философы и богословы определили это термином «кеносис», что означает умаление, истощание, смирение Второго Лица. Все это стало возможным только после того как Пресвятая Дева на смирение, которое исходило по любви к человеческому роду от Бога, ответила от имени всего человечества тоже смиренным словом: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк.1:38). В этом событии Господь Бог, образно говоря, протянул нам с небес свою руку, и мы в смирении, осознавая свое недостоинство, отвечаем своей доброй волей на Божественную волю, встречаются две любви, два смирения и происходит чудо спасения", — заключил Архипастырь.