Новости Курганской и Шадринской епархии

27 Апреля 2013
Доклад юриста курганского епархиального управления инокини Нектарии (Бесединой) на епархиальном собрании 25 апреля 2013 года
27.04.2013

Ваше Высокопреосвященство, отцы благочинные и клирики Курганской и Шадринской епархии.

На Архиерейском Соборе 2-5 февраля 2013 года было отмечено: «Епархиальным архиереям надлежит обратить особое внимание на правильное использование, сохранение и восстановление движимых и недвижимых памятников культуры, переданных Церкви. Их учет, реставрация и ремонт должны находиться под особым контролем». В связи с этим настоятелям тех храмов, которые являются памятниками культуры (или объектами культурного наследия), а их большинство в нашей епархии, необходимо запомнить следующую информацию.

Прежде всего, отмечу, что памятники культуры подразделяются на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения. К федеральным и региональным памятникам особо пристальное внимание органов охраны объектов культурного наследия. Что налагает на нас и особую ответственность перед этими органами.
Далее надо запомнить, что собственник или пользователь объекта культурного наследия (т.е. религиозная организация) несет бремя содержания принадлежащего ему памятника культуры.

При передаче в собственность религиозным организациям объекта культурного наследия новый собственник (т.е. религиозная организация) принимает на себя обязательства по сохранению памятника, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника храма-памятника.

Объект культурного наследия используется с обязательным выполнением следующих требований:

  • обеспечение неизменности облика и интерьера памятника культуры в соответствии с особенностями данного объекта;
  • согласование с госорганом осуществления проектирования и проведения строительных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия;
  • обеспечение доступа к памятнику представителей  соответствующего органа охраны объектов культурного наследия.

Правовое регулирование пользования храмами-памятниками осуществляется на основании требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Этот закон устанавливает критерии осуществления государственного контроля за сохранением, использованием, и государственной охраной объектов культурного наследия; а также меры  ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия. Расскажу об особо значимых для нас положениях этого закона, которые надо знать пользователям памятников.

Проектирование и проведение строительных, хозяйственных и иных работ на территории памятника запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Проектирование и проведение работ по сохранению памятника осуществляются только по согласованию с органом охраны объектов культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны памятников культуры, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Здесь надо запомнить, что задание на проведение работ по сохранению памятника составляется с учетом мнения собственника либо пользователя объектом культурного наследия (т.е. настоятеля).

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации памятников истории и культуры.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии не со строительными стандартами как обычные здания, а в соответствии с реставрационными нормами и правилами.

Причем наличие проектной документации на проведение работ обязательно. Фирмы, которые разрабатывают проектную документацию, осуществляют научное руководство проведением работ, а также технический и авторский надзор. Без этого условия никаких работ на памятнике культуры по закону производить нельзя.

Законом также предусмотрено создание федеральных целевых программ для сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия. Мы каждый год в Министерство культуры РФ отправляем заявки на выделение федеральных средств для восстановления памятников культуры федерального значения. В этом году мы оправили заявку по таким объектам культурного наследия как Далматовский монастырь, Спасо-Преображенский собор в г.Шадринске, и Флоро-Лаврская церковь в с.Белоярское. Отец Варнава, который ездил в Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви для совместного рассмотрения перечня объектов, предлагаемых для включения в Федеральную целевую программу, в своей докладной записке сообщил, что представители Финансово-хозяйственного управления заметили, что вероятность выделения средств на реставрацию Флоровской церкви и Спасо-Преображенского собора ничтожно мала. Т.е. в какой-то мере государство поможет Далматовскому монастырю. Остальные же приходы епархии на помощь государства в восстановлении памятников культуры рассчитывать не могут. Надо восстанавливать своими силами.
Это, что касается недвижимого имущества. В постановлении Архиерейского Собора также сказано о сохранении и восстановлении движимого имущества. Это, прежде всего, внутреннее убранство храмов, в том числе иконы. А в нашей епархии есть храмы, в которых до сих пор висят иконы, поруганные в годы лихолетья и их никто не реставрирует. Это недопустимо.

В связи с постановлениями Архиерейского Собора, всем настоятелям необходимо обратить внимание на состояние находящихся в их ведении движимых и недвижимых памятников культуры и принять необходимые меры по сохранению, реставрации и восстановлению этих памятников. 

Еще скажу два слова о годовых отчетах. Отчеты все настоятели сдали вовремя, и все старались придерживаться плана, который требует Патриархия. Но у многих настоятелей на каждый пункт плана по одному предложению или же сухое перечисление мероприятий. Нужно понять, что ваш отчет показывает вашу работу в течение года. У одного настоятеля в отчете был минимум информации, весь отчет на двух листах. Здесь в епархии и сложилось мнение, что он там у себя на месте ничего не делает, никакой работы не проводит, а начали разбираться, оказалось, что он ведет большую работу по разным направлениям деятельности. Просто не умеет писать отчеты. Но у настоятелей много помощников из прихожан, просите, чтобы вам помогали. И еще в очередной раз убедительно прошу, собирайте в течение года статьи в ваших местных средствах массовой информации о деятельности прихода и настоятеля, или просто на православную тематику и присылайте их с отчетом. Каждый год мало кто это делает.

Юрист Курганского Епархиального Управления
инокиня Нектария (Беседина)

< Предыдущая Следующая >