Новости Курганской и Шадринской епархии

29 Октября 2013

7 октября 2013 года, в неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти Святых Отцов VII Вселенского собора, Архиепископ Курганский и Шадринский Константин возглавил Божественную литургию и диаконскую хиротонию в кафедральном Александро-Невском соборе.

Накануне Владыка совершил Всенощное бдение в соборе. Его Высокопреосвященству сослужили: наместник Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря игумен Варнава (Аверьянов), клирики кафедрального собора.

За Божественной литургией в сан диакона был рукоположен насельник Далматовского мужского монастыря монах Афанасий.

По прочтении Евангелия Владыка Константин обратился к прихожанам с проповедью: «сегодня Святое Евангелие предлагает нам, дорогие отцы, братья и сестры, для осмысления притчу о сеятеле. Господь наш Иисус Христос приоткрывал для человечества Тайны Царствия Божия только в притчах, иносказательных повествованиях, ибо как свидетельствовал в своих посланиях апостол Павел, который был вознесен до третьего неба: «...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

Притча о сеятеле заключается в следующем: сеятель есть Сын Божий, семя — Слово Божие, а земля представляет собой человеческие сердца. И в зависимости от свойств этих человеческих сердец и происходит плод. Одно семя упало на протоптанную дорогу, на которой даже сорная трава не произрастает. Так бывает с человеческим сердцем, по которому проходят все и вся, и в этом сердце как на вытоптанной почве ничего не может дать всходы. человеческие сердца начинают вытаптываться с детства с помощью различных компьютерных программ, «стрелялок», развлечений. Эти сердца становятся твердыми, жесткими, и в них с трудом может произрасти что-то человеческое и доброе. Семя лежит на такой вытоптанной дороге на виду у всех и «птицы небесные поклевали его». Согласно Святым Отцам, птицы небесные в этой притче это падшие ангелы, которых мы именуем бесами. И даже если самый хороший пастырь в церкви и сеет доброе семя, то сразу же в помышлениях налетают бесы  и уничтожают это семя.

Следующее семя упало на каменистую почву, то есть попало к людям, которые с интересом относятся к Слову Божию, иногда читают Его, любят порассуждать, поспорить, но тем не менее, не укореняясь в сердцах таких людей, Слово также не приносит плода. Чтобы сердце человека не становилось каменным нужно ходить в храм Божий и исповедовать свои грехи, и тогда от своего самодовольства, самооправдания человек обращает внимание на свое сердце, а если при этом ещё не растрачен такой величайший дар Божий, как слезы покаяния,  то каменное сердце, омытое горячими слезами, становится доброй почвой. Но бывает и хуже, когда в каменном сердце трещину делает горе, болезнь, смерть близких, родных людей, тяжелые утраты, страшные потрясения. Тогда человек, уже почувствовав горе в своем сердце, начинает сочувствовать другим людям, попавшим в такую же тяжелую ситуацию. Но лучше, если сердце становится живым и отзывчивым по доброй воле человека.

Третье семя падает в терние и прорастает, но возрастают бурьяны, колючки и заглушают уже проросшее семя. Иисус Христос объясняет что терние это чрезмерные заботы, житейские наслаждения, заглушающие веру и Слово Божие. Проросшая вера какое-то время живет, ведь мы знаем, что даже через асфальт пробиваются ростки травы. Слово Божие прорастает, но бывает так, что этому проросшему в сердце Слову все идет по остаточному принципу, что когда-нибудь потом я обязательно покаюсь, а пока я молодой и здоровый, то вкушу от жизни все. Если рассмотреть эту ситуацию на примере яблока, то это все равно, что всю жизнь человек ест яблоко, не думая его ни с кем делить, а когда от яблока остается только огрызок (старый, больной, немощный), тогда он готов его отдать Бога, когда уже нет сил не только кому-то другому помочь, но даже за собой нет сил поухаживать и присмотреть. Этот огрызок, или все что осталось от сил и здоровья, человек отдает Богу, а все молодое ушло на похоти житейские, на наслаждения, на заботы.

Наконец, четвертое зерно попадает на добрую почву, которая увлажнена и согрета. Увлажнена слезами, согрета любовью, удобрена делами. На такой почве Слово Божие дает плод в тридцать, в шестьдесят и в сто раз больший. Почему Иисус Христос называет такие цифры, почем не всем одинаковый плод? Все зависит от наших трудов, от того как мы трудимся на собой.

Что же такое Слово Божие сегодня? Все те слова, что говорил Иисус Христос запомнили его ученики — апостолы, передали своим преемникам — мужам апостольским, епископам, все это было записано и сохранено в Евангелии. Сейчас Слово Божие это Евангелие, а в обширном смысле это все Священное Писание, вся Библия. Там записано Слово Божие, которое произносилось Богом и до Рождества Христова, в Ветхом Завете, и по Рождестве Христовом в Новом Завете. Нам необходимо это Слово читать, поскольку это твердое основание нашей веры.

Эта притча, которую мы сейчас с вами слушали, и которую изъясняем, она написана в Евангелии от Луки. А Евангелие от Луки начинается такими словами: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк.1:1-4). Таким образом, твердым основанием нашей веры является Слово Божие — Евангелие, поэтому каждый христианин обязательно должен хотя бы раз в году прочитать полностью все Евангелие. Не думайте, что если вы будете читать его второй раз, то будет скучно и неинтересно. Второй раз будет ещё интересней, а третий раз ещё содержательней, потому что Слово Божие настолько велико, что человеческие способности не смогут его сразу обнять, и все разуметь. Оно каждый раз открывается новыми и новыми гранями, и апостол Павел Слово Божие сравнивает с мечом обоюдоострым, который посекает в том числе и плевелы, и ереси.

Но многие скажут, что Слово Божие сейчас есть у всех. И сектанты, и протестанты, и другие тоже имеют Евангелие, Библию, и критикуют Православие. Некоторые делают это с особым озлоблением, как например Иеговисты, и говорят что только они обладают истинным Словом Божиим. Но эти секты появились только в XIX веке, а наша Церковь существует уже две тысячи лет. И нам важно понимать Слово Божие так, как его понимали апостолы — ученики Христовы, и все последующие их преемники. Это называется понимать так, как понимает традиция.

Но сегодня, в последние времена, сеется не только Слово Божие, но и  отравленное, мутированное семя, то семя, которое дает при своем возрастании уродливые плоды. Так, протестанты во многих европейских странах, искажая Священное Писание, оправдывают и законодательно утверждают гомосексуальные браки, и даже протестантские епископы-женщины, возводят в   пресвитерский сан своих любовниц. А все ходят с библиями. И теперь уже в таких общинах подобные извращения возведены в ранг нормы, а порядочные, честные священнослужители, отстаивающие традиционные институты семьи законодательно преследуются.

Дай Бог, дорогие отцы, братья и сестры, чтобы мы всегда твердо держались истинного, православного учения, и в этом колоссальнейшая заслуга Святых отцов Седьмого Вселенского собора, память которых мы сегодня празднуем. Собор состоялся в 787 году в городе Никее сегодня это территория Турции. В чем же состоялась сущность последнего Вселенского собора, который ещё иногда именуется печатью, то есть завершением, венцом всех Вселенских соборов. Святые Отцы на этом Соборе защищали догмат, то есть непререкаемую истину об иконопочитании.

Дело в том, что иконопочитание в Церкви было изначально, ещё в древнеримских катакомбах в конце I-II веков, когда христианство не было легальной религией, во многих местах находят изображения Иисуса Христа, чаще всего в виде доброго пастыря с овечкой на плечах, или под какими-то другими символическими знаками, как то агнца или рыбы.

Когда христианство стало легальной религией, тогда можно стало выставлять и иконы, и крест, открыто почитать мощи святых, на которых первые христиане служили Литургию. Первые христиане, которые были гонимы, в течение трех столетий совершали Божественную Литургию в пещерах, катакомбах и престолом часто служил гроб с телом или останками мученика.

1700 лет тому назад христианство в Римской империи стало легальным, и получило расцвет и распространение. Но спустя несколько столетий в империи возникла ересь иконоборчества. Эта ересь имела два корня: иудаизм и зародившийся молодой ислам. Эти два религиозных течения, соединившись, нанесли удар по христианству, развив ересь иконоборчества. Тогда святые иконы уничтожались, предавались поруганию под видом того, что иконы являются идолами, что идет в разрез с заповедью «Не сотвори себе кумира, и никакого подобия Божия». Но эта заповедь была дана Моисею ещё примерно за тринадцать столетий до Боговоплощения, до Рождества Иисуса Христа. Когда же родился Иисус Христос, когда Слово воплотилось: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14). И соответственно то, что стало видимым, то можно стало и изображать.

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1:1-3).

Святые отцы коротко объясняют так, что до Воплощения Сына Божия, Второго Лица Святой Троицы изображать Господа Бога было запрещено, но после того как произошло Боговоплощение в лице Иисуса Христа, то мы, изображая Его на иконах, утверждаем тем самым непреложную истину о Боговоплощении. Если мы, христиане не будем утверждать этот догмат на иконах, то это будем означать, что мы не признаем подлинности Боговоплощения, а значит приравняемся к мусульманам и иудеям. Поэтому VII Вселенский Собор именуется Печатью,  всего догматического богословия в Христианской Церкви, именно потому что он утверждает главный догмат нашего спасения — о Боговоплощении. Потому что если Бог не воплотился, значит страдания Иисуса Христа призрачны, нереальны, и Бог не смог взять на себя грехи плотского мира, и спасение наше не свершилось. Вот к чему нас подводят те, кто отвергает святые иконы. Они таким образом, хитро лишают нас надежды на спасение.

VII Вселенский собор проходил  в Никее, а не в Константинополе, поскольку в те времена правила целая династия императоров-иконоборцев, а в столице стояли преданные им легионы. Именно Никею выбрали потому, что там был проведен Первый Вселенский Собор в 325 году. Таким образом богословие завершило свой круг.  «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8). Так и в Никее совершилась «альфа и омега» всего православного христианского богословия. За это мы почитаем Святых Отцов VII Вселенского собора. \

Храни и благослови Вас всех Господь, и помните, что те, кто лишает нас иконопочитания, те лишают нас и надежды на спасение», - заключил Архипастырь.

27 октября 2013 года, в неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти Святых Отцов VII Вселенского собора, Архиепископ Курганский и Шадринский Константин возглавил Божественную литургию и диаконскую хиротонию в кафедральном Александро-Невском соборе.\

Накануне Владыка совершил Всенощное бдение в соборе. Его Высокопреосвященству сослужили: наместник Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря игумен Варнава (Аверьянов), клирики кафедрального собора.

За Божественной литургией в сан диакона был рукоположен насельник Далматовского мужского монастыря монах Афанасий.

По прочтении Евангелия Владыка Константин обратился к прихожанам с проповедью: «сегодня Святое Евангелие предлагает нам, дорогие отцы, братья и сестры, для осмысления притчу о сеятеле. Господь наш Иисус Христос приоткрывал для человечества Тайны Царствия Божия только в притчах, иносказательных повествованиях, ибо как свидетельствовал в своих посланиях апостол Павел, который был вознесен до третьего неба: «...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

Притча о сеятеле заключается в следующем: сеятель есть Сын Божий, семя — Слово Божие, а земля представляет собой человеческие сердца. И в зависимости от свойств этих человеческих сердец и происходит плод. Одно семя упало на протоптанную дорогу, на которой даже сорная трава не произрастает. Так бывает с человеческим сердцем, по которому проходят все и вся, и в этом сердце как на вытоптанной почве ничего не может дать всходы. человеческие сердца начинают вытаптываться с детства с помощью различных компьютерных программ, «стрелялок», развлечений. Эти сердца становятся твердыми, жесткими, и в них с трудом может произрасти что-то человеческое и доброе. Семя лежит на такой вытоптанной дороге на виду у всех и «птицы небесные поклевали его». Согласно Святым Отцам, птицы небесные в этой притче это падшие ангелы, которых мы именуем бесами. И даже если самый хороший пастырь в церкви и сеет доброе семя, то сразу же в помышлениях налетают бесы  и уничтожают это семя.

Следующее семя упало на каменистую почву, то есть попало к людям, которые с интересом относятся к Слову Божию, иногда читают Его, любят порассуждать, поспорить, но тем не менее, не укореняясь в сердцах таких людей, Слово также не приносит плода. Чтобы сердце человека не становилось каменным нужно ходить в храм Божий и исповедовать свои грехи, и тогда от своего самодовольства, самооправдания человек обращает внимание на свое сердце, а если при этом ещё не растрачен такой величайший дар Божий, как слезы покаяния,  то каменное сердце, омытое горячими слезами, становится доброй почвой. Но бывает и хуже, когда в каменном сердце трещину делает горе, болезнь, смерть близких, родных людей, тяжелые утраты, страшные потрясения. Тогда человек, уже почувствовав горе в своем сердце, начинает сочувствовать другим людям, попавшим в такую же тяжелую ситуацию. Но лучше, если сердце становится живым и отзывчивым по доброй воле человека.

Третье семя падает в терние и прорастает, но возрастают бурьяны, колючки и заглушают уже проросшее семя. Иисус Христос объясняет что терние это чрезмерные заботы, житейские наслаждения, заглушающие веру и Слово Божие. Проросшая вера какое-то время живет, ведь мы знаем, что даже через асфальт пробиваются ростки травы. Слово Божие прорастает, но бывает так, что этому проросшему в сердце Слову все идет по остаточному принципу, что когда-нибудь потом я обязательно покаюсь, а пока я молодой и здоровый, то вкушу от жизни все. Если рассмотреть эту ситуацию на примере яблока, то это все равно, что всю жизнь человек ест яблоко, не думая его ни с кем делить, а когда от яблока остается только огрызок (старый, больной, немощный), тогда он готов его отдать Бога, когда уже нет сил не только кому-то другому помочь, но даже за собой нет сил поухаживать и присмотреть. Этот огрызок, или все что осталось от сил и здоровья, человек отдает Богу, а все молодое ушло на похоти житейские, на наслаждения, на заботы.

Наконец, четвертое зерно попадает на добрую почву, которая увлажнена и согрета. Увлажнена слезами, согрета любовью, удобрена делами. На такой почве Слово Божие дает плод в тридцать, в шестьдесят и в сто раз больший. Почему Иисус Христос называет такие цифры, почем не всем одинаковый плод? Все зависит от наших трудов, от того как мы трудимся на собой.

Что же такое Слово Божие сегодня? Все те слова, что говорил Иисус Христос запомнили его ученики — апостолы, передали своим преемникам — мужам апостольским, епископам, все это было записано и сохранено в Евангелии. Сейчас Слово Божие это Евангелие, а в обширном смысле это все Священное Писание, вся Библия. Там записано Слово Божие, которое произносилось Богом и до Рождества Христова, в Ветхом Завете, и по Рождестве Христовом в Новом Завете. Нам необходимо это Слово читать, поскольку это твердое основание нашей веры.

Эта притча, которую мы сейчас с вами слушали, и которую изъясняем, она написана в Евангелии от Луки. А Евангелие от Луки начинается такими словами: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк.1:1-4). Таким образом, твердым основанием нашей веры является Слово Божие — Евангелие, поэтому каждый христианин обязательно должен хотя бы раз в году прочитать полностью все Евангелие. Не думайте, что если вы будете читать его второй раз, то будет скучно и неинтересно. Второй раз будет ещё интересней, а третий раз ещё содержательней, потому что Слово Божие настолько велико, что человеческие способности не смогут его сразу обнять, и все разуметь. Оно каждый раз открывается новыми и новыми гранями, и апостол Павел Слово Божие сравнивает с мечом обоюдоострым, который посекает в том числе и плевелы, и ереси.

Но многие скажут, что Слово Божие сейчас есть у всех. И сектанты, и протестанты, и другие тоже имеют Евангелие, Библию, и критикуют Православие. Некоторые делают это с особым озлоблением, как например Иеговисты, и говорят что только они обладают истинным Словом Божиим. Но эти секты появились только в XIX веке, а наша Церковь существует уже две тысячи лет. И нам важно понимать Слово Божие так, как его понимали апостолы — ученики Христовы, и все последующие их преемники. Это называется понимать так, как понимает традиция.

Но сегодня, в последние времена, сеется не только Слово Божие, но и  отравленное, мутированное семя, то семя, которое дает при своем возрастании уродливые плоды. Так, протестанты во многих европейских странах, искажая Священное Писание, оправдывают и законодательно утверждают гомосексуальные браки, и даже протестантские епископы-женщины, возводят в   пресвитерский сан своих любовниц. А все ходят с библиями. И теперь уже в таких общинах подобные извращения возведены в ранг нормы, а порядочные, честные священнослужители, отстаивающие традиционные институты семьи законодательно преследуются.

Дай Бог, дорогие отцы, братья и сестры, чтобы мы всегда твердо держались истинного, православного учения, и в этом колоссальнейшая заслуга Святых отцов Седьмого Вселенского собора, память которых мы сегодня празднуем. Собор состоялся в 787 году в городе Никее сегодня это территория Турции. В чем же состоялась сущность последнего Вселенского собора, который ещё иногда именуется печатью, то есть завершением, венцом всех Вселенских соборов. Святые Отцы на этом Соборе защищали догмат, то есть непререкаемую истину об иконопочитании.

Дело в том, что иконопочитание в Церкви было изначально, ещё в древнеримских катакомбах в конце I-II веков, когда христианство не было легальной религией, во многих местах находят изображения Иисуса Христа, чаще всего в виде доброго пастыря с овечкой на плечах, или под какими-то другими символическими знаками, как то агнца или рыбы.

Когда христианство стало легальной религией, тогда можно стало выставлять и иконы, и крест, открыто почитать мощи святых, на которых первые христиане служили Литургию. Первые христиане, которые были гонимы, в течение трех столетий совершали Божественную Литургию в пещерах, катакомбах и престолом часто служил гроб с телом или останками мученика.

1700 лет тому назад христианство в Римской империи стало легальным, и получило расцвет и распространение. Но спустя несколько столетий в империи возникла ересь иконоборчества. Эта ересь имела два корня: иудаизм и зародившийся молодой ислам. Эти два религиозных течения, соединившись, нанесли удар по христианству, развив ересь иконоборчества. Тогда святые иконы уничтожались, предавались поруганию под видом того, что иконы являются идолами, что идет в разрез с заповедью «Не сотвори себе кумира, и никакого подобия Божия». Но эта заповедь была дана Моисею ещё примерно за тринадцать столетий до Боговоплощения, до Рождества Иисуса Христа. Когда же родился Иисус Христос, когда Слово воплотилось: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14). И соответственно то, что стало видимым, то можно стало и изображать.

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1:1-3).

Святые отцы коротко объясняют так, что до Воплощения Сына Божия, Второго Лица Святой Троицы изображать Господа Бога было запрещено, но после того как произошло Боговоплощение в лице Иисуса Христа, то мы, изображая Его на иконах, утверждаем тем самым непреложную истину о Боговоплощении. Если мы, христиане не будем утверждать этот догмат на иконах, то это будем означать, что мы не признаем подлинности Боговоплощения, а значит приравняемся к мусульманам и иудеям. Поэтому VII Вселенский Собор именуется Печатью,  всего догматического богословия в Христианской Церкви, именно потому что он утверждает главный догмат нашего спасения — о Боговоплощении. Потому что если Бог не воплотился, значит страдания Иисуса Христа призрачны, нереальны, и Бог не смог взять на себя грехи плотского мира, и спасение наше не свершилось. Вот к чему нас подводят те, кто отвергает святые иконы. Они таким образом, хитро лишают нас надежды на спасение.

VII Вселенский собор проходил  в Никее, а не в Константинополе, поскольку в те времена правила целая династия императоров-иконоборцев, а в столице стояли преданные им легионы. Именно Никею выбрали потому, что там был проведен Первый Вселенский Собор в 325 году. Таким образом богословие завершило свой круг.  «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8). Так и в Никее совершилась «альфа и омега» всего православного христианского богословия. За это мы почитаем Святых Отцов VII Вселенского собора.

Храни и благослови Вас всех Господь, и помните, что те, кто лишает нас иконопочитания, те лишают нас и надежды на спасение», - заключил Архипастырь.