Новости Курганской и Шадринской епархии

15 Апреля 2013
Возвращение иконы
15.04.2013

Рассказ зауральского краеведа

В марте 2004 г. я был невольным свидетелем пожертвования Порт-Артурской иконы в Свято-Успенский Далматовский монастырь неизвестным православным человеком. Я тогда догнал его на пути на вокзал и очень кратко расспросил его, не спросив имени. Удалось узнать только, что пожертвованная Порт-Артурская икона из деревни Денисово Частоозерского района.

Все эти годы я, как мог, искал этого замечательного человека, но тщетно… Так прошло почти 9 лет. А 29 января 2013 года мне позвонил наместник Далматовского монастыря игумен о. Варнава и сказал: «Николай Борисович! Хочу вас порадовать! Дело в том, что со мной связался тот таинственный жертвователь Порт-Артурской иконы, дал телефон. Мы договорились встретиться с ним завтра у нашего монастырского стенда на православной выставке «Добрый свет Рождества». Обязательно приходите!»

Не надо говорить, как я ждал эту встречу: хотелось узнать подробности истории таинственной и судьбоносной для России Порт-Артурской иконы.

И вот к стенду Далматовского монастыря подошел невысокий человек. Отец Варнава познакомил нас: «Прошло 9 лет, но мы сразу узнали друг друга. Знакомьтесь: Георгий Семенович Дудин».

Вот так на выставке и произошла моя долгожданная встреча с тем таинственным жертвователем Порт-Артурской иконы 1904 г. — 8 марта 2004 г. в Далматовский монастырь.

Как я уже упоминал, наш богобоязненный брат Георгий Семенович Дудин был настолько скромен, что эти все 9 лет совершенно не знал о громкой славе пожертвованного им редчайшего святого образа. Я коротко ему сообщил самое важное: установлен с 2009 г. общецерковный праздник прославления Порт-Артурской иконы — 29 (16) августа; сохранилось в православном мире не более десяти списков Порт-Артурской иконы дореволюционного письма; кроме того, Порт-Артурская икона отражена в энциклопедии мирового уровня: «Русская икона и религиозная живопись»; а её «сестра» из п. Мишкино является одной из наиболее почитаемых икон в нашей епархии; под Порт-Артурскую икону впервые за 100 лет была отреставрирована часовня Св. Владимира, а заодно и мемориальное кладбище русских воинов в Порт-Артуре (Люйшунь, Китай) в 2010 г.; в Кургане, на площади перед «НПО Курганприбор», выстроен и освящен 8 апреля 2012 г. каменный храм в честь Порт-Артурской иконы, первый в мире; Порт-Артурская икона занимает почетное место в Храме Христа Спасителя в Москве, её сейчас пишут одни из лучших православных изографов — иконописцы Осипенко; и, наконец, Патриарх Кирилл лично привез и пожертвовал Порт-Артурскую икону в Сирию в ноябре 2011 г.

И это все (по крайней мере в нашей епархии) началось с того 2004 г., с пожертвования Порт-Артурской иконы в Далматовский монастырь. Сказать, что брат Георгий удивился, это просто ничего не сказать. После этой информации он подходил к Порт-Артурской иконе и ко всему, связанному с ней, только коленопреклоненно.

Георгий Семенович Дудин родился в 1941 году в деревне Вохменка Юргамышского района Курганской области.

Мама, Ульяна Ивановна, была верующей и посоветовала сыну Юрию, когда ему было 14 лет, окреститься. Для этого пришлось съездить в Копейск, к родственникам, где была маленькая деревянная церковь. Там Юрий принял таинство святого крещения с именем Георгий.

Георгий Семенович окончил в Вохменке 10 классов, потом два года работал на шахте №32 города Кизела Пермской области. Далее был призван в Советскую армию. Служил в химвойсках в г. Слободской Кировской области. После армии приехал в Курган, на Курганский машиностроительный завод, сначала работал в чугунолитейном цехе №110, потом был переведен в сталелитейный цех №120. (Вот он, промысел, я отработал в этом цехе 25 лет!)

Позже семья переехала в село Лесниково, где Георгий выстроил дом. А в 1997 году вернулись в Курган, где Георгий Семенович устроился сварщиком опять на КМЗ, в цех 301, откуда в 2010 г. ушел на пенсию. Но не сидится дома ветерану, сейчас, в 71 год, он еще подрабатывает.

В начале 1980-х Георгий Дудин стал задумываться о смысле жизни, о Боге. Стал интересоваться Православием.

Как уже говорилось, жена его, Людмила Михайловна, была родом из д. Денисово Частоозерского р-на. Георгий и Людмила туда часто ездили к теще, Анне Андреевне Воробьевой (1929-2008). Она всю жизнь жила в д. Денисово и работала дояркой в колхозе.

Поздней осенью 1982 г. Георгий Дудин приехал в очередной раз в д. Денисово и ввиду того, что он стал воцерковляться, спросил тещу: «Можно ли где-то тут приобрести икону домой?» Та ответила, что у соседского молодого парня Николая, кажется, есть иконы.

Внимание Георгия сразу привлекла икона средних размеров, с необычным, очень красивым сюжетом: стоящая Божия Матерь на скрещенных мечах, держащая плат с Нерукотворным Спасом. Георгий подумал: «очень красивый и необычный образ, тем более на одном изображении присутствуют и Божия Матерь, и Господь наш Иисус!»

Продавец Николай ответил, что это  самая лучшая и красивая икона, потому дорогая, запросив сумму, конечно, смешную по-нынешнему, но очень значительную по тем временам в деревне, которой у Георгия с собой не было.

Но когда Георгий собирался тогда, осенью 1982 г., в гости в Денисово, он купил себе дорогую норковую зимнюю шапку. Цена по тем временам её равнялась примерно средней месячной городской зарплате (рублей 200-250). И тогда Георгий Семенович, окончательно решивший приобрести икону, без слов надел эту шапку на Николая. А у того сразу заблестели глаза, и он, дивясь такой цене, моментально протянул святой образ покупателю. Так была приобретена  знаменитая в будущем Порт-Артурская икона.

Придя домой и поставив Порт-Артурскую икону на почетное место, Георгий сразу спросил родственников: «А откуда у такого молодого Николая могут быть иконы? Он не говорит». Теща Анна Андреевна и жена Людмила, будучи местными жителями, выдвинули одно предположение.

У них в деревне Денисово иконы в большом количестве могли быть только у одних. Это была бездетная пара Меньщиковых: дед Андрей и бабушка Марья. Они были очень богомольными, к старости уже немощными (у бабушки была парализована рука). Потому-то жена Людмила, будучи в пионерах-тимуровцах, помогая старикам по хозяйству, и вспомнила, что все стены в избе у них были завешаны иконами различных размеров. Она точно помнит, что были и огромные, храмовые, совершенно не подходящие для пятистенника.

Вполне возможно, что после кончины не имеющих наследников Меньщиковых все имущество их попало к деревенским соседям. Семья этого молодого Николая была не коренной, а приезжей, может быть, они и подобрали иконы четы Меньщиковых. Это является единственным объяснением, больше взять образа в деревне Денисово в то время просто было неоткуда.

Со святой иконой Дудины тогда, в 1982 г., вернулись домой, в село Лесниково, и 22 года горячо молились перед ней. На ней им знакома каждая трещинка. В 1997 г. супруги Дудины переехали в Курган, взяв икону, а к 2004 г. начались разные семейные неурядицы. Вот тогда какой-то внутренний голос подсказал Георгию, что для преодоления напастей икону надо пожертвовать в самое святое место епархии.

Долго он размышлял и решил, что самое старинное, а следовательно, намоленное место — это Свято-Успенский Далматовский монастырь.

И вот утром 8 марта 2004 г. Георгий с завернутой в покрывало Порт-Артурской иконой промыслительно появился на литургии преждеосвященных даров в Скорбященской церкви Далматовского монастыря (шел тогда Великий пост).

В это же время я, будучи паломником, также пришел на эту литургию — 8 марта 2008 г., где и состоялась промыслительная для меня встреча с неизвестной тогда мне необычной иконой.

Николай Павлов. http://kikonline.ru

Следующая >